Апокалипсис на Волге. Часть 1
После того, как дерзкое вторжение Адольфа Гитлера в СССР, наконец, остановилось в декабре 1941 года на лесистых окраинах Москвы, истощенная немецкая армия стабилизировала свой зимний фронт на линии, проходящей примерно от Ленинграда на севере до Ростова на юге. Напряжение суровой зимней кампании, а также серьезное давление, оказанное Люфтваффе в его длительных усилиях по снабжению с воздуха армейских городских бастионов вдоль фронта, было огромным. Но, несмотря на ужасающие потери, которые они понесли в тяжелых боях 1941 года—ошеломляющие потери в 850 000 человек, — немцы по-прежнему были уверены, что они разгромят Красную Армию, как только зимние условия больше не будут препятствовать их мобильности.
Решение Гитлера возобновить наступательные операции на Восточном фронте выкристаллизовалось в первые месяцы 1942 года после того, как его экономические советники убедили его, что Германия не сможет продолжать войну, если не захватит жизненно важные запасы нефти, пшеницы и руды из кавказского региона СССР. Признавая, что о другом тотальном наступлении не может быть и речи, Гитлер ограничил масштабы возобновленного наступления только одним флангом, что противоречило традиционной немецкой стратегии. Нацистские армии в центре и севере будут удерживать свои позиции, в то время как основной удар будет нанесен на южном фронте у Черного моря, по коридору между реками Донец и Дон. Достигнув Дона, немецкие армии повернут на юг к нефтяным месторождениям Кавказа и двинутся на восток к большому промышленному городу Сталинграду, расположенному на западном берегу Волги.
Захват Сталинграда, жизненно важного коммуникационного центра, который был сухопутным мостом между Волгой и Доном и был важнейшим транспортным маршрутом между Каспийским морем и северной Россией, не входил в первоначальный план Гитлера. Продвижение к Волге 6 армии генерала Фридриха фон Паулюса должно было обеспечить стратегическое фланговое прикрытие для важнейшего наступления на Кавказ, где успешное наступление завершило бы захват Украины, перекрыло бы поставки зерна из большей части советской хлебной корзины и отрезало топливо для военной машины СССР.
Наступление на юг СССР могло быть осуществлено только в том случае, если немцы привлекли бы армии своих союзников—румынскую 3 и 4 армии, итальянскую 8 армию, венгерскую 2 армию и 369-й хорватский легион—для обеспечения большей части тылового прикрытия и флангового наступления. Проблема заключалась в том, что иностранные подразделения явно уступали своим немецким коллегам. Потенциал успеха наступления значительно возрос, когда 12 мая 1942 года советские силы численностью 640 000 человек начали собственное чрезмерно амбициозное наступление в направлении Харькова. Это наступление провалилось. Две советские армии были окружены, и к концу мая около 241 000 солдат Красной Армии были захвачены в плен.
28 июня немцы начали свой собственный удар под кодовым названием "Блау".
Южный фланг немцев шел наискось от побережья у Таганрога на юге, вдоль реки Донец на север в сторону Харькова и Курска. На крайнем правом фланге немцев находилась 17 армия; следующей на линии слева и дальше была 1 танковая армия; Эти две армии составляли группу армий «А» фельдмаршала Вильгельма Листа, предназначенную для вторжения на Кавказ. Слева от него находилась группа армий «Б» фельдмаршала Федора фон Бока, в которую входили 6 армия Паулюса и 2 армия, последняя состояла из немецкой 4 танковой армии и венгерской, итальянской и румынской армий.
7 июня в преддверии главного наступления на Севастополь был начат осадный штурм. Несмотря на ожесточенное сопротивление советских войск, город пал 4 июля, а вместе с ней и весь Крым, лишив таким образом советы их главной военно-морской базы на Черном море. Тем временем немцы форсировали реку Донец, создали плацдарм на северном берегу и нанесли мощный бронетанковый удар на север в 40 милях к городу Купянску, получив неоценимые фланговые рычаги для оказания помощи восточному направлению главного наступления, где тяжелые бои бушевали в течение нескольких дней, прежде чем 4 танковая армия прорвалась между Курском и Белгородом. После этого бронетанковое наступление быстро пронеслось по равнине протяженностью 100 миль до реки Дон, недалеко от Воронежа. Под Воронежем три советские армии яростно сопротивлялись натиску объединенных сил 4 и 17 танковых армий и 6 армии Паулюса, полагая, что атака была прелюдией к немецкому наступлению на Москву. Чтобы избежать окружения, три советские армии отошли на восток в направлении Сталинграда.
Теперь Гитлер разделил группу армий "Юг" на группы «А» и «В». После того, как венгерская 2 армия подошла и сменила 4 танковую армию; она затем развернулась на юго-восток по коридору между Доном и Донцом, а за ней последовала армия Паулюса. Затем 6 армия, 4 танковая армия и армии сателлитов Германии начали свое продвижение на восток к Сталинграду. Когда группа армий «А» продвинулась далеко на Кавказ, ее продвижение замедлилось, поскольку ее линии снабжения стали чрезмерно растянутыми. Фюрер, одержимый и нетерпеливый захватить Кавказ, разделил операцию "Блау" из связного двухэтапного целого на две отдельные части, изменив организацию, сроки и последовательность наступления, к большому огорчению своих высших генералов. Последовательно недооценивая стойкость своего врага, Гитлер решил, что город Сталинград должен быть взят.
Маршал Андрей Еременко, командующий советским южным фронтом, искал стратегию, чтобы удержать армии врага, которые в настоящее время продвигались к Сталинграду, от последней естественной линии обороны Юга России — Волги. Когда немцы приблизились к городу в августе 1942 года, основная оборона города легла на плечи советской 62 армии; Еременко, нуждаясь в командире с духом и упорством, чтобы сплотить солдат и удержать Волгу любой ценой, выбрал генерал-лейтенанта Василия Чуйкова. Еременко немедленно издал лаконичную директиву своим армейским командирам - “Ни шагу назад”.
Чуйков, убежденный, что его силы не могут сравниться с огневой мощью вермахта в открытых степях, разработал планы уличного боя, выбирая будущие опорные пункты, которые противник будет вынужден пройти по пути к Волге. Он разместил свою артиллерию в секторах, где немцы будут сосредоточены в наибольшем количестве. Советская 64 армия будет защищать южные сектора Сталинграда.
Источник:
7 комментариев
4 года назад
такой же тупой говнобот, как и остальные легендапрессы, точказрения, вествойсы, навигаторы и прочие медиаинфы.
даже мозгов не хватило гулевский перевод отредактировать.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена4 года назад
В ходе Смоленского сражения, продолжавшемся два месяца, безвозвратные потери Красной армии составили более 486, а санитарные – свыше 273 тыс. человек.Итого 759 тыс.
В ходе боёв за Киев, по данным, опубликованным в 1993 году Генштабом Вооружённых Сил РФ, советские потери составили свыше 700 тыс. человек, из них 627,8 тыс. безвозвратно.
Потери советских войск в Вяземской катастрофе: войска Западного и резервного фронтов за период с 28 сентября по 18 октября 1941 года понесли общие потери около 780 000 человек, из них количество захваченных противником в плен составило 527 тысяч человек.
И это потери, только в трёх крупнейших сражениях. Реальных цифр потерь 41 года, не назовёт никто, и никогда.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена4 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена