"Она утонула": исполнилось 22 года со дня гибели подлодки «Курск»
12 августа 2000 года, трагедия в Баренцевом море, унесла жизни 118 моряков атомной подводной лодки К-141«Курск».
Самой страшной катастрофе в истории российского подводного флота исполнилось 22 года. Что именно случилось в тот день, сколько времени оставались в живых моряки, запертые в девятом отсеке подлодки, можно ли было их спасти, до сих пор вопросов больше, чем ответов.
«12.08.2000 г. 15.25 Здесь темно писать, но на ощупь попробую! Шансов похоже нет, % 10-20. Будем надеяться, что хоть кто-нибудь прочитает. Здесь список л/с отсеков, которые находятся в 9-м и будут пытаться выйти. Всем привет, отчаиваться не надо! Колесников».
Это одна из четырех записок, обнаруженных у погибших на «Курске». Все они подтвердили страшные догадки: после серии взрывов, уложивших подлодку на грунт, 23 уцелевших моряка собрались в девятом кормовом отсеке, где до конца боролись за жизнь и ждали помощи. Но помощь не пришла.
Lenta.ru приводит выдержки из книги руководителя Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников, капитана I ранга Игоря Курдина, два десятилетия посвятившего расследованию гибели подлодки. Тема «Курска» для него близка не только потому, что он в прошлом был командиром атомной подводной лодки, но и потому что все эти годы клуб поддерживает родственников погибшего экипажа. В своей книге Курдин попытался восстановить хронологию событий августа 2000 года:
10 августа 2000 года, «Курск» вышел из губы Западная Лица в район учений. На борту были не только члены экипажа, но и офицеры штаба дивизии, а также военпред и инженер с завода «Дагдизель». Всего 118 человек.
Крейсер загрузили штатным вооружением: 24 ракеты «Гранит», две из которых были практические (то есть учебные, без боевой части), 20 боевых и одна практическая торпеда калибра 533 миллиметра, а также две боевые и одна практическая торпеда калибра 650 миллиметров.
«Ядерного оружия и ракетоторпед ВА-111 "Шквал" на борту не было», — уверен Курдин.
11 августа в полдень «Курск» успешно выполнил стрельбу практической ракетой «Гранит», ушел на глубину и направился в район, где планировались торпедные стрельбы. На переходе командир подлодки капитан I ранга Геннадий Лячин держал связь с командным пунктом Северного флота (КП СФ), докладывая обо всех своих действиях.
В шесть утра 12 августа лодка заняла назначенный район, куда в роли «противника» должен был прийти отряд российских боевых кораблей во главе с флагманом — тяжелым атомным ракетным крейсером «Петр Великий».
В 08:35 «Курск» наносит условный удар полным боекомплектом ракет по этим кораблям. В 08:51 командир Лячин доложил об этом на КП СФ, а также о готовности к торпедным стрельбам. Это было его последнее донесение.
В 11:09 гидроакустики «Петра Великого» наблюдали работу гидролокатора подлодки, которая готовилась к торпедной атаке. В 11:30 они зафиксировали другой звук — предположительно, подводный взрыв, затем по корпусу флагмана пришелся мощный гидродинамический удар. Однако командование не придало этому значения.
Гидродинамический удар потряс и корпус подводного крейсера стратегического назначения К-18 «Карелия», который готовился к запуску баллистической ракеты Р-29РМ по учебной цели на Камчатке. Командир этой подлодки доложил на КП флота об инциденте и продолжил выполнение боевых задач. Как оказалось, «Карелия» находилась в 80 километрах от места взрыва «Курска».
Но взрывы почувствовали и намного дальше. Норвежская сейсмическая станция ARCES, которая находилась в 470 километрах от места происшествия, зафиксировала два толчка. Источник первого, мощностью до 200 килограммов в тротиловом эквиваленте, был на глубине 40 метров, а мощность второго — на глубине 100 метров — оценили в 5 тонн тротила.
В 14:12 корабли, выступавшие в роли учебных мишеней для «Курска», вышли из района, в котором находилась лодка, и легли в дрейф. Все ждали, что К-141 всплывет для доклада об удачной или неудачной стрельбе, но этого не произошло. В небо подняли вертолеты.
В 15:25 «Петр Великий» пытался вызвать подлодку по звукоподводной связи. В воду стали сбрасывать взрывпакеты — это был сигнал подводникам об экстренном всплытии в надводное положение
Но «Курск» все еще не считали аварийным. Даже к 17:00, когда этого уже однозначно требовали правила ВМФ.
Только в 17:20 спасательному судну «Михаил Рудницкий» определили готовность к выходу в один час. Реально же спасатели выйдут в море только через восемь часов.
В 18:00 задачу искать «Курск» получили самолет Ил-38, спасательный буксир СБ-523 и «Петр Великий».
Только в 23:30 командование Северного флота официально признало то, что уже было понятно морякам. На «Курске» произошла авария. В Москву последовал первый доклад.
Министр обороны Игорь Сергеев узнал о произошедшем в 00:30. Президент России Владимир Путин — в 7 утра 13 августа.
По данным следствия, 12 августа в 11 часов 28 минут и 26,5 секунды в первом отсеке атомного подводного ракетоносного крейсера К-141 «Курск» взорвалась практическая торпеда калибра 650 миллиметров, которую приготовили к учебной стрельбе и загрузили в торпедный аппарат №4.
Трое находившихся там моряков погибли мгновенно. Через пробоину в отсек под огромным давлением хлынула вода, и крейсер, который двигался на глубине 18 метров со скоростью 6 узлов (11,1 километра в час), пошел ко дну под углом 30 градусов. 154-метровая лодка врезалась в грунт и пропахала его носом, после чего замерла в почти горизонтальном положении.
Через 35 секунд после остановки на грунте произошел второй взрыв, в 25 раз более мощный, чем первый, — сдетонировали около десяти боевых торпед. Этот взрыв мгновенно погубил всех, кто находился во втором и третьем отсеках, — две массивные межотсечные переборки сорвались с места и прошлись по ним, как пресс.
Примерно через десять минут погибли и те, кто находился в четвертом, пятом и пятом-бис отсеках.
«И тогда капитан-лейтенант Рашид Аряпов, командир шестого реакторного отсека, намертво задраивает переборку между шестым и соседним отсеками, пятым-бис», — описывает последовательность случившегося Курдин.
Выжившие члены экипажа собрались в девятом отсеке. С собой они взяли гидрокомбинезоны, водолазное белье, все дыхательные аппараты ИДА-59М, а также банки В-64 с пластинами для регенерации воздуха. Паники не было. Это позже установят по биохимии судмедэксперты.
Командование принял капитан-лейтенант Колесников.
Запасов кислорода, воды и пищи им должно было хватить на 8-10 суток, но судмедэксперты, проводившие вскрытие тел, пришли к выводу, что узники девятого отсека прожили не больше четырех с половиной — максимум восемь часов после взрывов. Впрочем, этому верят не все.
«Мне такая версия не кажется убедительной, поскольку с ней не согласны другие авторитетные специалисты, — размышляет Игорь Курдин. — Анализируя информацию, в том числе и о стуках из девятого отсека, скорее следует считать, что подводники в нем оставались живыми как минимум до 4:00 13 августа».
Таким образом, по его версии, подводники были живы 16,5 часа и могли продержаться еще дольше. Запас пищи и воды был почти не израсходован — выпили примерно по 0,7 литра на человека. Все указывает на то, что произошло что-то еще.
15 августа — Главный штаб ВМФ объявил о спасательной операции. Представитель Главного штаба ВМФ Игорь Дыгало сообщает, что экипаж «Курска» жив, с ним поддерживается контакт, - выкладывает хронологию событий Коммерсант.
16 августа — по данным на 21:50 мск, ни одному из двух работающих в Баренцевом море российских спасательных аппаратов не удалось закрепиться на корпусе субмарины. Начальник пресс-службы ВМФ России Игорь Дыгало сообщает СМИ о том, что президент направил главкому ВМФ РФ распоряжение «принять иностранную помощь». Россия обращается за помощью к Норвегии и Великобритании.
17 августа — к месту трагедии вышли норвежское судно Seaway Eagle с глубоководными водолазами на борту и британское судно Normand Pioneer со специалистами и оборудованием.
18 августа — газета «Комсомольская правда» обнародовала список членов экипажа «Курска».
20–22 августа — на «Курске» работают норвежские водолазы-глубоководники, они открывают люк 9-го отсека. Выясняется, что отсек заполнен водой и спасать уже некого.
21 августа — начальник штаба Северного флота Михаил Моцак официально подтвердил факт гибели экипажа «Курска».
23 августа — в России был объявлен общенациональный траур.
26 августа — со ссылкой на источники в правоохранительных органах «Интерфакс» сообщает, что Главная военная прокуратура возбудила уголовное дело по факту гибели «Курска».
8 сентября — Владимир Путин дал интервью ведущему CNN Ларри Кингу. На вопрос, что случилось с подводной лодкой «Курск», президент ответил: «Она утонула».
20 октября — начался подъем тел подводников. За 16 дней водолазы смогли поднять на поверхность 12 тел, в том числе тело капитан-лейтенанта Дмитрия Колесникова. Тела еще 103 подводников были обнаружены уже в 2001 году после того, как «Курск» подняли на поверхность.
Существует мнение, что атомная подлодка "Курск" была уничтожена иностранной АПЛ.
Рассекреченный архив президента США напоминает, что Клинтон извинялся "Сожалею обо всем, через что вам пришлось пройти из-за "Курска".
Комфлотилией вице-адмирал Бурцев заявлял, что экипаж был жив 5 часов, причина катастрофы - столкновение с подлодкой НАТО. Член госкомиссии каперанг Волженский также сообщал "причиной катастрофы считаю столкновение с иностранной подводной лодкой". Командующий Северным флотом адмирал Попов высказывал уверенность в подобной версии.
О том, что "Курск" был убит АПЛ США сообщали газета "Правда", TV France в фильме Жана-Мишеля Карре, вице-адмирал Моцак, каперанги Юрченко и Кулиниченко и более 20 подводников.
Катастрофа на подлодке «Курск» стала второй по масштабу в послевоенной истории российского ВМФ после взрыва боеприпаса на подлодке Б-37 в 1962 году (тогда, по разным источникам, погибли от 79 до 122 человек).
Источник:
146 комментариев
2 года назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить Отмена