20 век в цвете. 1911 год
К тому времени автохром ещё не успел "задавить" более старый и гораздо более качественный (но и более сложный) цветоделительный метод, поэтому в обзоре будут широко представлены обе эти технологии.
Правда, если говорить конкретно про 1911 год, то цветоделительный метод на тот момент применял только С.М. Прокудин-Горский, но география его путешествий и тематика съемок были настолько обширны, что на него придётся более половины всего обзора.
Эмир Бухарский в одном из своих дворцов, фото Прокудина-Горского, 1911:
Бухарский эмират был российским протекторатом, представлял собой настоящий заповедник средневекового феодализма, поэтому Прокудин-Горский, можно сказать, запечатлел в цвете 17 век!
На улицах Старой Бухары не было даже намёка на современную цивилизацию (у мечети Чор-Минор, 1911):
Больше всего кадров Прокудин-Горский сделал в соседнем Самарканде с его величественными средневековыми памятниками, которые практически все пребывали в полуразрушенном состоянии. Было опасение, что они уже не переживут очередного землетрясения.
Медресе Угугбека на знаменитой площади Регистан, 1911:
Эти падающие минареты чудом успели дождаться прихода советских реставраторов, которые закрепили их тросами, а затем и выпрямили по специально разработанной технологии. Сейчас ансамбль площади Регистан выглядит как после евроремонта!
А остальной Самарканд спустя 110 лет и вовсе не узнать.
По данному фото с мечетью Хазрат-Хизр вообще трудно понять, что это город, причем его центральная часть:
В советское время здесь возник перекресток автодорог с очень интенсивным движением, но и эта картина уже в прошлом - сейчас автомагистраль убрали в специальный туннель, над которым проложен пешеходный мост.
А в комплекс мечети недавно добавили мавзолей первого президента Ислама Керимова:
Прокудин-Горский очень подробно запечатлел все стороны быта "туземного" Самарканда. Поскольку все эти снимки хорошо известны, мы покажем лишь отдельные примеры.
Местная публика в ярких халатах на площади Регистан:
Шашлычная в Самарканде:
Группа еврейских мальчиков с учителем в Самарканде:
Сартская (т.е. "туземная") школа в Самарканде:
К великому сожалению, тройной негатив этого снимка утерян, а чудом сохранившийся в семейном архиве наследников Прокудина-Горского диапозитив не дает оригинального качества цветопередачи. Хотя такие диапозитивы предлагались в 1915-1916 гг. к массовой продаже по каталогу, на территории бывшего СССР пока не найдено ни одного экземпляра!
Байга - скачка на средние дистанции по пересеченной местности (Самарканд):
Конечно, технология Прокудина-Горского не позволяла снимать движущиеся объекты, но гениальные реставраторы братья Ходаковские сумели устранить эффект расслоение ("шевеленки").
За 1911 год Прокудин-Горских умудрился совершить целых три (!) экспедиции в Туркестан, при том, что на поезде из Петербурга до Ташкента надо было добираться тогда почти две недели.
Помимо Бухары и Самарканда мастер запечатлел район Городной степи (часть современного Узбекистана), который русская администрация пыталась обводнить с помощью каналов и даже колонизировать.
Да, в те времена русские ехали заселять Среднюю Азию, а не наоборот, как теперь.
Переселенческий хутор в Надеждинском поселке с группой крестьян, Голодная степь, 1911:
Но самым впечатляющим русским проектом в Средней Азии было Мургабское государственное имение на территории современного Туркменистана.
Там среди бескрайних пустынь и редких оазисов к 1911 г. было создано нечто вроде технополиса с новейшими хлопковыми заводами, ирригацией и гидроэнергетикой.
Трудно поверить, но Гиндукушская ГЭС на мало кому известной реке Мургаб в 1911 г. была самой мощной во всей Российской империи!
Размеры не впечатляют, если сравнивать с ДнепроГЭСом:
Турбинный зал с новейшим оборудованием из Будапешта:
Самое интересное, что всё это работает и теперь, внешне почти не изменившись за 110 лет!
Фото сделано ровно 100 лет спустя:
Лаборатория при хлопковом заводе в Байрам-Али, Мургабское имение, 12 октября 1911 года:
Джинное отделение хлопкового завода в Байрам-Али, 1911:
Почти всё оборудование было иностранного производства - увы, импортозамещение в России 110 лет назад было немногим лучше современного.
Земли царского имения были не захвачены, а выкуплены у старейшин местных туркменских племен, которые считали эту сделку очень выгодной!
Туркмен тогда называли "текинцами".
Текинская семья у своей юрты, 1911:
Тогда вообще все народы Средней Азии назывались не так, как сегодня.
Например, "киргизами" называли казахов.
Прокудин-Горский их тоже запечатлел в 1911 году:
А вот чтобы запечатлеть правителя ещё одного российского протектората (Хивинского ханства) Прокудину-Горскому пришлось возвращаться в Петербург.
Асфандияр-хан Хивинский в петербургском Зимнем дворце, 1911:
Спокойная жизнь этого российского вассала закончится в 1918 г. убийством оного.
Помимо Туркестана Прокудин-Горский в 1911 г. успел провести обширные съемки в центральных областях России.
Белгород в сентябре 1911 г. во время торжеств прославления свт. Иоасафа Белгородского:
Здесь мы видим довольно редкий пример репортажной съемки Прокудина-Горского. "Редкий" для сохранившейся части коллекции, но кто знает, сколько было таких репортажей в её пропавшей части?
Увы, от того Белгорода, который мы видим на фото, не осталось почти ничего. То, что пощадили война и советские реконструкции, уничтожил дикий строительный бум последних 20 лет.
Вид на железнодорожный путь, город Владимир. Река Клязьма и поемные луга, 1911:
От этого живописного и культурного пейзажа сейчас почти ничего не осталось: всё или застроено, или заросло. Узнать можно только трубы дома на переднем плане.
Город Александров, бывшая резиденция Ивана Грозного ("временная столица" Московии), 1911:
К счастью, знаменитый Успенский монастырь сохранился.
Ростовский кремль, 1911:
Ростовский кремль не сильно изменился, только шатры на башнях поменяли после катастрофического урагана 1953 г. А вот ростовская конка приказала долго жить ещё в 1921 г.
Ярославль, ансамбль в Коровниках, 1911:
Знаменитые храмы сохранились, но вся окружающая местность полностью деградировала и одичала.
Знаменитый служебный вагон Прокудина-Горского на станции Бородино, 1911:
Красивое здание станции погибло во время войны.
Помимо Прокудина-Горского в России 1911 г. в цвете снимали многочисленные любители автохромного метода, но их работы за этот год почти не сохранились.
Рождественская елка в Никольском Симбирской губернии, Веденисов, 1911:
За границей автохром больше всего применяли на его родине, во Франции.
Цветочный рынок в Париже. Фотограф Leon Gimpel, 1911:
В мастерской скульптора (P.L. Hypersens). Léon Gimpel, 1911:
Дети, Пьер и Андре Гейн. Фотограф Гюстав Гейн, 1911:
Город Марбург в Германии, 1911:
Вот интересно, как они столетиями поддерживали средневековый жилой фонд с деревянными перекрытиями?
Ланчестер лимузин 28 л.с. National Motor Museum, 1911:
Бравые британские гвардейцы, 1911:
В 1911 г. англичане попытались замутить даже цветную киносъемку (двухцветку), но результат вышел не очень.
Парад британских войск в Индии:
Источник:
3 комментария
3 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена