Природа - не храм, а мастерская
14 августа 1986 года на специальном заседании Политбюро ЦК КПСС было принято решение «О прекращении работ по переброске части стока северных и сибирских рек» в Среднюю Азию.
Чтобы не ждать милостей от природы
«Природа - не храм, а мастерская, и человек - в ней работник», - любил повторять нигилист Базаров, герой вечно актуального романа Ивана Тургенева «Отцы и дети», а вслед за ним – и все советские и не только советские школьники. Для многих из них эта идея стала не просто догмой, а руководством к действию…
Впервые проект переброски части стока Оби и Иртыша в бассейн Аральского моря был предложен выпускником Киевского университета св. Владимира, публицистом Яковом Демченко (1842—1912) в 1868 году. В 1871 году он издал книгу «О наводнении Арало-Каспийской низменности для улучшения климата прилежащих стран» (второе издание которой вышло в 1900 году).
В 1948 году российский географ, академик и писатель Владимир Обручев (перу которого, кстати, принадлежат романы «Земля Санникова» и «Плутония», которыми тоже зачитывались советские школьники) написал о такой возможности Сталину, но тот не уделил проекту особого внимания.
В 1950-х годах казахский академик Шафик Чокин вновь поднял этот вопрос. Разными институтами были разработаны несколько возможных схем переброски рек. В 1960-х по данному вопросу были проведены всесоюзные совещания в Ташкенте, Алма-Ате, Москве, Новосибирске.
Проект заключался в создании огромной системы каналов и водохранилищ от мест слияния Иртыша и Оби до Аральского моря. По пути вода из канала обводняла бы не только южные районы Казахстана, Узбекистан и Туркменистан, но и страдающие от летних засух области России — Курганскую, Челябинскую и Омскую с их развитым зерновым хозяйством. Также канал мог бы иметь и судоходное значение, связывая в единую транспортную систему сибирские и среднеазиатские реки, Аральское, Каспийское моря и Северный морской путь. Длина основного судоходного канала (его предполагалось назвать «Азия») составляла около 2 тыс. 550 км, ширина от 130 до 300 метров, глубина — 15 метров. Если бы к проекту присоединился Иран — можно было бы подключить всю эту транспортную систему и к бассейну Персидского залива.
В 1968 году пленум ЦК КПСС дал поручение Госплану, Академии наук СССР и другим организациям разработать план перераспределения стока рек. 24 мая 1970 года было принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 612 «О перспективах развития мелиорации земель, регулирования и перераспределения стока рек в 1971—1985 гг.». В нём была объявлена первоочередная необходимость переброски 25 кубокилометров воды в год к 1985 г.
В 1976 году на XXV съезде КПСС был выбран конечный проект из четырёх предложенных и принято решение о начале работ по его осуществлению. В том же 1976 году Генеральным проектировщиком назначен Союзгипроводхоз, а обеспечение проектной деятельности включено в «Основные направления развития народного хозяйства СССР на 1976—1980 гг.»
Для рассмотрения ТЭО «Территориальное перераспределение части свободного стока рек Оби и Иртыша» при Госплане СССР была создана Государственная экспертная комиссия АН СССР, ГКНТ при Совете Министров СССР и Госстроя СССР. Комиссия одобрила ТЭО Минводхоза СССР.
Работу осуществляли более 160 организаций СССР, в том числе 48 проектно-изыскательских и 112 научно-исследовательских институтов (в их числе 32 института Академии Наук СССР), 32 всесоюзных министерства и 9 министерств союзных республик. Было подготовлено 50 томов текстовых материалов, расчётов и прикладных научных исследований, 10 альбомов карт и чертежей.
Предполагалось, что стоимость всего проекта (с учётом создания новых сельскохозяйственных предприятий) составит 32,8 млрд. рублей, а окупится он всего за 6-7 лет. Начать осуществление проекта планировалось в 1985 году, к 1984 году сроки сдвинулись на 2000 год.
14 августа 1986 года на специальном заседании Политбюро ЦК КПСС было решено прекратить работы. В принятии такого решения сыграли роль и многочисленные публикации в прессе тех лет, авторы которых высказывались против проекта и утверждали, что он катастрофичен с экологической точки зрения.
Группа ученых подписала подготовленное активным противником проекта академиком Александром Яншиным (по специальности — геологом) письмо в ЦК «О катастрофических последствиях переброски части стока северных рек». Известные писатели Сергей Залыгин, Валентин Распутин, Василий Белов, Виктор Астафьев обращались к руководству страны с требованием остановить проект.
В начале «двухтысячных» идею призвал реанимировать мэр Москвы Юрий Лужков. 4 июля 2009 года в ходе визита в Астану Лужков представил свою книгу «Вода и мир». Во время презентации книги он снова высказался в поддержку проекта по переброске части стока сибирских рек в Центральную Азию. Техническая сторона предложения столичного градоначальника сводилась к прокладке канала от Ханты-Мансийска в Казахстан и Среднюю Азию и использованию 6-7% общего объема вод реки Обь для продажи сельскохозяйственным и промышленным производителям России, Казахстана, Узбекистана и, возможно, Туркмении.
В сентябре 2010 года президент РФ Дмитрий Медведев заявил о необходимости восстановления разрушенной системы мелиорации:
«К сожалению, система мелиорации, которая была создана в советский период, деградировала, была разрушена. Нам нужно будет её сейчас воссоздавать».
Тогда Медведев поручил правительству России разработать соответствующий комплекс мер. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предложил российскому лидеру вернуться к проекту переброски потоков сибирских рек в южные регионы России и Казахстана, обсуждавшемуся ещё в советское время:
«В перспективе, Дмитрий Анатольевич, эта проблема может оказаться очень большой, необходимой для обеспечения питьевой водой всего Центрально-Азиатского региона».
Медведев заметил, что Россия открыта к обсуждению различных вариантов решения проблемы засухи, включая «некоторые прежние идеи, которые в какой-то момент были спрятаны под сукном».
В мае 2016 года министр сельского хозяйства РФ Александр Ткачев заявил, что Россия может предложить Китаю обсудить проект переброски пресной воды из Алтайского края через Казахстан в один из засушливых районов КНР.
Источник:
13 комментариев
3 года назад
Но федеральные деньги позволили сохранить Кубаньмелиоводхоз, который, хоть и попилив бабло, но сохранил водохранилища и основные каналы.
А сейчас земли скуплены, рисовые чеки восстановлены, все машет, аж дым трубой стоит.
Адыгея смотрит, возможно, следом подтянется.
Там чеки пока стоят в камыше.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена