Осознанные сновидения: что это такое, зачем они нужны и как работают
Если вам 30 лет, вы проспали уже почти 10. Это было бы не так обидно, если бы сон просто давал вам отдых, а не отнимал взамен ваше «я». Большинству из нас приходится мириться с тем, что раз в сутки мы на несколько часов не только отключаемся от внешнего мира, но и теряем себя. Однако есть люди, которые утверждают, что способны преодолеть это ограничение — сохранять сознание, пока спят. Что это — выдумка? Иллюзия? Опасное психическое расстройство? Или реальная возможность увеличить свою жизнь на несколько процентов?
Что такое осознанное сновидение?
Представьте, вы проснулись, встали с кровати, подошли к окну, забрались на подоконник, прыгнули и — полетели. Это не психоделический трип и не астральное путешествие. Формула осознанного сновидения — обычный сон плюс сознание. Прыжок и полет происходят во сне, на самом деле ваше тело лежит на кровати, глаза закрыты, руки и ноги обездвижены, мозг продолжает генерировать образы сновидений, но ваше «я» пробуждается и теперь вы:
==отдаете себе отчет, что спите и видите сон;
==можете контролировать ход сновидения;
==мыслите ясно и четко;
==помните о своей жизни до сновидения так же хорошо, как наяву;
==различаете запахи, прикосновения, звуки и вкус;
==понимаете, что именно происходит с вами во сне;
==фиксируете хронологию приснившихся событий.
Это семь признаков осознанного сновидения по версии немецкого психолога Пауля Толи. Стивен Лаберж, гуру и основоположник научного подхода к осознанным сновидениям, считает, что контроля в осознанных сновидениях изначально может и не быть. Да, вы просыпаетесь внутри сна, но, как и наяву, не все происходящее подчиняется вашей воле. Бессознательное продолжает строить декорации и развивать сюжет, в котором ваше «я» выступает лишь одним из персонажей. Чтобы получить полный контроль, нужно развить эту способность.
А это научный факт?
Да. Хотя наука признала существование этого феномена не так давно. До 1970-х осознанные сны оставались для большинства специалистов чем угодно, но только не сновидениями. В худшем случае — фантазиями. В лучшем — «микропробуждениями» или переходными состояниями в промежутках между фазами сна.
Только в 1975 году английскому психологу Киту Хирну впервые удалось получить разумный сигнал из глубины сна. Сновидения мы чаще всего видим в фазе быстрого движения глаз (REM). Проблема в том, что в этой же фазе мозг полностью блокирует движение тела и отключает сенсорику — то есть извне нельзя подать сигнал о начале эксперимента. Однако если человек находится в сознании, он должен помнить, о чем договорился перед сном, и подать знак глазами. Сигнал может принять окулограф — прибор, который фиксирует движения глаз датчиками, налепленными на веки.
Испытуемый Алан Уорсли, как ему казалось, гулял по коридору, обвешанный проводами. И вдруг понял, что спит. В то же мгновение он вспомнил о полученном задании и совершил намеченную серию движений глазами: восемь раз — влево и вправо.
Эксперименты Хирна подтвердили сразу несколько предположений.
Осознанные сны — реальное явление и настоящие сновидения.
Время в осознанных сновидениях течет так же, как в реальной жизни.
В осознанных сновидениях можно проводить научные эксперименты и получать сигналы от спящего.
Позднее другому исследователю Стивену Лабержу в серии экспериментов удалось с помощью азбуки Морзе подать из сна сигнал глазами, в котором были зашифрованы его инициалы. Но в Лондонский музей науки все равно попали не они, а полоска бумаги с зигзагообразным графиком, который записал окулограф Кита Хирна.
Все ли способны на осознанные сновидения?
Задатки никогда не помешают. Но фактически известна лишь одна явная закономерность: чаще всего осознанные сновидения бывают у подростков до 13 лет. Алан Уорсли, легендарный участник окулографических экспериментов Кита Хирна, начал осознавать себя во сне с пяти лет. Стивен Лаберж, основатель Института осознанных сновидений в Калифорнии, открыл у себя эту способность в том же возрасте. Что в нем особенного?
Когда ты тинейджер, ты не просто питаешься чипсами, рубишься в Counter-Strike и неделями обходишься без душа. В этот период происходит важный апгрейд мозга. Особенно в префронтальной коре, где находится 10-е поле Бродмана. Эта зона в передней части лобной доли неуклонно росла в ходе эволюции, пока не достигла 1,2% объема мозга. Много это или мало? Почти в два раза больше, чем у бонобо. А у этих обезьян есть даже чувство юмора.
Трудно сказать насчет юмора, но у людей, которые часто видят осознанные сны, 10-е поле Бродмана увеличено точно так же, как и у тех, кто демонстрирует развитые метакогнитивные навыки, то есть способность следить за ходом своих мыслей и адекватно их оценивать. Она формируется как раз в подростковом возрасте по мере роста связей в префронтальной коре. Осознанные сновидения, предполагают исследователи, могут быть естественными «ошибками» в процессе развития метакогнитивного познания.
В 2014 году ученым в Германии впервые удалось искусственным образом вызвать осознанные сновидения у людей, которые никогда раньше не испытывали ничего подобного. Для этого они стимулировали им мозг в фазе короткого сна слабыми электрическими импульсами в диапазоне от 2 до 100 Гц. И на частоте в 40 Гц все озарилось.
Теперь мы знаем два факта: в мире есть люди, готовые рискнуть мозгами ради науки, и на осознанные сновидения потенциально способны все.
Почему возможны осознанные сновидения?
Наяву у нас есть сразу два вида сознания. Первичное охватывает непосредственное восприятие и эмоции. Вторичное отвечает за их осмысление — позволяет нам взглянуть на себя со стороны. Во сне мы на это не способны. Любая эмоция захватывает нас целиком. А случайная мысль о полете сталкивает с края небоскреба. Потому что засыпать — значит терять вторичное сознание. Но только если это обычный сон.
Исследователи предложили нескольким добровольцам, способным осознавать свои сны, провести ночь в лаборатории. С виду их сон ничем не отличался от обычного. Они мирно посапывали в трубе томографа, шевеля лишь глазами. Но сканер показывал, что в мозгу у них намечается настоящий экшн. Особенно в префронтальной коре (это передняя часть лобной доли) и в предклинье — четырехугольной области в теменной доле.
Чем интересны эти зоны кроме того, что обычно они заторможены во сне? Они входят в DMN — Default Mode Network (cеть пассивного режима работы мозга). По конфигурации эта система похожа на направленный вниз треугольник с вершинами впереди, сзади и в глубине больших полушарий. Каждый из ее элементов выполняет свою задачу. Например, гиппокамп — он в нижнем углу треугольника — отвечает за запоминание. Но в связке они создают то, на что не способны по отдельности: самосознание.
Когда мы засыпаем, DMN распадается, как сеть компьютеров. Сначала отключается связь. Мысли начинают путаться. Потом каждый элемент переходит в режим сна. Мы полностью теряем самосознание. При пробуждении все повторяется в обратном порядке: первым делом включаются отдельные элементы, потом — связь между ними. Один клик — и вы проснулись.
В осознанном сне происходит почти то же самое. Только структуры мозга, которые блокируют мышцы и восприятие внешних сигналов, как будто не замечают, что сознание уже включилось. Мы просыпаемся. Но не наяву. А в сновидении. Баг это или фича? Зависит от пользователя.
Чем же обычное сновидение отличается от осознанного?
Прежде всего, подключением сознания. А, вернее будет сказать, что ОС – это точка пересечения бессознательного и сознательного потоков. С моей точки зрения, именно ОС даёт возможность нашему сознанию и бессознательному «встретиться» друг с другом и взаимодействовать на новом уровне. Например, мы можем прорабатывать свои страхи, разговаривать со своим внутренним «Я».
Яркость ощущений. Это второй отличительный аспект. Вкусовые, обонятельные, тактильные и все остальные ощущения в ОС мы испытываем с необычайной интенсивностью. Многим даже может показаться, что картина сновидения «гиперреалистична». Для некоторых, например, такая «живость восприятия» может служить триггером, спусковым крючком, к осознанию себя во сне.
Наконец, память. Кто-то запоминает по несколько сновидений за ночь и сохраняет их у себя в памяти на долгое время, а порой и на всю жизнь. А кто-то вообще не помнит, как будто их и не было вовсе. Осознанные сновидения не только всегда запоминаются, но и оставляют за собой ни с чем не сравнимое «эмоциональное послевкусие». Человек на протяжении всего дня, и даже более, испытывает энергетический подъём, воодушевление и приятные воспоминания об ушедшей картине сновидения.
Нормально ли, что человек обретает осознанность во сне?
Хочется задать вопрос – а чем вообще определяется норма? Большинством? Уже далеко не открытие, что можно управлять своими снами. Написано множество книг, ведутся тренинги и продолжают писаться книги. В настоящее время относительно не многие практикуют ОС, но интерес к данному феномену с каждым годом стремительно возрастает.
29 комментариев
3 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 года назад
Я уже лет 20+ вижу осознанные сны. Полгода училась им, просто было интересно. Чем меньше ставишь цель понимать, что ты во сне, тем реже они будут.
А так интересно. За эти года ни разу не упустила возможность во сне попрыгать с высоты и подобный экстрим, отлично осознавая, что это сон. Можно даже сюжет поворачивать, переигрывать, не всегда получается, но получается.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена