Китай хорошо усвоил печальный урок Советского Союза
Соединены три политические эры. Первая политическая эра — революция Мао Цзэдуна, суть которой в закреплении социалистического строя, за ней следует вторая эра — реформ Дэн Сяопина, которая перевела Китай на пути развития и процветания. Си Цзиньпин олицетворяет третью эру — перехода к новым технологическим укладам и трансформации мировой роли Китая, которая требует консолидации режима.
ЦК КПК в 1945 и 1981 годах принимал подобные резолюции: «Резолюцию о некоторых вопросах истории» и «Резолюцию о некоторых вопросах истории партии со времени основания КНР». Для того, чтобы понять значение происходящего, нагляднее всего вспомнить страницы истории Советской России и СССР. В 1989 году первому в мире социалистическому государству исполнилось 72 года, столько же, сколько сейчас КНР. К тому времени наша страна находилась на излете своей социалистической истории, в плачевном экономическом состоянии. В СССР происходили центробежные процессы, которые позже разорвали страну.
Но крах державы не был неизбежным, его обусловили во многом субъективные факторы. Для того, чтобы в этом убедиться, стоит вернуться к китайской истории. В 1978 году Китай был куда в более плачевном экономическом состоянии, чем СССР в 1989-м. Китайцы тогда довольствовались чашкой риса в день. Пришедшая к власти в КНР после разрухи «большого скачка» и «культурной революции» группа во главе с Дэн Сяопином вместо перестройки и гласности решила, не трогая политическую систему, модернизировать экономическую. Была лишь слегка подправлена конфигурация управления, методы Мао Цзэдуна были признаны на «70 процентов положительными, а на 30 — ошибочными», его культ личности заменен на коллективное принятие решений. Была введена норма двух сроков для лидера партии и страны. Эти моменты были как раз закреплены в исторической резолюции КПК 1981 года. Напомним, что в 1945 году в своей первой исторической резолюции пленум ЦК КПК утвердил ключевую идею Мао Цзэдуна о «китаизации марксизма», ставшую основой концепции «социализма с китайской спецификой». В резолюции, принятой за 4 года до создания КНР, подводились итоги 20-летней борьбы китайских коммунистов против Гоминьдана и японцев, накануне решающей схватки за власть. Политика «реформ и открытости», начатая в 1978 году, перевела Китай в режим форсированного развития и дала те плоды, которыми китайцы по праву гордятся. КНР вышел на первое место в мире по объему ВВП по покупательной способности, в стране создан самый многочисленный средний класс, ликвидирована бедность по критериям ООН. Китай находится на пути к мировому лидерству и к «возрождению китайской нации», лидирующей во всех областях жизни.
Горбачёв напротив начал с изменения политической системы, расшатал основы конституционного строя, стержнем которого была руководящая роль компартии. Стремление дать некоторые свободы обернулось хаосом в политической и общественной жизни, привело не только к развалу союзного государства, но и к реставрации капитализма и хищнической и разрушительной приватизации. Россия до сих пор не может достичь уровня СССР по многим показателям. Идеологически курс Горбачева привел к антагонистическому разделению истории страны, осуждению периодов, когда были достигнуты наибольшие успехи. Вместо консолидации до сих пор в обществе царит раздрай. Не случайно, пообщавшись с Горбачевым в 1989 году, Дэн Сяопин понял, что тот ведет страну к развалу и в узком кругу назвал лидера СССР идиотом.
Вот как ныне КПК оценивает произошедшее. «Перед лицом столь переменчивой международной обстановки партия непоколебимо отстаивала четыре основных принципа, решительно устраняла все помехи, с полной уверенностью реагировала на целый ряд рисков и испытаний, влияющих на общую ситуацию в области реформ, развития и стабильности Китая. В конце 80-х и начале 90-х годов XX века распался Советский Союз, произошли резкие перемены в Восточной Европе. Из-за поддержки и провокаций со стороны враждебных антикоммунистических и антисоциалистических сил на международной арене, под воздействием общей внешней ситуации и внутренней обстановки, в конце весны и начале лета 1989 года произошли серьезные политические волнения в Китае (которые в мире известны как события на площади Тяньаньмэнь — примечание автора). Наша партия и правительство, опираясь на народ, четко и ясно выступили против беспорядков, отстояли социалистическую государственную власть, защитили коренные интересы народа. Партия, ведя за собой народ, успешно реагировала на финансовый кризис в Азии, мировой финансовый кризис и другие экономические риски, успешно провела Олимпийские и Паралимпийские игры в Пекине в 2008 году, одержала победу в борьбе со стихийными бедствиями, такими как серьезные наводнения в бассейнах Янцзы, Нэньцзян и Сунхуацзян, сверхмощное землетрясение в Вэньчуане, одолела эпидемию атипичной пневмонии, продемонстрировав потенциал партии в противостоянии рискам и управлении сложными ситуациями».
И вот в год своего 72-летия КНР пожинает плоды реформ, начатых в 1978 году, продолжает бурно развиваться и подходит к новому этапу — созданию общества всеобщей зажиточности.
Каждая историческая резолюция КПК оценивала прошлое и определяла стратегию на будущее. Но они еще закрепляли подавляющую роль лидеров и определяющее значение их идей.
Историческая резолюция 6 пленума также направлена на то, чтобы закрепить место Си в политической истории страны, придать идеологическую обоснованность продолжению его пребыванию во главе партии и государства, открыть дорогу к дальнейшей реализации его идей о социализме с китайской спецификой в новую эпоху. Как известно, чуть ранее формально были сняты ограничения на два срока и юридически для продолжения правления Си нет препятствий. Ожидается, что Си Цзиньпин будет просить следующий съезд партии, в 2022 году, позволить ему продолжать руководить страной после двух пятилетних сроков.
Напомним, что одним из ключевых пунктов резолюции 1981 года было ограничение сроков работы руководителя страны, чтобы предотвратить развитие культа личности, подобного тому, который был установлен Мао. Отказ от этого положения ныне обосновывается новыми вызовами: трудностями технологической и макроэкономической трансформации экономики, открытой борьбой с США, пандемией коронавируса и другими. Борьба за лидерство в руководстве страны в этих условиях привносит глубокие риски, ставит под вопрос продолжение курса на модернизацию и достижение поставленных амбициозных целей. С другой стороны, нынешнее руководство выполняет все поставленные задачи, его деятельность одобряется подавляющим большинством народа. Необходимость принятия третьей резолюции продиктована и осознанием того, что потенциал реформ Дэн Сяопина, основанных на экспортной стратегии, к сегодняшнему дню исчерпан. Сейчас продолжается новый этап — «двух циркуляций», то есть сочетания экспорта и импорта с упором на внутренний рынок и создания нового Китая — самодостаточной сверхдержавы.
Есть версия, что деградация СССР началась с радикальной переоценки его истории. Китайские товарищи глубоко изучают опыт СССР и всегда выступали против такого подхода. В начале своего первого срока Си Цзиньпин буквально объявил войну «историческому нигилизму», который он определил как любую попытку бросить вызов официальной версии значимых событий прошлого. Торжественное празднование столетия КПК преследовало те же цели: показать преемственность политики на всех этапах развития КНР и ее продолжения. Именно это, как считают в КНР, является одной из фундаментальных идеологических гарантий стабильности страны.
Не исключено, что некоторые китайцы думают иначе, но их опять же рассудит история.
Источник:
12 комментариев
3 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 года назад
Элиты должны драться, конкурировать, а не сидеть "на попе ровно".
Удалить комментарий?
Удалить Отмена