Бомбил Берлин в 1941-м, встречался с Рузвельтом и возил Молотова к Черчиллю. Кем был эстонец-пилот советского "борта номер 1"?
В 1937 году его родственников репрессировали, до войны его уволили из ВВС, в 1941-м он скитался на оккупированной территории. Эти факты могли легко перечеркнуть карьеру легендарного советского летчика Энделя Пусэпа. Но судьба благоволила ему. Он доставил главу советского МИДа Молотова через оккупированную немцами Европу и удостоился приема у президента США. Не повезло Пусэпу в седые 82: Героя-эстонца выгнали из собственного дома на его исторической родине.
Необычный эстонец.
Эндель Карлович Пусэп родился в 1909 году в Енисейской губернии (сейчас это Красноярский край) в эстонской семье. Его предки, бедные эстонские крестьяне, когда-то не смогли выкупить землю у помещика и в поисках лучшей жизни отправились в далекую Сибирь. Пусэп не забывал эстонские корни, но и в тайге чувствовал себя своим. Однажды 9-летний мальчишка ушел вместе с отцом на месяц на охоту, чтобы прокормить семью в голодный год. Обычно у сибиряков, с детства бивших белке в глаз, был один проверенный путь - в снайперы. Но судьбу Энделя Карловича решил случай.
В 1922 году близ его хутора сел самолет. Эндель сел на коня и проскакал десятки верст, чтобы увидеть ту "железную птицу", из-за которой он зачитывался журналами для любознательных. 12-летний Пусэп поразил пилота знанием каждого винтика в самолете. После этой встречи Эндель твердо решил стать пилотом. В 20 лет он окончил школу Военно-воздушных сил под Саратовом, а затем поступил в школу военных летчиков в Оренбург.
В оренбургской школе перспективный пилот быстро получал необходимый опыт. Пусэп был одним из первых в учебном заведении, кому доверили испытать новый истребитель И-3. В 1935 году Энделя Карловича направили в Ейск, где готовили эскадрилью для "слепого" перелета только по приборам. Пусэп настолько хорошо овладел ТБ-3, что в 1937 году совершил 1000-километровый "слепой" перелет из Ейска в Москву. После такого невиданного успеха карьера молодого летчика должна была пойти в гору. Но по возвращении Эндель Пусэп узнал, что уволен в запас, а его паспорт признан недействительным.
Никто не объяснял Пусэпу причину такого крутого пике. Лишь спустя годы он узнал, что в 1937-м его дядю и тётю расстреляли. Такие незавидные страницы в биографии могли сломать не только карьеру, но и жизнь летчика. К счастью, друзья Пусэпа помогли ему скрыться в труднодоступном месте - в Арктике. За три года Эндель привязался к полярной авиации, а товарищи-пилоты стали ему как родные. Женька, как называли Пусэпа полярники, стал вторым пилотом в экипаже прославленного летчика Михаила Водопьянова. Вместе они провели рекордную 25-часовую ледовую разведку. Это произошло в еще мирное 21 июня 1941 года.
В небе над Берлином в августе 1941-го.
В начале Великой Отечественной немецкая авиация безоговорочно доминировала в небе. На фоне этих успехов шеф люфтваффе Геринг даже заявил: «Ни одна бомба никогда не упадёт на столицу рейха!». Но уже в августе советские ВВС сделали невозможное. 8 августа 1941-го дивизия ночных бомбардировщиков Водопьянова получила приказ о бомбардировке Берлина. В этом рискованном полете принимали участие вчерашние полярники. В том числе и Эндель Пусэп, который был вторым пилотом в машине Водопьянова.
Современный ТБ-7 мог взять с собой на борт до 4000 кг авиабомб. Но вот топлива на обратный путь могло не хватить. У самого Берлина отказал один из моторов бомбардировщика. Несмотря на все неполадки, группе Водопьянова удалось выполнить поставленную задачу. Хоть из 10 самолетов его группы на аэродром вернулись только 2, советская авиация показала всему миру, что её рано похоронили. Бомбардировка Берлина стала психологическим ударом для немцев, уже уверовавших в свою победу.
Но на обратном пути летчики столкнулись с немецкими ПВО. Бензобак превратился в решето, оставшиеся три мотора отказали. Бомбардировщик рухнул в глуши оккупированной Эстонии. Для бойцов Водопьянова было настоящим чудом, что среди них оказался Эндель Пусэп. Он впервые побывал на своей исторической родине, но эстонский язык знал хорошо. Местные пастухи помогли экипажу через несколько дней покинуть оккупированную территорию и выйти к своим. По итогам этой невероятной операции Эндель Карлович получил орден Красного Знамени и звание капитана.
Перелет через захваченную Европу и Атлантику.
В 1942 году Энделю Пусэпу предстояло выполнить не военное, но оттого не менее сложное задание. Переговоры с союзниками из Великобритании и США не складывались. Добиться от них открытия второго фронта через послов и телеграммы из Москвы не получалось. Тогда руководство СССР решилось на отчаянный шаг: личный визит наркома иностранных дел Молотова в Лондон и Вашингтон. Закаленный дальними перелетами и тяжелыми погодными условиями майор Пусэп должен был доставить советскую дипмиссию.
19 мая 1942 года ТБ-7 начал путь через Швецию и оккупированную немцами Норвегию. Помимо угрозы от вражеских истребителей и ПВО, самолету угрожали и неблагоприятные погодные условия. Пусэп чудом справился с грозой и доставил Молотова в Великобританию. Черчилль был несговорчив. В Британии еще не оправились от провала континентальной высадки в начале войны. Зато поездка в США была куда продуктивнее.
29 мая 1942 года Молотов и Рузвельт подписали коммюнике о деталях открытия второго фронта. Экипаж самолета также не остался без внимания. Американцы разрисовали самолет напутствиями на борьбу с фашизмом, а сам Рузвельт лично встретился с командой Пусэпа и не оставил их без подарка. На обратном пути в Лондоне Черчилль добавил к подписям Рузвельта и Молотова свою. Так в 1942 году был подписан один из первых документов об открытии второго фронта.
12 июня 1942 года мировая пресса от Москвы до Вашингтона объявила о подписании трехстороннего коммюнике. В условиях, когда Иосиф Сталин не покидал СССР, самолет с главным дипломатом страны Молотовым можно было назвать советским "бортом номер 1". Визит Молотова в Лондон и Вашингтон был большим шагом навстречу открытию второго фронта. За первый перелет через Европу и Атлантику в годы войны Энделю Карловичу Пусэпу было присвоено звание Героя Советского Союза.
Изгнанник на исторической родине.
После знаменательного перелета Пусэп вернулся на фронт. Участвовал в Сталинградской и Курской битве. Колоссальные нагрузки, а также новые ранения дали о себе знать. После войны Эндель Карлович вышел в отставку. Историческая родина Пусэпа позвала его к себе. Эндель Карлович поселился в Таллине, работал в Президиуме ВС Эстонской республики и министерстве социального обеспечения. В 1961-м году его семья получила домик в одном из исторических районов эстонской столицы.
В 1991-м Эстония приняла закон о реституции. Бывшие собственники национализированного Советским Союзом имущества теперь имели полное право вернуть свои квадратные метры. Так Эндель Пусэп чуть не оказался на улице. Герою помог директор одного из местных заводов, который с трудом выбил ему крохотную квартирку.
Эндель Карлович скончался в 1996 году. Эстония старается затереть память о нем, а вандалы не раз оскверняли его могилу. Сегодня на его мраморной плите написано: "От имени благодарных потомков". И с каждым годом благодарных своему великому соотечественнику эстонцев становится все меньше и меньше.
Источник:
25 комментариев
3 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 года назад
Типовые концерные залы не представляют особой ценности, а если речь идет о каком-то индивидуальном проекте-тогда я не очень понимаю, о чем речь. Про человейники в Таллине тоже интересно, пришли фоточку.
Для примера, у меня в 10 минутах пешей ходьбы от меня снесли крутой стадион 79-года постройки. Вывели его из рееестра охраняемых памятников, сразу же признали аварийным и надлежащим сносу. Несмотря на начавшиеся протесты населения моментально обнесли забором и снесли. Строят новую арену, но теперь городу бдет принадлежать только ее половина. Другая-у Ротенбергов) еще и на стройке заработают.
Вот, на фото, СКК(бывший) и гетто для жизни.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 года назад
Советскую общественную архитектуру можно разделить на стандартную, типовую, которая не имеет никакой особой архитектурной ценности и уникальную, единичную. В России уничтожают уникальную. Что там за зал снесли в Таллине, в интернете я не нашел. Спасибо и на том, живите еще 55 лет.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена