Его взгляд на эпоху
Советский и российский фотограф Игорь Владимирович Мухин родился 19 ноября 1961 года в Москве. Окончил строительный техникум, где получил профессию «слесарь-водопроводчик».
Фотографией Игорь увлёкся в 16 лет, но лишь в 24 года осознал, что в этом занятии его призвание.
Таким как он было нелегко в Союзе. Творчество тогда часто выступало синонимом тунеядства, что прекрасно иллюстрируют биографии Виктора Цоя, Александра Башлачёва, Дмитрия Шагина и других музыкантов, художников или писателей, которые вынуждены были какое-то время работать кочегарами, сторожами или дворниками.
У фотографа Мухина была отчасти похожая история – выучившись на водопроводчика, работал техником по отоплению, в проектном институте, затем ночным сторожем-контролёром в ВОХР.
В 1985 году он стал посещать занятия в студии известного фотографа и исследователя фотографии Александра Лапина. А в 1986 году уже участвовал в первой групповой выставке «ФОТО-86» в Московском Горкоме художников-графиков на «Малой Грузинской, 28».
Регулярно же выставляться работы Мухина в московских галереях стали уже начиная с 1987 года – первая его персональная выставка, включающая аж 120 работ, состоялась в ДК МГУ. И даже за границей его стали уже встречать как яркого представителя современной русской фотографии, а 2 его снимка из серии «Молодёжь большого города» даже вошли в список самых дорогих советских фоторабот.
Автору замечательно удаётся снимать, словно находясь внутри сцены, и в то же время, будучи отстранённым. «Нужно добиться того, чтобы это была фотография "врасплох", но нужно, чтобы персонажу, который мне доверился, даже не замечая меня, было уютно», – определяет свою позицию фотограф.
В 1986-87 гг. Игорь сотрудничал со многими газетами и журналами рок-самиздата, участвовал в группе «Непосредственная фотография» – фотообъединении, созданном художником и фотографом Алексеем Шульгиным в 1987 году в Москве, в которое входили фотографы, работающие в самой разной стилистике.
«В «Моспроекте», где я тогда работал, мы читали размноженные на пишущей машинке (эти знаменитые еле-еле читаемые копии) тексты и интервью с отечественными музыкантами из ленинградской подпольной рок-прессы. Фотографическим способом печатали и потом приклеивали на бобины оригинальные фото альбомов с ещё не вышедших рок-пластинок. Чуть позже я уже сам работал в команде с Натальей Кометой [Комаровой] над несколькими номерами легендарного московского рок-самиздат-журнала ЗОМБИ» (из книги Игоря Мухина «Я видел рок-н-ролл», 2016).
Также в 1985-89 гг. он работал и над своим первым творческим фото-проектом «Молодёжь Большого города» (портреты советской неформальной молодёжи), съёмки которого проходили в Москве, Ленинграде, Вильнюсе, Риге и т.д. Работы из этого проекта многократно показывались на выставках и публиковались в книгах и прессе в СССР, затем России и за рубежом. В них – притягательность большого города во всей его непредсказуемости и динамичности. Молодёжь, которая мечтает, бунтует, целуется...
«Меня интересовало всё: городская жизнь, новый сольный формат выступлений рок- музыкантов на частных квартирах, тусовки на репетиционных точках Москвы и Ленинграда, концерты и гримёрные, поездки на рок-фестивали в Ленинград, Вильнюс, в легендарный Подольск, и даже случайное посещение «парижского» концерта групп Кино и Звуки Му на дискотеке «Локомотив»…
Это было время, когда уже можно было слушать рок, существовала даже какая-то рок-тусовка и было реально попасть на того же Цоя, Гребенщикова или Шевчука. Можно было брать свой фотоаппарат и снимать что-то для себя» (И. Мухин. «Я видел рок-н-ролл»).
А с 1989 года Игорь начал работать как независимый фотограф.
Мухин – признанный культовый фотограф российского рока, влюблённый в 1990-е гг. Портреты Цоя, БГ, Башлачёва, Юрия Шевчука, Дмитрия Ревякина, Петра Мамонова, Константина Кинчева, Анатолия Крупнова, Дуни Смирновой (Тупые), Жанны Агузаровой публиковались в книгах Артемия Троицкого «Rock in Russland» (1989) и «TUSOVKA. Whos who in the new soviet rock culture» (1990). Но даже и многие современные его снимки легко принять за те далёкие, «эпохальные».
«Снимаешь в 2017-19 годах, а получаются 90-е, – говорит Мухин. – Может быть, вИдение у меня такое, сломанный глаз. Мой почерк, он выглядит таким образом, и неважно, снимаешь ты тогда или сегодня… Я снимал рок-н-ролльную молодёжь в СССР: Гребенщикова, Цоя, публику на концертах… Потом у меня был перерыв. Снимать город было практически невозможно – рухнула империя, люди потеряли работу, была сильная агрессия. Но берём любую мою фотографию, снятую 30 лет назад, и берём современную. Ставим рядом. Там нет разрыва в 30 лет. Я снимаю на ту же плёнку, с таким же объективом хожу».
Но к середине 1990-х гг. к «уличной» фотографии Игорь вернулся, снимал в «эпоху перемен», но не с позиции хроникёра. Вместо летописи политических и социальных событий в объективе автора были более тонкие материи – сама атмосфера времени, настроения людей, тонкая грань между прошлым и будущим. Его фото-истории чёрно-белые, плёночные и полные жизни.
Предпочитает Мухин работать с дальномерной камерой «Leica М6» и чёрно-белыми фотоматериалами.
«Чёрно-белая фотография — это чёрно-белая, а цветная — это цветная. Я не вижу чёрно-белый сюжет снятым в цвете. Не вижу сюжет, снятый цветным, в дальнейшем чёрно-белым. Я принципиально ношу 2 камеры — в одной чёрно-белая, в другой цветная плёнка, с абсолютно одинаковыми объективами. Какой-то сюжет ты видишь цветным — снимаешь на цвет, и наоборот» (И. Мухин. «Я видел рок-н-ролл»).
А тогда, в конце 1980-х гг., Игорь работал над независимыми фото-проектами: «Советские монументы» (работы были показаны на выставках: «Соц-арт. Политическое искусство в России», Государственная Третьяковская галерея и La Maison Rouge (Франция, Париж), 2007); «Советская скамейка» (XL Gallery (Москва, 1994) и Akademie der Kunste (Германия, Берлин, 1995); «Фрагменты советской наглядной агитации»; «Советские детские площадки» (выставка: «Не игрушки!?», Государственная Третьяковская галерея, 2009).
«20 лет назад я ввёл в советскую фотографию слово «проект». Оно пришло из моей работы в проектном институте, где я проектировал воздуховоды, отопление и канализацию. Как низшее звено, я должен был что-то нарисовать, спроектировать, эти рулоны бумаги куда-то сложить, дальше они шли на согласование, строителям и проваливались в неизвестность. Построят эти дома или не построят, мне было неизвестно. Когда я стал серьёзно заниматься фотографией, то по аналогии с ситуацией, когда работа есть, а реализации нет, начал употреблять слово «проект» в фотографическом смысле. Для меня окончание фото-проекта — это либо книжка, либо выставка» (И. Мухин).
В своей книге «Я видел рок-н-ролл» фотограф собрал кадры, сделанные на рок-концертах, неофициальных вечеринках и просто на улицах города в 1980-е гг. — времена расцвета советского рок-подполья. В издание вошло более 150 снимков, и среди уже ставших иконическими портретов можно встретить редкие, не показанные прежде работы, листы контактных отпечатков с пометками фотографа. Книга совсем не похожа на аллею славы рок-героев. Это насыщенный, сырой срез эпохи, с яркими акцентами и полузабытыми, и от этого сегодня ещё более любопытными, деталями и нюансами.
Для одних 1990-е гг. – это молодость, для других – детство, а для кого-то – мифическая эпоха, которую они уже не застали. И Игорь в своём проекте «Наши 90-е. Время перемен» предложил образы и сюжеты, которые выбиваются из стереотипа о времени тотального разрушения и безнадёжности. Даже в неспокойное время молодые, вопреки всему, хотят веселья и радости. И самое бурное десятилетие в истории современной̆ России не было исключением.
Тогда молодёжь самых разных убеждений — комсомольцы, анархисты, демократы — выходила на митинги. Кадры с этих митингов у автора пронзительны и разительно отличаются от тех фотографий шествий, в которых устало и остервенело принимали участие взрослые. Время контрастов Мухин блистательно передает через игру света и тени. Свет и тень — выразительные средства и одновременно полноправные герои его фотографий.
Его 1990-е гг. сотканы из витающих в пространстве, едва уловимых ощущений смятения, надежды, отчаяния, страха и радости. Это жизнь рядового человека в менявшейся реальности с бесконечной стройкой, митингами, нелегальной торговлей, первыми ларьками. И в то же время ни у одного из фотолетописцев того времени нет такого количества деликатно запечатлённых поэтичных кадров с обнимающимися и целующимися парами, как у Мухина.
А в фотокниге «Weekend» (2017) автор направил объектив в сторону отдыхающих людей. Поместив на обложку персонажа в шубе и шлёпанцах, фотограф не оставляет сомнений – перед нами опять-таки гимн жизни, внутренней свободе и, возможно, «способности остаться живым на грани срыва».
«— Фотокнига — достаточно новый формат. В чём его специфика и зачем фотографу издавать фотокнигу вообще?
— Это всё равно, что задаться вопросом: «Зачем существует театр?». Или зачем нам кино, телевидение, радио? В СССР было всего 2 радиопрограммы, сейчас их миллионы. Может быть, просто любой формат имеет право на жизнь?
— А в чём его специфика?
— Когда я рос, фотокнига была способом показать, что есть другой мир. Это как взять почитать Аксёнова, Солженицына или Булгакова. Ты можешь на одну ночь завладеть фотокнижкой Дианы Арбус [американский фотограф, представительница нью-йоркской школы, одна из фигур критической фотографии] и понять, что она существует. Мне казалось, что фотокнига — это что-то сокровенное. И Ральф Гибсон [американский фотограф, знаменитый своими чёрно-белыми работами с эротическим подтекстом], Диана Арбус так со мной поделились. Теперь я тоже, спустя годы, с кем-то делюсь.
Электронной фотокнигой в теории можно поделиться со всем миром. (Кстати, я был одним из первых российских фотографов, выпустивших фотокнижку для айпада) Но ведь доступ к электронным ресурсам легко закрыть. Из Украины не зайти в Яндекс, из Турции — в Википедию. Цифра динамична: вчера есть — сегодня нет. Например, я пишу статью в Википедию, ставлю ссылки, проверяю через год — а они уже тупиковые. В сети информация свободная, доступная, бесплатная, но ненадёжная. В отличие от книги» (из интервью И. Мухина Кире Балаян, журнал «Российское фото», 13.06.2015).
В 1992-93 гг., вместе со своей женой – Татьяной Либерман, – Мухин документирует выставки и перфомансы в Галерее в Трёхпрудном переулке.
Затем, в 1996 году, он представил в Москве доклад на международном фото-фестивале «ИнтерФото».
В 1999 году фотограф получает стипендию от мэрии Парижа и работает над темой «Влюблённые в Париже» по заказу Fonds national d'art contemporain/Национального фонда современного искусства – публичной коллекцией современного искусства, при участии Комитета по празднованию 2000 года.
В 2000-е гг. Мухин начал сотрудничество с изданиями «Афиша», «Большой город», «Огонёк», Playboy, Le’Monde, Liberation, Esquire, Time и другими, снимая портреты и репортажи.
В 2003 году Игорь стал фотографом года по версии Rambler (проект «Человек десятилетия»).
В 2007 году среди 50 международных фотографов он принимает участие в проекте «Один день в Латвии. 20 лет спустя», по итогам которой была затем выпущена книга «One day in Latvia» (2008).
Работал Мухин в качестве фотографа и на фильмах режиссёра Александра Зельдовича «Москва» (2000) и «Мишень» (2008).
В 2016 году вышел фотоальбом мастера «Я видел рок-н-ролл» – «повесть временных лет» из классических снимков Цоя, Науменко, Башлачёва и Гребенщикова времен перестройки.
«Музыка Аквариума, Кино, Странных Игр и других групп в те застойные годы, когда рок-н-ролл с трудом прорывался посредством радиоприемников VEF или «Урал» через глушилки с радиостанции «Голос Америки» или передач Севы Новгородцева с BBC, сносила голову» (И. Мухин. «Я видел рок-н-ролл»).
В 2019 году, в рамках глянцевого самиздата «СВОЙ» независимого фотографа и фотокорреспондента Евгения Фельдмана, вышел выпуск «Девяностые» с фотографиями Игоря.
«— Кого удобнее/интереснее фотографировать: человека, который уже давно знаменит и привык находиться под пристальным вниманием; обычного человека; того, кто непременно станет знаменит, но пока ещё не знает об этом?
— Это абсурдный вопрос. Зависит от того, для чего снимать. В какой конкретной ситуации мы снимаем, и какая мотивация и у снимаемого, и у фотографа. Все эти параметры уникальны. Портретируемый должен быть заинтересован в конечном продукте. В частности, портрет можно рассматривать как элемент пиара: если актёра сняли хорошо, люди пошли смотреть кино. Если плохо — нет зрителя. В этом случае фотография получается продуктом двойных отношений: за актёром стоит целая киноиндустрия, за фотографом стоит какая-то редакция, компания, которая его нанимает для этой съёмки. Нет формулы создания успешной фотографии» (из интервью К. Балаян).
Мухин преподаёт в Московской Школе фотографии и мультимедиа им. А. Родченко и регулярно выставляет свои работы на международном уровне. На счету фотографа более десятка авторских книг, чьи названия говорят сами за себя: «Рождённые в ССCР» (2005), «Моя Москва» (2012), «Я видел рок-н-ролл» (2016), «Weekend» (2017), «В поиске монументальной пропаганды» (2018), «Москва Light» (2019), «Игорь Мyхин. Девяностые» (2019).
«— Вы преподаёте в Школе Родченко. Случалось ли вам посмотреть на чьи-то работы и подумать: «Ну всё, можно дарить свою книгу с подписью «Победителю-ученику от побеждённого учителя»? Пушкина от фотографии вам ещё не попалось?
— Школе Родченко 10 лет, Максимишин [российский фотожурналист Сергей Яковлевич Максимишин] учит 15 лет, в Санкт-Петербурге выпускают фотографов, и так далее. Проблема в том, что нужно не только найти и воспитать талант, но ещё и поддерживать его, «поливать» лет 10. Пока что мы не можем найти такого «политого» десятилетнего фотографа» (из интервью К. Балаян).
Работами фотографа обогатились коллекции как отечественных, так и зарубежных музеев – от Московского Дома фотографии и Третьяковской Галереи до Museum of Modern Art (MoMA)/Музея современного искусства в Нью-Йорке и Museum Moderner Kunst Stiftung Ludwig Wien (MUMOK)/ Музея современного искусства Фонда Людвига в Вене.
Любой фотографии Мухина присущи филигранная отточенность и кинематографическое переживание времени в рамках статического кадра. Мухин видит мир без фильтров критического или романтического реализма. Обретенная свобода и природно присущая фотографу способность концентрировать в кадре энергетику социального пространства и конкретного человека позволили ему создать самый яркий и внутренне драматичный образ России и её столицы на рубеже ХХ-XXI вв.
Но Игорь Мухин — не хроникёр в буквальном смысле слова: из его фотографий нельзя собрать иллюстративный ряд к летописи каких-либо политических или социальных событий. Он снимает в городе, но его объектив охотится не за первополосными кадрами — это, скорее, глубоководный зонд, улавливающий атмосферу времени, фокусируясь на моментах, где грань между прошлым и будущим оказывается зыбкой и проницаемой.
«Успех — это когда ты получаешь в день $5 тыс., а не мотаешься в это время по фестивалям, отсылаешь фотографии на свои персональные выставки, а потом тебе же эти фотографии не отдают или присылают просто сложенными пополам в конверте».
Призы и награды И. Мухина:
1994 — Государственная стипендия России «Человек искусства»;
1998 и 2005 — призёр конкурса «Серебряная камера» — регулярный ежегодный конкурс на лучший фоторепортаж о Москве, проводимый Московским домом фотографии (куратор конкурса — член Художественного совета СФР Нина Левитина), является открытым, участие в котором могут принять как профессионалы, так и любители. Правительством Москвы учреждены 3 премии в каждой из 3-х номинации («Архитектура», «События и повседневная жизнь» и «Лица»), а также специальные призы партнёров и спонсоров конкурса;
1999 — Стипендия Мэрии Парижа — стипендиальная программа, созданная для иностранных исследователей, в том числе и в области культуры и искусства, с целью привлечения их к работе в госучреждениях Парижа в течение определённого периода времени. Цель программы – установить новые и укрепить уже существующие международные связи.
Персональные выставки И. Мухина:
«Молодым о молодых» (Клуб МГУ на Моховой, 1987); «И. Мухин» (Photo-Gallery, Ленинград, 1990); «Советское монументальное искусство» (Фото-галерея, Йошкар-Ола, 1993); «Скамейки: трансформация для будущего». (XL Галерея, Москва, 1994); «Vision of Russia». (Naarden Fotofestival, Grote Kerk, Наарден, Нидерланды, 1995); «40 фотографий». (Музей революции, Москва, 1995); «Меняющийся пейзаж» (Фотобиеннале 96). (Дом художников на Кузнецком мосту, Москва, 1996); «Life in the City». (Latvian Museum of Photography, Рига, Латвия, 1996); «Soviet Epoch: Benches and Monuments». (Photohouse, Рига, Латвия, 1997); «Moscou la Jenne». (Bibliothèque Elsa-Triolet, Пантин, Франция, 1998); «Igor Moukhin». (Galerie Carre Noir, Париж, Франция, 1999); «La jeunesse a Paris» (Mois de la photo a Paris 2000). (Galerie Carre Noir, Париж, Франция, 2000); «Москва Light». (Государственный научно-исследовательский музей архитектуры им. А.В. Щусева, Москва, 2001); «Moscow». (International Photography Festival, Пинъя́о, КНР, 2002); «Нижний Новгород. Лето-2001». (Фестиваль «Pro-зрение», Н. Новгород, 2002); «Moscou — Paris». (Московский дом фотографии, Москва, 2002); «Москва — Paris». (Государственный Русский музей, Строгановский дворец, С-Петербург, 2003); «Moskauer Jugent im 3. Jahrtausent». (Moskauer Tage in Berlin, Kulturbrauerei, Берлин, Германия, 2003); «Wien — Moscow». (Krinzinger Projekte, Вена, Австрия, 2003); «Contemporary Moscow Photography». (Anahita Gallery, Санта-Фе, США, 2003); «Тяжёлое дыхание зимы». (XL Галерея, Москва, 2004); «Generation next». (Auditorium parco della musica, Festival Russo, Рим, Италия, 2004); «Провинция. Нижегородские каникулы». (Музей «Симбирская фотография», Ульяновск, 2004); «I. Moukhin: Visions of Contemporary Russia». (Hatton Gallery, Collorado State University, Форт Коллинз, США, 2004); «I. Moukhin. Contemporary Russian Photography». (The Camera Obskura Gallery, Денвер, США, 2004); «Путешествие». (Фотоцентр, Москва, 2005); «Игорь Мухин». (Галерея на Солянке, Москва, 2008); «Igor Moukhin». (CM ART, Париж, Франция, 2008); «Игорь Мухин». (Фонд содействия развития искусств, Киев, Украина, 2008); «Сопротивление». (XL Галерея, Винзавод, Москва, 2010); «Огород». (Галерея «Меглинская», Винзавод, Москва, 2010); «Edifficile essere giovani». (Galleria Impronte contemporary art, Милан, Испания, 2010); «Сообщники». (XL Галерея, Москва, 2012); «Rosja/Polska(Igor Mukhin i Mariusz Forecki)». (4 Festiwal Fotodokumentu, Galeria Wysokich Napięć, Варшава, Польша, 2012); «La mia Mosca». (Festival Fotografia Europea-2012, San Pietro Cloisters, Реджо-нель-Эмилия, Италия, 2012); Rétrospective «La Russie d’Igor Moukhin, photographies de 1987 à 2012». (Grand Réservoir de L’Hôpital de Bicêtre, Le Kremlin-Bicètre, Festival RussenKo-2013, Франция, 2013); «My Moscow». (Galerie RTR, Париж, Франция, 2013); «La mia Mosca». (Laura Bulian Gallery, Милан, Италия, 2013); «Игорь Мухин «Панк-Фракция-1»/Алиса Йоффе «Панк-Фракция-2». (Галерея «Триумф», Москва, 2014); «МОСКВА_2. La Bohème/MOSCOW_2. La Bohème». (Галерея «Люда», С-Петербург, 2015); «Я видел рок-н-ролл». (Государственный музейно-выставочный центр РОСФОТО, С-Петербург, 2016); «Альтернативная культура 80-х». (Мультимедийный комплекс актуальных искусств, 2017); «Срок». (XL Галерея, Москва, 2017); «Наши 1990-е. Время перемен». (Ельцин Центр, Екатеринбург, 2018); «Наши 1990-е. Время перемен». (Мультимедийный комплекс актуальных искусств, 2020).
Групповые выставки: «Фото-86». («Малая Грузинская, 28», Москва, 1986); «Changing Reality».( The Corcoran Gallery of Art, Вашингтон, США, 1991); «Photography from the collection». (The Museum of Modern Art, Нью-Йорк, США, 1998); «After the wall». (Moderna Museet, Stockholm; Тур: The Ludwig Museum, Будапешт, Венгрия, National Galleries im Hamburger Bahnhof, Берлин, Германия, 1999); «Память тела. Нижнее белье советской эпохи». (Государственный музей истории Санкт-Петербурга; Тур: Выставочный зал Н. Новгород, ЦДХ Москва, Vienna Museum Вена, Австрия, 2001); «Idea Photographic: After Modernism». (Museum of Fine Arts, Нью-Мехико, США, 2002); «Давай! Russian Art now». (Postfuhramt, Берлин, Германия; travelling: Museum of Applied Arts, Вена, Австрия, 2002); «Искусство XX века». (Государственная Третьяковская Галерея, Москва, 2006); «Sots Art. Political Art in Russia from 1972 to today». (La Maison Rouge, Париж,Франция, 2007); «Не игрушки!?». (Государственная Третьяковская Галерея, Москва, 2009); «Photographie de la nouvelle Russie 1990-2010». (Maison Europeenne de la Photographie, Париж, Франция, 2010); «The Original Copy: Photography of Sculpture, 1839 to Today». (The Museum of Modern Art, Нью-Йорк, США, 2010); «90-е». (Арт-галерея, Ельцин Центр, Екатеринбург, 2015); «Red Horizon — Contemporary Аrt and Photography in the USSR and Russia, 1960-2010». (The Columbus Museum of Аrt, СШA, 2017); «Subjective Objective: A Century of Social Photography». (Zimmerli Art Museum, The State University of New Jersey, США, 2017).
Источники:
https://bigpicture.ru/shedevry-ulichnoj-fotografii-igorya-muxina/
https://www.the-village.ru/weekend/gallery/122297-igor-muhin
https://pikabu.ru/story/nashi_90e_fotografii_igorya_mukhina_chast_2_6991407
https://zen.yandex.ru/media/id/5aa8f3e09e29a224711a824c/legendy-russkogo-roka-vne-sceny-fotohronika-slesaria-igoria-muhina-5e4e3732f2b93d016c117e6e
https://cameralabs.org/aeon/igor-muhin/albom?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com
https://vk.com/id100475667
https://planeta.ru/campaigns/34884
https://rosphoto.com/portfolio/igor_muhin_dazhe_geniy_zavisit_ot_instituciy-5964
https://snob.ru/profile/18580/blog/165285
6 комментариев
3 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена