Рукожоп
Угораздило меня вчера вечером прогуляться в центре Риги, по правому берегу Западной Двины. Жарко было нестерпимо и хотелось всем телом прикоснуться к прохладе, которая исходила от мутных речных вод. И тут, неподалеку от Железнодорожного моста, я впервые увидел вблизи циклопических размеров скульптуру, которую в народе давно уже прозвали Рукожопом.
Скульптура представляет собой фигуру, составленную из семи мужских торсов, расположенных друг за другом и стоящих на руках. Причем голова есть только у первого торса, а все остальные к нему пристроены в заднюю часть тела - не буду называть его грубым словом. Взгляд мужчины - ведущего устремлен в землю, а руки, как мне показалось, пытаются что-то там поднять и присвоить. Создается стойкая иллюзия, что первый мужчина ведет череду своих последователей только по ему ведомому пути, пытается обогатиться всем, что ни попадется по пути, а все остальные покорно бредут за ним, полностью погрузив свою голову в ту самую заднюю часть тела ведущего.
Стал я, раздраженный нестерпимой жарой, размышлять: какой такой общественный идеал воплощен в этой корявой фигуре? Ведь скульптуры в публичном пространстве, в центре столицы в особенности, устанавливают обычно для того, чтобы проходящие мимо граждане проникались заложенными в них высокими идеями и затем самоотверженно следовали им в повседневной жизни.
Скажем, Милда, расположенная на центральной площади Риги, воплощает идеал свободы и мы, когда мимо нее проходим, сразу понимаем, что живем в свободной стране, устремленной к звездам. И нам самим хочется вознестись к звездам. Тем, что у нее на поднятых вверх руках или к каким другим.
Или, когда мы идем мимо скульптуры Карлиса Ульманиса, расположенной напротив здания МИДа, то понимаем, что совершать государственные перевороты и передавать свою страну оккупантам - это дело благое, за это можно заслужить почитание потомков. Надо только снять шляпу и сделать смущенный вид - именно таким изобразил скульптор довоенного диктатора.
А Рукожоп он какой высокий общественный идеал в себе воплощает? Слепое повиновение тем властным элитам, которые бредут на карачках, уткнувшись в землю и подбирают с нее все, что только можно? Тогда описываемый мною памятник надо перенести поближе к тем местам, где эта политика реализуется. Ведь до сих пор знаковое место, на котором полсотни лет стоял памятник вождю мировому пролетариату и человеку предоставившему Латвии независимость - Владимиру Ильичу Ленину, все еще пустует.
Хотя мое мнение - памятник Рукожопу из общественного пространства надо убрать. Иначе создается стойкая иллюзия, что все граждане Латвии - рукожопы. Может быть тем, кто этот памятник установил этого бы и хотелось, но я решительно против. А что думаете вы, мои уважаемые друзья и просто читатели, о целесообразности установки таких памятников в столице Латвии?
Александр Гапоненко, Рига
Источник: Facebook (запрещён в РФ)
50 комментариев
3 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена