Самый громкий скандал Олимпиады-80
Владислав Козакевич - прыгун с шестом, олимпийский чемпион московской олимпиады. Результат отличный, но в историю он вошел вовсе не из-за победы, а благодаря неприличному жесту. Одни называют его «выкуси», другие - (мат))) Короче, вот он:
В общем, отличился Славка, за это его даже хотели лишить медали и отстранить от большого спорта. Ну и зачем он это сделал? Чтобы разобраться, нужно зайти издалека.
Владислав родился 8 декабря 1953 года, в небольшом литовском городке Шалинчикае. Его родители были этническими поляками и как-то не прижились в Литве - через 5 лет вся семья переехала в Польшу. И осела в городе со странным названием Гдынь.
Первые шаги в спорте:
Их помог сделать старший брат - Эдвард. Он показал Владиславу как прыгать с шестом, а сам переключился на десятиборье. А вот Слава стал усиленно тренироваться в прыжках и скоро его усердие заметил Валенты Вейман, он и стал его первым тренером.
Тренировки дали свои плоды, в 1972 году Слава побил юниорский рекорд Польши - 5 метров. К тому времени его уже тренировал Рышард Томашевски. В 1974 году - следующее достижение, бронза чемпионата Европы, после этого он попал в заявку сборной на Олимпийские игры в Монреале-76. Но в Канаде он получил травму, разрыв суставной капсулы, и занял лишь 11 место.
Довольно быстро восстановился, снова начал выступать, и был дисквалифицирован из-за того, что обязан был выступать в экипировке Adidas, а он, мерзавец этакий, посмел выступать в форме Asics. У федерации легкой атлетики Польши был подписан контракт с Adidas и Владислав его самым наглым образом нарушил. Вот так: советские времена, социалистическая Польша, а заключала контракты с буржуями и старалась соблюдать все условия.
Но дисквалификацию быстро сняли - парень был талантлив и он был нужен для участия в состязаниях. В 1979 году он взял золото на чемпионате Европы и стал готовиться к Олимпиаде-80.
Олимпиада в Москве была интересной. Американцы и многие другие капиталистические страны сказали свое тухлое «ФИ!» в ответ на ввод советских войск в Афганистан. И на соревнования не приехали - ну и черт с ними) И без них участников хватало: столицу СССР наводнили спортсмены со всего мира. Красивые, атлетичные, талантливые - это был настоящий праздник молодости. И даже американцы не смогли его испортить, хоть и старались изо всех сил.
В прыжках в высоту считались лучшими польские и советские спортсмены. The best of the best должны были определить на стадионе имени Ленина, в решающий день соревнований. И здесь случился казус: публика отлично принимала и поддерживала советских спортсменов, и освистывала всех остальных. Поляк сначала этому удивился, а потом затаил злобу.
Но все равно, равных ему не было - он взял высоту 5,78 м и стал олимпийским чемпионом. И вот тут-то Владислав показал себя во всей красе.
Радостно оскалился и показал трибунам руку, согнутую в локте. Что характерно, советское ТВ быстро среагировало и операторы переключили камеры на трибуны с флагами. Так что телезрителям жест был едва виден.
Зато его отлично разглядели советские чиновники. И решили принять меры против зазнавшегося пшека: посол в Польше потребовал лишить спортсмена медали и пожизненно дисквалифицировать. А когда требования выдвигала такая страна как СССР, все прислушивались. Многие так их боялись, что потом даже сушили штаны.
В общем, пшек стал оправдываться: он показал этот жест не трибунам, а планке. Потом придумал, что у него свело руку, затем еще что-то лопотал. Но тогда Козакевичу повезло, за него заступился глава Международного Олимпийского Комитета - Хуан Антонио Самаранч. Хуан встрял и сказал, что Казакевич и раньше такое делал, так что оставьте его в покое. И после этого шумиха стала сходить.
Но тут Владислав сам стал создавать себе проблемы: вернувшись в Польшу, начал ссориться с местными спортивными чиновниками. То ли им не понравился его перформанс в Москве, то ли он зазнался и стал звездить после олимпиады, но… жить ему стало сложней.
Да и результатами больше не радовал: бронза на чемпионате Европы в 1982 году и все. Следующие два года прошли не шатко, не валко, пока в 1984 году он не оказался на соревнованиях в Брюсселе. Там он опять стал качать права и сами поляки его дисквалифицировали. Следующий год он снова провел в стиле «ни то, ни се», но в 1985 поехал на турнир в ФРГ. Уж не знаю, зачем его все время отправляли, с таким-то характером….
В ФРГ он решил остаться: может и правильно - ходили слухи, что дома его хотят арестовать по обвинению в шпионаже. Ну ладно…
Так что Славик «выбрал свободу» и немецкое пиво с сосисками. Через год он получил паспорт гражданина ФРГ и смог выступать на внутренних соревнованиях. Кстати, дважды становился чемпионом страны.
А вот на международные турниры ему был вход воспрещен - для участия в них требовалось согласие Польши. Понятно, что она никогда бы его не дала. В общем, Козакевич выступал в таком духе несколько лет, а в 1989 решил уйти на тренерскую стезю.
Тут он как-то не взлетел, хотя работал как тренер и менеджер с несколькими спортсменами. Позже, когда Польша «обрела независимость и стала частью европейской семьи» Козакевич решил двинуть в политику. Вернулся в родную Гдынь и в 1998 году стал депутатом городского совета и просидел там четыре года. Еще баллотировался в Сейм и Европарламент, но там его прокатили. Как бы он ни кряхтел и не тужился, но политическая карьера не зашла.
И все равно Козакевич запомнился: и своим паршивым характером, и рукой, согнутой в локте. То ли он трибунам это жест показывал, то ли Польше, то ли себе.
Источник:
26 комментариев
3 года назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить Отмена3 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена