«Веселые картинки»: история культового бесцензурного детского журнала
Если первыми комиксами в вашей жизни были приключения Клуба веселых человечков в 80-90-е годы, то этот пост определенно написан для вас.
Рожденный в СССР, этот журнал существует и поныне. Он в свое время считался одним из самых прибыльных периодических изданий страны (при грошовой цене 15 копеек собирал больше денег, чем все журналы гигантского издательства «Молодая гвардия»). Он единственный в стране не подвергался литованию (цензуре) и выходил в печать просто после подписи главного редактора.
Концепция его родилась случайно. Будущий первый редактор «Веселых картинок» Иван Семенов, работавший в то время карикатуристом в журнале «Крокодил», приехал летом за город повидать сына и обнаружил его рисующим что-то в своем альбоме. Тогда-то у них и состоялся исторический диалог приблизительно следующего содержания:
— Что ты там рисуешь, Володя?
— Картинки про то, как мы здесь живём!
— А какие картинки?
— Весёлые!..
Иван Семенов, народный художник СССР
Так пришла идея журнала, который выстраивается как череда иллюстраций-комиксов, которые будет интересно (и познавательно) разглядывать детям. Не бог весть что по современным меркам, но на дворе-то 1955 год!
Далее Семеновым и его приятелем Юрием Дружковым (тоже сотрудником журнала) был придуман и отрисован главный маскот «Веселых картинок» — Карандаш.
Эскизы Семенова. Шляпу Карандаша чуть позже заменит берет
Маленький художник с носом-карандашом (интеллигент в эпоху, когда всемерно подчеркивалась пролетарско-социальная направленность советского искусства) первоначально задумывался как автор всех иллюстраций, представленных в журнале. Концепт состоял в том, что все, нарисованное Карандашом, мгновенно становится настоящим.
К Карандашу постепенно добавлялась и остальная ватага, со временем попавшая на узнаваемый логотип журнала: Самоделкин (еще один оригинальный персонаж Юрия Дружкова), Петрушка, Дюймовочка, Чиполлино, Буратино, Незнайка — в итоге ставшая Клубом Веселых Человечков.
Кстати, непонятный ушастый персонаж, изображающий букву Р — это гость из соцлагеря, чешский паренек Гурвинек.
Позже (в 1964 году) про двух главных дружковско-семеновских персонажей вышла повесть-сказка «Приключения Карандаша и Самоделкина». Её роскошно проиллюстрировал Семенов.
А в 1983 году вышло её продолжение, повесть «Волшебная школа Карандаша и Самоделкина». Позже цикл книг про двух друзей продолжил писать уже сын писателя Валентин Постников.
С 1956 года журнал стал выходить ежемесячно. Вокруг издания постепенно складывалось сообщество детских прозаиков, поэтов и художников. С «Веселыми картинками» охотно сотрудничали Корней Чуковский, Агния Барто, Сергей Михалков, Владимир Сутеев, публиковался Самуил Маршак и многие другие.
Обложка журнала художника Евгения Мигунова. 1972 год.
В состав редакции, возглавляемой Иваном Семеновым, вошли художники-иллюстраторы Константин Ротов, придумавший внешний облик старика Хоттабыча и капитана Врунгеля, Алексей Лаптев, нарисовавший классического Незнайку, Владимир Сутеев (ктож не знает Сутеева?), Анатолий Елисеев. Позже добавились Евгений Мигунов и Виктор Чижиков.
И еще одна работа Мигунова
Аминадав Каневский (создатель маскота еще одного детского журнала) тоже с самого начала работал с коллективом «Веселых картинок».
Обложка А. Каневского.
Также здесь трудился ставший впоследствии известным кинорежиссером художник-карикатурист Александр Митта. Он работал в журнале с момента его основания. Причем на позиции немалой — одного из художественных редакторов.
В ВК публиковались сказки, приключенческие истории, ребусы и загадки. Пользовались успехом рубрики «Школа Карандаша», посвященная урокам рисования, «Школа Самоделкина», рассказывающая о том, как мастерить игрушки, «Весёлая азбука» с изображениями букв. Проводились конкурсы на лучшие детские рисунки. Журнал изо всех сил стремился быть полезным юным читателям.
Большой приток новых авторов «Веселые картинки» получили в 1970-е под руководством нового главреда, художника Рубена Варшамова.
В журнал тогда пришла плеяда художников-нонконформистов — Виктор Пивоваров, Валерий Дмитрюк, Илья Кабаков, Эдуард Гороховский, карикатуристы Сергей Тюнин, Евгений Милутка и Олег Теслер, детские писатели Эдуард Успенский, Андрей Усачёв, и другие.
В 1979 году художник Виктор Пивоваров создал, существующий по сей день, столь узнаваемый логотип журнала, состоящий из «человечков-букв». Журнал из альбомного стал теперешним вертикальным.
Так, завоевывая аудиторию десятилетие за десятилетием, «Веселые картинки» в 1980-х уже штурмовали отметку в 10 млн экземпляров тиража.
Юбилейный 60-летний номер 2016 года вышел в свет в горизонтальном формате (как самые первые номера), а в сентябре 2021 года «Веселым картинкам» «стукнуло» уже 65 лет!
Журнал был и остается узнаваемым несмотря на упавшие тиражи и сильно возросшую конкуренцию со стороны цифровых медиа. Кстати, иллюстрации в нём до сих пор создаются и готовятся к печати по-старинке — аналоговым методом.
Источник:
61 комментарий
3 года назад
Мурзилка при этом, был реально качественнее. А в том же Юном Технике, картинки подчас были настолько круче и качественнее что их рассматривать было интереснее чем детские журналы.
И кстати в журнале Наука и Жизнь, несколько раз печатали разом страницы на четыре французский комикс про Пифа, и вот это был прямо настоящий праздник :)
А всякая подростковая ботва типа Костра, Ленинских Искр и прочих Пионеров даже внимания не заслуживает
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена