Митя, ёлы-палы! К юбилею Дмитрия Шагина
Художник, поэт, член и один из основателей творческой группы «Митьки» Дмитрий «Митя» Владимирович Шагин родился 29 октября 1957 года в Ленинграде, в семье советский художника Владимира Николаевича Шагина (1932-1999), принадлежавшего к «Ордену нищенствующих живописцев» (ОНЖ), или так называемому «арефьевскому кругу» — группе ленинградских художников-нонконформистов рубежа 1950-60-х гг.
Владимир Николаевич Шагин
Неформальным лидером ОНЖ был советский художник, живописец и график Александр Арефьев (1931-1978), вместе с которым в 1961 году (после смерти ленинградского андеграундного поэта Р.Ч. Мандельштама) Шагин-старший несколько месяцев сознательно вёл бродячий образ жизни, ночуя в кладбищенских склепах на Красненьком кладбище.
Кроме занятий живописью, отец Мити играл на гитаре и контрабасе в оркестре народных инструментов, работал электромонтажником, грузчиком, раскройщиком полиэтилена — в СССР художник — не член Союза художников, считался тунеядцем, со всеми вытекающими. Но, тем не менее, в начале 1960-х гг. Владимир Николаевич, как и многие его коллеги из «арефьевского круга», получил 6 лет лишения свободы за «антисоветскую деятельность». Однако, после принудительного психиатрического лечения (популярного инструмента репрессий в Союзе), от творчества не отошёл и продолжил плодотворно работать до конца жизни.
В 10 лет Митя попал в Среднюю художественную школу при Ленинградской Академии художеств и стал самым счастливым ребёнком на свете — ведь там же учился и его отец, и до того времени преподавали некоторые те же педагоги.
И когда пришло время вступать в комсомол, он снова повторил судьбу отца — пострадал из-за политики. Дмитрий с другом сознательно отказались «записываться в комсомольцы», заявив, что это «антирелигиозная организация и мы, как люди верую¬щие, состоять в ней не хотим». Поначалу им просто ставили 2 по поведению, а потом завуч «настучала» на них в КГБ. К Шагину приходили, интересовались — почему он верит в Бога и где его крестили? Он отвечал, что это его личное дело. Это и определило дальнейшую судьбу парня. В те времена молодой человек, не сотрудничавший с органами, да ещё и не состоявший в ВЛКСМ, попадал в «чёрные списки» и не мог даже мечтать о поступлении в какой-либо вуз.
И путь у Мити был один — пойти на самую чёрную работу, в кочегарку. Там, после окончания в 1975 году школы, и прошли следующие 15 лет его жизни.
В те годы котельные превратились в настоящий центр неформальной культуры. Желая избежать уголовной ответственности за тунеядство, в кочегары шли художники, писатели, поэты и музыканты — все, кто отвергался официальным социалистическим искусством. Вершиной карьеры Дмитрия, как кочегара, стала работа в котельной Комплексной школы высшего спортивного мастерства (СШОР КШВСМ), где он «отпахал» почти 8 лет, а работы лишился из-за праздников, которые там устраивались — после того, как журналисты на всю страну рассказали, что «в котельной у Шагина собирается по 50-60 человек, выпивают и смотрят по телевизору «Место встречи изменить нельзя»».
А в 1984 году Дмитрий, совместно с «коллегами по цеху» Александром Флоренским и Владимиром Шинкарёвым, организовал группу художников, получившую название «Митьки» (подробнее — здесь: Дык! Ёлы-палы!).
В 1985 прошла дебютная выставка, в названии которой стояло именно слово «Митьки» (в честь одного из основателей). В их творчестве сохранились и продолжили развиваться многие черты изобразительного языка «арефьевцев». Обе группы отличает внимание к городскому фольклору, простодушный и одновременно ироничный взгляд на повседневность и её поэтическая обработка.
Первая выставка «митьков» была квартирная, в доме, который пошёл на капремонт. В одной из комнат выставились 60 человек. Вода и отопление в доме были отключены, а потом власти и электричество отключили — чтобы люди сильно смотреть не ходили. И люди тогда стали приходить со свечками.
Ведь «Митьки» — не просто арт-группа, а целое движение, объединяющее художников, писателей, музыкантов и всех просто «сочувствующих». Митьковская философия стара как мир — она о добре, красоте и милосердии. Но форма её выражения настолько самобытна, что все эти годы остаётся, как модно сейчас говорить, в тренде. Соборность, неформальность, нестяжательство, отрицание всего, что выходит за рамки добродушной вселенной, где каждый друг другу — братушка и сестрёнка. У них своя особая лексика, описанная в книге Шинкарёва «Митьки» (1985), свой стиль в одежде — полосатые матроски.
«Собрались приятели-художники и стали делать выставки, но нередко это выглядело так, будто живопись — только декорация для всеобщего веселья. Поэты читали стихи, музыканты пели песни, и люди, которым живопись ранее была вовсе неинтересна, приходили посмотреть, как «митьки» тусуются. Ясно, что для популярности художника имидж — куда важнее качества живописи, — недоброжелатели вскоре стали вовсе отрицать значимость живописи «митьков» — мол, на имидже выехали. Да нет, извините, прекрасная у нас была живопись» (В. Шинкарёв, из книги «Митьки»).
Шагин — один из основателей и лидеров движения — уже давно стал символом Петербурга, не менее известным, чем крейсер «Аврора».
« — Как ты вообще стал художником?
— Мои родители — Владимир Шагин и Наталья Жилина — были неофициальными художниками, они входили в Орден нищенствующих живописцев. Эта компания сложилась в конце 1950-х гг., поэтому моими игрушками с детства были кисточки и краски. Отец хотел, чтобы я стал моряком, собирался отдать в Нахимовское училище. Но когда отца посадили, мама меня отдала в СХШ при Академии художеств. Так моряком я и не стал.
— А потом?
— А потом я закончил СХШ и стал кочегаром. Вообще, мама мечтала, чтобы я был кинорежиссёром. Но в те годы, не являясь комсомольцем, я не мог поступить во ВГИК или ещё куда-то. Конечно, я изучал кинематографию по книгам, мы с мамой ходили в кинотеатр «Кинематограф», где показывали классику. В результате на старости лет я стал кинорежиссёром. Скоро у меня будет премьера фильма «Митьковская встреча «Эры милосердия». О том, что могло бы быть с Шараповым, когда он переехал в Ленинград. По Вайнерам, он рассорился с Жегловым.
— Книга от фильма ведь отличается…
— Отличается. Мы делали выставку «Был один, который не стрелял»: были переделаны кадры из фильма таким образом, что митьки перепрыгивают забор и увозят Левченко в деревню. Вайнеру это очень понравилось, была мысль и продолжение сделать. Вайнер, кстати, нас спросил: «Помните, как в книжке-то было, вы книжку-то читали?». Было очень неудобно, потому что мы не читали. Но в результате прочёл — оказалось, что книга действительно очень интересная.
Главная идея у Вайнеров — в том, что наступит эра милосердия. И она созвучна нашей. Митьковская философия — добра, позитива, радости — исподволь действует на людей. Не все даже знают, что они митьки. Вот фильм сейчас ещё посмотрят и поймут. Действие происходит в послевоенное время в Питере. Главные герои — 2 питерских дворника, дядя Митяй и дядя Миняй. Они, собственно, и помогают Шарапову…
… Играют у нас Слава Бутусов, Олег Гаркуша, из актёров — Александр Баширов, Игорь Сладкевич. В женских ролях — Женя Любич, Наталья Фиссон, Татьяна Колганова…» (из интервью Д. Шагина Марии Москвичёвой, газета «МК», 14.02.2020).
На съёмках фильма «Митьковская встреча «Эры милосердия»
Своими учителями Шагин считает отца, свою мать — также художницу «арефьевского круга», иллюстратора Шекспира, Булгакова и обэриутов — Наталью Владимировну (Нейзель) Жилину (1933-2005), своего отчима — легендарного фотохудожника, которого называли одним из столпов ленинградского андерграунда, — Бориса Смелова (1951-1998), с которым, как говорит Дмитрий, «вдвоём лазали по крышам и фотографировали», и собственно, «арефьевцев» — художников Александра Арефьева и Рихарда Васми (1929-1998).
Сам Дмитрий начал выставляться с 1976 года на сборных выставках ленинградских неофициальных художников ТЭВ (Товарищество экспериментальных выставок) и ТЭИИ (Товарищество Экспериментального Изобразительного Искусства). Тогда же стал и членом ТЭВ.
Затем, в 1981 году Шагин стал одним из членов совета ТЭИИ. Товарищество объединило тогда 9 групп художников, пытавшихся представить широкий диапазон неофициального искусства на более цивилизованных, чем квартиры и мастерские, площадках — во Дворце молодёжи и ДК им. Кирова. «Митьки» были из них едва ли не самыми консервативными, но вместе с тем и самыми популярными.
«Книжка Шинкарёва очень широко разошлась в самиздате, и митьковский юмор распространялся очень быстро. Получилось так, что почти все художники ТЭИИ замитьковали, и Рок-клуб замитьковал, и все замитьковали. Это было настоящее массовое движение, все стали добрые, выпивали. А нас стали приглашать и в другие города» (Д. Шагин).
Вслед за Ленинградом «митьковать» начала и Москва — здесь «митьки» нашли единомышленников и базу для нерегулярных, но стабильно востребованных выставок.
Затем, с 1988 года, Шагин поучаствовал и в ряде зарубежных групповых выставок: в Париже, Кёльне, Антверпене, Лозанне, Вене, Сан-Диего, Нью-Йорке, Вашингтоне, Рио-де-Жанейро. Его работы были приобретены многими частными коллекционерами СССР и России, а также зарубежных стран, Русским музеем, Музеем истории Санкт-Петербурга, Новосибирским художественным музеем. Был одним из организаторов книжного издательства Mitkilibris («Издательский дом Ивана Лимбаха»).
А в 1991 году Митя стал членом Санкт-Петербургского Творческого Союза Художников Интернациональной федерации артистов (IFA) — старейшей художественной общественной организации Петербурга — аналога Московского горкома художников.
В 1996 году художник основал и стал курировать, вместе всё с тем же «братишкой-митьком» Флоренским, галерею «Митьки-ВХУТЕМАС» (Высшие художественно-технические мастерские).
Затем, в феврале 2006 года, Дмитрий основал под патронатом тогдашнего губернатора Санкт-Петербурга В. Матвиенко музей творческого объединения «Митьки» — «Митьки-арт-центр» (ул. Марата 36-38).
«Что касается власти, то со всеми постсоветскими градоначальниками митьки были в хороших отношениях. Первую митьковскую ставку на улице Правды нам выделил ещё Собчак. Губернатор Яковлев наше помещение перевёл на льготную аренду, а Валентина Ивановна нас защитила, когда нас с улицы Правды хотели выселить. Более того, она дала нам ещё одно помещение — на улице Марата, там теперь митьковский музей» (из интервью Д. Шагина Сергею Андрееву, «Русский репортёр», 01.11.2007).
Одну из комнат в своей студии художник переделал в кабинет Володи Шарапова: стены драпированы тканью, в центре — стол с советским телефоном и советской же настольной лампой, а на вешалке — исторические милицейские фуражки. Чем не кабинет следователя?
Известен Дмитрий также и как автор музыкальных проектов: «Митьковская тишина» (1995), «Митьковские песни» (1996), «Митьковские танцы» (1997), «Митьковская бескозырка» (1999), «Москва митьковская» (2002), «Митьковский Питер» (2004), — с участием известных рок-музыкантов: БГ, Юрия Шевчука, Дюши Романова (подробнее — здесь: Памяти Флейтиста), Сергея «Чижа» Чигракова, Александра Ф. Скляра, Вячеслава Бутусова, Алексея «Хвоста» Хвостенко (подробнее — здесь: Жилец вершин с чайником вина) и др.
Выпустил художник также и несколько книг стихов и прозы. Одна из которых — «Дык!...» (2002) была награждена художественной премией «Петрополь» за 2006 год.
Шагин — автор арт-объектов «Митьковская Тельняшка», «Митьковский Флаг», «Рок-музыканты» и др. А также перформансов «Митьковская Олимпиада», «Братание Рек», «Отстирывание Митьковской тельняшки».
Движение «митьков» сохраняло свою активность более 30 лет — до начала 2000-х гг. В настоящее время «звёздный» состав группы собирается разве что на какие-либо совместные юбилейные мероприятия.
Шагин является также Председателем попечительского совета бесплатного реабилитационного центра по избавлению от алкогольной зависимости «Дом Надежды на Горе» в Красном Селе под Петербургом. Ранее он сам страдал многолетним хроническим алкоголизмом. Сейчас, где-то с середины 1990-х гг., спиртного не употребляет, избавившись от пагубного пристрастия по системе анонимных алкоголиков (АА), основанной на терапии «12 шагов», в центре реабилитации Эшли/Ashley Medical Center (Северная Каролина, США). Теперь вот помогает другим.
В 2007 году Дмитрий включился и в благотворительность, присоединившись к проекту питерской гончарной студии «Лисий остров». Художник на время сменил мольберт на гончарный круг, за которым сделал вазу в узнаваемом «митьковском» стиле. Керамика вместе с другими поделками, изготовленными известными петербуржцами, отправилась на благотворительный аукцион. Средства, вырученные с продажи, были направлены на работу основанного в 2004 году Благотворительного фонда поддержки и развития просветительских и социальных проектов «ПСП-фонд» (с 2015 г. работает как «Межрегиональный ресурсный центр в сфере адаптации мигрантов и межнациональных отношений»).
Шагин посетил студию не один, а в сопровождении одной из своих дочерей и внуков. Они также попробовали свои силы в гончарном искусстве. К слову, многие из знаменитостей, посетивших «Лисий остров» с благотворительной миссией, приходили семьями. Так ранее, вместе с внуками в студии побывала актриса Ирина Мазуркевич. До этого — музыкант Евгений Фёдоров (Tequilajazzz, Оркестр Optimystica, Zorge). А при создании 1-ой коллекции для аукциона в роли гончаров выступили Александр Друзь, музыканты группы АукцЫон, Настя Полева, художники Николай Копейкин и Кирилл Миллер и многие другие. Средства, вырученные с продажи керамики, были тогда направлены в фонд «Мой Мио», оказывающего помощь детям с редким генетическим заболеванием — миодистрофией Дюшенна — наследственной прогрессирующей мышечной дистрофией.
В апреле 2009 года художник, вдохновившись письмами композитора, профессора Петербургской консерватории Анатолия Лядова, опубликованными в Петербурге в 1916 году, вскоре после смерти их автора, представил в Литературном музее свой проект «Русская литература. Шли годы...», который он сам назвал «инсталляцией книги». Ознакомившись с этим эпистолярным наследием, Шагин явно узнал родственную себе душу и принялся создавать писательский пантеон. Он переиначил на свой манер известные прижизненные портреты известных писателей, сгруппировав их на одном холсте в соответствии с ходом биографии: вот Гоголь в 1829 году, вот он же в 1834-м, а вот уж и на смертном одре. Такая процедура была проделана с иконографией и других героев. Не забыт был, разумеется, и сам Анатолий Константинович, а для пущей весомости художник добавил к портретной галерее и Даниила Хармса («Пусть и Хармс тоже будет, так интереснее»), которого Лядов не читал, поскольку не дожил до публикаций, но для автора это и неважно.
А в феврале 2017 года в Малом выставочном зале Москвы, в Галерее «Веллум» по ул. Нижняя Сыромятническая-10, были представлены около 200 работ творческой семьи художников: Натальи Жилиной, Владимира и Дмитрия Шагиных.
Проект рассказывал о творческом пути семейства, которое дало 2 поколения художников — видных представителей неофициального послевоенного искусства Ленинграда.
Наталья Жилина «Памяти Арефьева», «На Неве летом».
Владимир Шагин «Двое в интерьере», «Сказки Шехерезады»
Женат Дмитрий на художнице Татьяне Шагиной, вместе они воспитывают 3-х дочерей, одна из которых — также художница Иоанна Шагина.
« — Многие говорят, что сегодня время закольцевалось, советские доперестроечные настроения вернулись. Митьки опять немного подпольные?
— Возвращаются, безусловно. Отчасти — подпольные. У меня возникает эстетика 1970-х сейчас — музыкальная и художественная, безусловно. Как раз готовим выставку к 35-летию — будут работы того времени и что произошло с митьками за эти годы. Мне кажется, многие работы, которые люди сейчас делают, как-то связаны с теми. Ценность того подпольного времени очень велика» (из интервью М. Москвичёвой).
Награды и премии Д. Шагина:
2006 — Художественная премия «Петрополь» — ежегодная награда, утверждённая в 1999 г. Всероссийским музеем А.С. Пушкина и редколлегией альманаха поэзии и прозы «Петрополь», присуждается за достижения в области культуры и искусства, оригинальные проекты и меценатство — за книгу «Дык!...» (2002).
2009 — Царскосельская художественная премия — основана в 1993 г., присуждается за творческий вклад в развитие российской культуры и искусства и укрепление международных культурных связей. Учредителями являются Всероссийский музей А.С. Пушкина и меценат, поэт и музыкант Б. Блотнер — за проект «Русская литература. Шли годы…» (2009).
Библиография:
«Дык!..» (авторский сборник, «СПб.: «Красный Матрос», 2002), «Месье Баттерфляй» (М.: ЗАО «ИД «Новая газета», 2007), «Стихи 1974-1994 гг.» (серия: «Стихи художников», издатель Константин К. Кузьминский, 1995).
Фильмография:
«Город» — художник, учащий главного героя (х/ф, реж. А. Бурцев, 1990), «Митьки в Европе» — камео (СССР/Бельгия, реж. А. Учитель, 1990), «Митьки никого не хотят победить, или Митькимайер» — камео (м/ф, реж. А. Васильев, 1992), «Агент национальной безопасности» — камео (т/с, серия «Страсти по Филонову», 1999), «Улицы разбитых фонарей» — камео (т/с, серии: «Мёртвых не спросишь», «Убийство по рецепту», «Гиблое место», 2004), «Митьковская встреча эры милосердия» — дядя Митяй, старший дворник (х/ф, реж. Д. Шагин, 2020).
Кадр из фильма «Город»
Персональные выставки:
«Живопись Дмитрия Шагина» (Эстонский морской музей, Таллин, Эстония, 1990), «Между нами ночь» (Выставочный центр «Царёв сад», Москва, Россия, 2003), «Полосатый рейс из Петербурга в Москву» (Галерея «С.АРТ», Москва, Россия, 2003), «Галерея одной работы» (Москва, Россия, 2004), «Mitki In New York» (InterArt Gallery, New York, USA, 2007-08), «Русская литература. Шли годы…» (Государственный литературный музей, Москва, Россия, 2009), «Мы пред врагом не спустили…» (совместно с Константином Звездочётовым, Галерея «Regina Берлога», Москва, 2010), «Полосатый рейс» (Музей современного искусства ДВГТУ «Артэтаж», Владивосток, Россия, 2010).
Произведения Д. Шагина находятся в собрании музеев:
Государственная Третьяковская галерея (Москва, Россия), Государственный литературный музей (Москва, Россия), Государственный Русский музей (С-Петербург, Россия), Государственный музей истории С-Петербурга (Россия), Музей Нонконформистского искусства (Пушкинская 10, С-Петербург, Россия), Центральный выставочный зал «Манеж» (С-Петербург, Россия), Государственный музей «Царскосельская коллекция» (Пушкин, Россия), Пушкинский музей-заповедник (Россия), Музей творческого объединения «Митьки» (С-Петербург, Россия), Новосибирский государственный художественный музей (Россия), Архангельский музей изобразительных искусств (Россия), Zimmerli Art Museum at Rutgers University/Музей Зиммерли Ратгерского Университета, Коллекция советского нонконформистского искусства Нортона и Нэнси Додж (ТЦ «Voorhees Mall» при кампусе Rutgers, Нью-Брансуик, Нью-Джерси, США).
P.S. В тексте поста присутствуют ссылки на мой же, внезапно переставший работать аккаунт, прошу не счесть за плагиат.
Источники:
https://www.livelib.ru/author/14672-dmitrij-shagin
https://www.mk.ru/culture/2020/02/14/mitek-dmitriy-shagin-pili-s-coem-portveyn-iz-gorla.html
https://www.fontanka.ru/2020/01/18/021/?ref=d
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20170112_mitki.html
https://daily.afisha.ru/archive/vozduh/art/kratkaya-istoriya-mitkov-30-let-bratushek-i-sestrenok/
https://expert.ru/russian_reporter/2007/22/shagin/
https://www.gazeta.ru/culture/2009/04/10/a_2972524.shtml
11 комментариев
2 года назад
"Митьки отправляют Брежнева в Афганистан"
"Митьки отдают Ван Гогу свои уши"
Пусть будут
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена