Олег Даль
25 мая ему могло бы исполниться 80 лет
https://static.kulturologia.ru/files/u19001/Oleg-Dal-wild-star-1.jpg
"Мания совершенства"
"Он был болен одной из самых прекрасных и трагических болезней — манией совершенства", - сказал о нем однажды историк и драматург Эдвард Радзинский, и, наверное, в этой "болезни" - ключ ко многим поступкам, вызывавшим непонимание, а часто и осуждение окружающих.
Даль не единожды отказывался от выгодных ролей, уходил из театров, со смелой резкостью отзывался о некоторых собственных картинах (например, пользовавшейся огромным успехом у зрителей "Земле Санникова") и демонстрировал необыкновенно острое чувство собственного достоинства и принципиальность, когда речь касалась работы.
Например, в 78-м Даль долго не соглашался на роль в картине "Отпуск в сентябре" по пьесе Вампилова "Утиная охота", ставшую впоследствии одной из его лучших работ, - не соглашался только из-за того, что его не позвали сниматься сразу. Чтобы уговаривать актера принять участие в желанной для него же картине режиссеру Виталию Мельникову пришлось лично ехать из Ленинграда в Москву.
"Он был душевно очень высокий человек. Очень жесткий, а за этой жесткостью – чрезвычайная тонкость и хрупкость", – так о Дале вспоминал уже режиссер и художественный руководитель Театра на Малой Бронной Анатолий Эфрос, которому в свое время также пришлось отпустить Даля, отказавшегося от двух ролей.
за 18 лет в кино он успел сыграть около 30 ролей и еще 20 – в телеспектаклях, и многие из них сегодня называют шедеврами. Их могло быть намного больше, но актер часто отказывался от съемок, даже когда его приглашали Рязанов и Митта. Казалось, ему не только было сложно найти общий язык с окружающими – он не мог примириться сам с собой. Это была вечная гонка за совершенством, за идеалом, за неосуществимым – гонка на выживание…
Творчеством Олег Даль увлекался со школьных лет, но его решения стать актером близкие категорически не принимали. Мать была учительницей, отец – железнодорожным инженером, и они хотели, чтобы сын выбрал «серьезную профессию», которая позволит твердо стоять на ногах. К тому же он сильно картавил, из-за чего его не приняли даже в школьный театральный кружок, и родители не верили в то, что он сможет стать актером. Они не подозревали, что Олег тайком посещал логопеда и благодаря этому спустя годы смог избавиться от дефекта речи. И даже когда о нем узнал весь Союз, ни родители, ни сестра не радовались его успехам. Однажды мать сказала его жене: «А за что его уважать? Что за профессия – кривляться перед людьми?» Сестра не понимала, зачем Олег снимается в киносказках и говорила ему: «Сыграй секретаря парткома – хоть звание получишь…»
«Инородный артист»
Даль рано начал сниматься, и после первых же ролей о нем заговорили как об одном из самых талантливых, разносторонних и многообещающих актеров. В 26 он уже был звездой всесоюзного масштаба после съемок в фильмах «Женя, Женечка и «Катюша» и «Хроника пикирующего бомбардировщика». Но еще до этого он позволял себе разговаривать с режиссерами так, как с ними не говорили даже заслуженные мэтры. Владимир Мотыль вспоминал, что на встречах с режиссерами Даль вел себя так, словно роль ему не нужна, и выглядел вызывающе: «Он не пытался понравиться. Я бы даже сказал, напротив, он эпатировал не только своим пренебрежительным тоном, но и ярко-малиновым пиджаком. Позже я понял: все это было от отчаяния… Он не признавал компромиссов. Начались конфликты с партнерами, руководством, нервные срывы…» Тем не менее Мотыль рискнул утвердить его на главную роль в фильме «Женя, Женечка и «Катюша» – и не прогадал: во многом благодаря Далю фильм стал культовым.
В работе Олег Даль был максималистом и перфекционистом, не знающим компромиссов. Он мог начать репетировать роль – а потом исчезнуть из театра, если ему вдруг показалось, что все пошло не так. Если по каким-то причинам сценарий его не устраивал, а роль не заинтересовывала – он отказывался от работы даже с самыми маститыми режиссерами. От роли Лукашина в «Иронии судьбы» Даль отказался, даже не объяснив Эльдару Рязанову причин. Актер мог не выйти на съемочную площадку только из-за того, что на нем топорщился костюм. В фильме «Приключения принца Флоризеля» он играл главную роль – коронованную особу, самого элегантного человека в Европе, а костюм говорил об обратном! Многим он казался взбалмошным и заносчивым, и только единицы разглядели то, что за этим скрывалось. Анатолий Эфрос говорил: «Даль был замкнут, нервен и нетерпелив, убийственно остроумен, а иногда невыносим. Всё чувствительное и нежное в себе он прикрывал такими парадоксально обратными красками, что иногда брала оторопь… Он был душевно очень высокий человек. Очень жесткий, а за этой жесткостью – чрезвычайная тонкость и хрупкость».
Сниматься в фильме Александра Митты «Экипаж» Даль согласился и даже приступил к работе. Прошло 2 недели съемок, и тут актер заявил режиссеру, что дальше сниматься не может. Оказалось, среди друзей актера были те, кто закончил авиационный институт, и они сказали ему, что самолет с разорванной обшивкой не может лететь, а без хвоста не сможет приземлиться. Даль не хотел обманывать ни себя, ни зрителей, и отказался от участия в создании неправдоподобной «сказки для взрослых». Митте срочно пришлось искать замену, и в результате эта роль досталась Леониду Филатову. А первый отечественный фильм-катастрофа стал одним из самых успешных за всю историю советского кино! Из-за того, что Даль нередко срывал съемки, руководство киностудии «Мосфильм» дало негласное распоряжение наложить мораторий на съемки актера в любых фильмах на протяжении 3-х лет.
Не ради почестей и званий
В оценке фильмов и спектаклей Даль всегда был чересчур прямолинейным и не выбирал выражений. Обычно, если роль казалась ему неинтересной, он отказывался от нее сразу, но иногда бывало и по-другому. На протяжении двух сезонов актер появлялся на сцене «Ленкома» в спектакле «Выбор» по пьесе А. Арбузова, а потом вдруг назвал это произведение «нелепейшей стряпней», а о своем участии в постановке заявил: «Из г… конфетку не сделаешь!»
Он мог бросить постановку за несколько дней до премьеры, а то и вовсе внезапно уйти из театра. Из «Современника» Даль уходил несколько раз, а после того, как распрощался с театром окончательно, объяснил это так: «Я прошел разные стадии своего развития в «Современнике», пока не произошло вполне естественное, на мой взгляд, отторжение одного организма от другого. Один разложился на почести и звания – и умер, другой – органически не переварил все это – и продолжает жить».
Отрицательное обаяние
В личной жизни Даль был таким же непредсказуемым и импульсивным. Его первый брак продлился всего один день, ведь он ушел от жены сразу же после свадьбы. С актрисой Ниной Дорошиной актер познакомился, когда, окончив Щепкинское училище, пришел в театр «Современник». Во время съемок фильма «Первый троллейбус» Даль влюбился в коллегу, а ее сердце тогда было отдано другому – режиссеру Олегу Ефремову. Ее отношения с ним были долгими и мучительными, они то сходились, то расходились, и выйти замуж за Даля Дорошина решила сгоряча, чтобы отомстить Ефремову. Но тот явился на их свадьбу, схватил невесту, усадил к себе на колени и заявил: «А любишь ты все-таки меня!» Даль тут же пулей вылетел за дверь, и на этом их роман с Дорошиной завершился. Простить ее он не смог даже спустя годы.
Несмотря на свое отрицательное обаяние и внешность, далекую от стандартов мужской красоты, Даль притягивал женщин, как магнит. Любовь Полищук говорила, что на съемках любого фильма половина группы – от ассистентов до прим – была в него влюблена. Сам актер не любил чрезмерного внимания к своей персоне, и однажды даже бросился в море, чтобы сбежать от поклонниц. В гостиницу к нему зашел режиссер Евгений Татарский и очень удивился тому, что повсюду была развешана мокрая одежда. «Да вот, шел по набережной, какие-то бабы на меня накинулись. Кричат: «О, Олег Даль, Олег Даль!» Я прыгнул в море, выплыл около гостиницы и пошел», – объяснил актер.
Его второй брак с актрисой того же театра Татьяной Лавровой продлился всего полгода, хотя официальный развод они оформили через 2 года, а о причинах их расставания он говорил коротко: «Она злая». Казалось, в третьем браке с монтажером Елизаветой Эйхенбаум он наконец обретет понимание и покой, ведь все его знакомые считали, что она была единственным человеком, способным с ним справиться и смириться с его непростым характером. Она увидела в нем то, чего не видели другие: «Круглая голова на тонкой шее, синие глаза и совершенно нематериальная фигура: в нем было скорее теловычитание, чем телосложение. Его хотелось обнять и согреть – усталого мудрого мальчика с добрыми глазами».
Хроника пикирующего артиста
Однако после свадьбы он начал пить еще большое. Елизавета рассказывала: «Три года после свадьбы прошли, словно в кошмарном сне: в пьяном виде он был агрессивен, груб, иногда даже пускал в ход кулаки. Пил со случайными людьми у пивнушек, в скверах. Потом и вовсе стал все пропивать или просто раздавать. Олег был очень добрым человеком, но из-за его доброты нам с мамой, случалось, не на что было завтракать». Весь свой гонорар актер мог отдать другу, попросившему в долг.
Несколько раз актер «зашивался», но потом снова срывался и начинал пить. И однажды его сердце не выдержало. В начале весны 1981 г. Даль уехал в Киев на кинопробы, выпил в гостиничном номере, а тогда ему это было категорически противопоказано. 3 марта его не стало. Он не дожил 2-х месяцев до своего 40-летия. Кто-то говорил, что его погубила вредная привычка, другие были уверены в том, что его сердце не выдержало эмоциональных нагрузок, но, наверное, ближе всех к истине был Эдвард Радзинский: однажды он сказал, что Олег Даль страдал одной из самых трагических болезней – манией совершенства, и именно она его и погубила…
Следом за Высоцким
Олег Даль умер в 81-м году, через год после смерти Высоцкого, на похоронах которого, как вспоминают очевидцы, актер несколько раз произносил фразу о том, что скоро настанет и его черед.
Эти годы жизни были не самыми лучшими: после отказа сняться в фильме Митты на "Мосфильме" актера травили, из-за чего, например, ему только с большим трудом удалось сняться в картине Леонида Марягина "Незваный друг", ставшей его последней работой. Режиссер вспоминал о советах "доброжелателей": "Что ты сделал?! Ты хочешь укоротить себе жизнь, работая с этим актером?".
Последним театром, где служил Даль, был Малый, правда, и там Даль чувствовал себя не в своей тарелке, а в дневнике писал: "Вроде бы в нелюбимый дом вернулся. Что значит нелюбимый? Вот стоит дом в лесу на берегу тихой речки, и родился я там, и вырос, и хорошие люди его населяют, а душе неуютно. Брожения чувств нету... И думаешь - а не на кладбище ли живешь?..".
В Малом театре Далю довелось играть только один раз – роль Алекса в постановке Андреева "Берег" по пьесе Юрия Бондарева. Параллельно шла работа над ролью в спектакле "Фома Гордеев", но в то же время ему пришло предложение принять участие в лирической комедии, которую снимали в Киеве. Там, в Киеве, Олега Даля не стало – сердце его остановилось. Актер был похоронен на Ваганьковском кладбище - том же, где похоронен Высоцкий.
Когда Елизавету Даль спросили, на кого из своих героев Олег был больше всего похож, она не раздумывая ответила: "Иванушка-дурачок или Принц. Раним, доверчив, наивен и невероятно силен".
Источник:
15 комментариев
4 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена4 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена4 года назад
Пропустил это.
Благодарю за поправку!
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить Отмена4 года назад
Вы мой комментарий читали, или по диагонали пробежали?
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить Отмена4 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена