Действительно жуткие книги русских авторов
Хоррор-направление в литературе – область достаточно узкая. И классиками ужасов в основном являются зарубежные авторы, как, к примеру, один из эталонных и признанных мастеров жанра Стивен Кинг. Но это не значит, что в русской литературе нет достойных авторов, произведения которых способны заставить трястись от ужаса и выпустить наружу самых древних демонов из потаенных закоулков русской души.
Правда, немного окунуться в западную культуру все же придется. Признанный заботливый папаша жанра Говард Лавкрафт написал в 1927 году статью под названием «Сверхъестественный ужас в литературе». Это было своего рода исследование мистического направления от дошедших до нас произведений древности до творений современных авторов. Говард не обошел вниманием средневековые произведения и готические романы. Подробно остановился на таких состоявшихся мастерах как Эдгар Аллан По, Артур Мейчен и прочих. Увы, но наших соотечественников в анализе не было.
И незаслуженно, поскольку в русской литературе имеются произведения, заставляющие поджилки трястись, а волосы если не седеть, то подниматься дыбом точно.
«Мелкий бес»
Поэт, писатель и драматург создал произведение с тягучей, монотонной, пугающей атмосферой, преисполненной не оформившейся тоски и невнятной скуки. Многие считают «Беса» подражанием Кафке. А другие уверены, что все наоборот. К слову, у Кафки была возможность изучить произведение Сологуба, а Федор Кузьмич мог познакомиться с произведениями товарища по перу только ближе к концу, творческому и жизненному.
Мучительная душащая история Ардальона Борисыча Передонова, рассказанная писателем, это истинный провинциальный мрак, рука которого оставляет незаживающие царапины на душе читателей. И не исключено, что аморфная странная Недотыкомка, соскользнув со страниц романа, поселится не только в сознании, но и где-то в дальнем углу комнаты.
Ранние произведения Гоголя
Николай Васильевич был известным мистиком. И талант его в этом направлении не нуждается в доказательстве. Ведь это Гоголь. И этим все сказано. Сожженные рукописи, глубокая набожность, странная смерть, перевернутое в гробу тело – все это определенно делает писателя готическим мастером. Естественно, с классикой он был знаком. И Гофмана, на фольклорные элементы произведений которого опирался, тоже читал. Но пошел дальше, нежели Гофман, щедро плеснув самобытности и фантазии в классическую фольклорную базу. Если «Вий» и сейчас способен заставить понервничать школьников, да и впечатлительных взрослых тоже, то что говорить о народонаселении, читавшем это более века назад?
Творчество Ильи Масодова
Простые советские люди неожиданно становятся персонажами мифа, в котором органично переплетены религиозная основа и диалектика советского строя. Человеческие пороки автор рисует так виртуозно, что почти реально ощущается грязь бытия. И оторваться от чтения невозможно даже тогда, когда нечистоты ощущаются уже почти что физически.
«Шатуны»
Юрий Мамлеев в своем гротескном романе реализовал атмосферу мистической России, которая подобно вязкому сну, одновременно отталкивающему и притягивающему.
«Убыр»
Начало истории про упыря Наиля Измайлова вполне себе спокойное и преисполненное тягучей обыденности. Но в один момент все меняется, и привычная жизнь словно искажается, ломается, дает трещины, через которые просачивается нечто странное, темное, обволакивающее, пугающее. Привычный быт меняется, как и родные люди, а древнее холодное зло заключает в свои объятья, чтобы уже не отпустить пленника из хаоса неопознанного.
«Старуха»
Еще один признанный мастер странностей – Даниил Хармс просто и обычно рассказал историю о преследующем человека мертвеце. Присутствие чего-то странного, потустороннего гармонично уживается с призраками голода, нищеты, страха. Увы, по ложному доносу Хармс попал в психиатрическую больницу, где и скончался (по другим данным – был расстрелян). Не случись этого, возможно «Старуха» стала бы не единственным ярким образцом жанра ужасов русских писателей.
А какое произведение этого литературного направления вы бы назвали эталонным?
Источник:
22 комментария
3 года назад
Ужасов в нашей литературе таки очень мало. Или с возрастом по другому впечатления складываются? Читаю много и всякого. Но не пугает ничего. Ни "ихние" Кинг с Баркером, ни наши Дьяченки ("Пещера") с Каменистым ("S.T.I.K.S.") и Канушкиным ("Дети Робинзона Крузо")...
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 года назад
В общем, 47-летнего дядьку особо не порадовало произведение. Доводилось мне читать вещи намного посильнее. Касательно "Vita Nostra" - если мне захочется вспомнить книгу с более замороченным миром, я вспомню "Идеальное несовершенство" Яцека Дукая (там Портнов сошел бы с ума за час); если захочется приключений в мире магии - "Тайный город" Панова (легко, весело и не без морали).
Вот как-то так...
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена