Природа - не храм, а мастерская
14 августа 1986 года на специальном заседании Политбюро ЦК КПСС было принято решение «О прекращении работ по переброске части стока северных и сибирских рек» в Среднюю Азию.
Чтобы не ждать милостей от природы
«Природа - не храм, а мастерская, и человек - в ней работник», - любил повторять нигилист Базаров, герой вечно актуального романа Ивана Тургенева «Отцы и дети», а вслед за ним – и все советские и не только советские школьники. Для многих из них эта идея стала не просто догмой, а руководством к действию…
Впервые проект переброски части стока Оби и Иртыша в бассейн Аральского моря был предложен выпускником Киевского университета св. Владимира, публицистом Яковом Демченко (1842—1912) в 1868 году. В 1871 году он издал книгу «О наводнении Арало-Каспийской низменности для улучшения климата прилежащих стран» (второе издание которой вышло в 1900 году).
В 1948 году российский географ, академик и писатель Владимир Обручев (перу которого, кстати, принадлежат романы «Земля Санникова» и «Плутония», которыми тоже зачитывались советские школьники) написал о такой возможности Сталину, но тот не уделил проекту особого внимания.
В 1950-х годах казахский академик Шафик Чокин вновь поднял этот вопрос. Разными институтами были разработаны несколько возможных схем переброски рек. В 1960-х по данному вопросу были проведены всесоюзные совещания в Ташкенте, Алма-Ате, Москве, Новосибирске.
Проект заключался в создании огромной системы каналов и водохранилищ от мест слияния Иртыша и Оби до Аральского моря. По пути вода из канала обводняла бы не только южные районы Казахстана, Узбекистан и Туркменистан, но и страдающие от летних засух области России — Курганскую, Челябинскую и Омскую с их развитым зерновым хозяйством. Также канал мог бы иметь и судоходное значение, связывая в единую транспортную систему сибирские и среднеазиатские реки, Аральское, Каспийское моря и Северный морской путь. Длина основного судоходного канала (его предполагалось назвать «Азия») составляла около 2 тыс. 550 км, ширина от 130 до 300 метров, глубина — 15 метров. Если бы к проекту присоединился Иран — можно было бы подключить всю эту транспортную систему и к бассейну Персидского залива.
В 1968 году пленум ЦК КПСС дал поручение Госплану, Академии наук СССР и другим организациям разработать план перераспределения стока рек. 24 мая 1970 года было принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 612 «О перспективах развития мелиорации земель, регулирования и перераспределения стока рек в 1971—1985 гг.». В нём была объявлена первоочередная необходимость переброски 25 кубокилометров воды в год к 1985 г.
В 1976 году на XXV съезде КПСС был выбран конечный проект из четырёх предложенных и принято решение о начале работ по его осуществлению. В том же 1976 году Генеральным проектировщиком назначен Союзгипроводхоз, а обеспечение проектной деятельности включено в «Основные направления развития народного хозяйства СССР на 1976—1980 гг.»
Для рассмотрения ТЭО «Территориальное перераспределение части свободного стока рек Оби и Иртыша» при Госплане СССР была создана Государственная экспертная комиссия АН СССР, ГКНТ при Совете Министров СССР и Госстроя СССР. Комиссия одобрила ТЭО Минводхоза СССР.
Работу осуществляли более 160 организаций СССР, в том числе 48 проектно-изыскательских и 112 научно-исследовательских институтов (в их числе 32 института Академии Наук СССР), 32 всесоюзных министерства и 9 министерств союзных республик. Было подготовлено 50 томов текстовых материалов, расчётов и прикладных научных исследований, 10 альбомов карт и чертежей.
Предполагалось, что стоимость всего проекта (с учётом создания новых сельскохозяйственных предприятий) составит 32,8 млрд. рублей, а окупится он всего за 6-7 лет. Начать осуществление проекта планировалось в 1985 году, к 1984 году сроки сдвинулись на 2000 год.
14 августа 1986 года на специальном заседании Политбюро ЦК КПСС было решено прекратить работы. В принятии такого решения сыграли роль и многочисленные публикации в прессе тех лет, авторы которых высказывались против проекта и утверждали, что он катастрофичен с экологической точки зрения.
Группа ученых подписала подготовленное активным противником проекта академиком Александром Яншиным (по специальности — геологом) письмо в ЦК «О катастрофических последствиях переброски части стока северных рек». Известные писатели Сергей Залыгин, Валентин Распутин, Василий Белов, Виктор Астафьев обращались к руководству страны с требованием остановить проект.
В начале «двухтысячных» идею призвал реанимировать мэр Москвы Юрий Лужков. 4 июля 2009 года в ходе визита в Астану Лужков представил свою книгу «Вода и мир». Во время презентации книги он снова высказался в поддержку проекта по переброске части стока сибирских рек в Центральную Азию. Техническая сторона предложения столичного градоначальника сводилась к прокладке канала от Ханты-Мансийска в Казахстан и Среднюю Азию и использованию 6-7% общего объема вод реки Обь для продажи сельскохозяйственным и промышленным производителям России, Казахстана, Узбекистана и, возможно, Туркмении.
В сентябре 2010 года президент РФ Дмитрий Медведев заявил о необходимости восстановления разрушенной системы мелиорации:
«К сожалению, система мелиорации, которая была создана в советский период, деградировала, была разрушена. Нам нужно будет её сейчас воссоздавать».
Тогда Медведев поручил правительству России разработать соответствующий комплекс мер. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предложил российскому лидеру вернуться к проекту переброски потоков сибирских рек в южные регионы России и Казахстана, обсуждавшемуся ещё в советское время:
«В перспективе, Дмитрий Анатольевич, эта проблема может оказаться очень большой, необходимой для обеспечения питьевой водой всего Центрально-Азиатского региона».
Медведев заметил, что Россия открыта к обсуждению различных вариантов решения проблемы засухи, включая «некоторые прежние идеи, которые в какой-то момент были спрятаны под сукном».
В мае 2016 года министр сельского хозяйства РФ Александр Ткачев заявил, что Россия может предложить Китаю обсудить проект переброски пресной воды из Алтайского края через Казахстан в один из засушливых районов КНР.
Источник:
13 комментариев
3 года назад
мне вот интересно, как осушенные бассейны рек дальше развивались бы. это в проекте освещалось как-то?
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить Отмена3 года назад
ну, я так не считаю, но не суть.
суть-то в том-то, что мнение об этом у каждого может быть своё, а вот знать, как на самом деле это обернётся через 10-20-50-200 лет не может никто...
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 года назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить Отмена3 года назад
Вот эту бы глупость не писали бы...
Всё существующие и перспективные каналы строятся по низинам и в основном по равнинным территориям. Каждый подъем уровня это громадные деньги - дополнительные шлюзы, насосы, водохранилища.... А предполагаемый прожект иранского канала через горные хребты и возвышенностях более 3000 метров - утопия
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 года назад
оне бы прокопали под горами подземную трубу ,и там плавали туда-сюда. и ни каких тебе насосов...
Удалить комментарий?
Удалить Отмена