Обманутые немцы и чечетка Никиты Михалкова: 10 фактов о Нонне Мордюковой
97 лет назад родилась одна из самых ярких актрис советского кино — невероятная Нонна Мордюкова.
Нонна Мордюкова родилась в семье председателя колхоза
Нонна Мордюкова, записанная в свидетельстве о рождении как Ноябрина, родилась 25 ноября 1925 года в селе Константиновка Донецкой области. Ее отец (по некоторым источникам — отчим), Виктор Константинович, был военным, мама, Ирина Петровна, вначале работала в колхозе, где была выбрана председателем, а после переезда в Ейск перешла в горсовет.
Свою маму острая на язык Нонна Викторовна называла «пламенной подругой». Инна Петровна в 12 лет потеряла обоих родителей и жила в семье священника. Тот доверил ей петь на клиросе, ведь у девочки был невероятной силы и красоты голос. После революции она увлеклась агитацией, поступила в партию, но петь не бросила — и даже вела кружок самодеятельности в свободное от партийных дел время.
«Мои родители были честные, рваные, худые коммунисты. А мама… Ее волшебный альт сводил всех с ума. Я еще была мала, но мой музыкальный слух, унаследованный от нее, наслаждался, когда она пела… Правда, она все время брюхатая ходила, а нянчить детей мне приходилось: я старшая. Нас было шестеро. Ох и понавытиралась же я соплей».
По словам Нонны Мордюковой, в кино она «нацелилась с детства»
В середине тридцатых семья перебралась из села в Ейск, где Нонна пошла в школу. По ее словам, проблем с выбором будущей профессии у нее не было:
«Я с детства в кино нацелилась: вынь да положь — хочу быть артисткой!».
Масло в огонь подлил фильм «Богдан Хмельницкий», вышедший весной 1941 года. Пятнадцатилетняя девушка с первого взгляда влюбилась в Николая Мордвинова, который играл главную роль, а так как по натуре она была бойкой, то не стала скромничать — и написала актеру письмо.
В письме был вопрос «Как выучиться на Любовь Орлову?». Мордвинов, как ни странно, ответил. Наивность Нонны его подкупила, поэтому он посоветовал девушке закончить школу, получить аттестат, а потом перебраться в Москву и его найти.
Во время войны Нонна Мордюкова жила в оккупации
В 1941 году отец Нонны ушел добровольцем на фронт, откуда через несколько лет вернулся без ноги, а Ирина Петровна с детьми вскоре оказалась на оккупированной немцами территории: эвакуироваться у них возможности не было. Нонна, которой уже было 16, помогала партизанам — ходила в соседнюю станицу, чтобы выяснить, сколько там немцев и есть ли у них танки и артиллерия.
Однажды это чуть не закончилось бедой. Кто-то увидел след мужского сапога рядом с сараем, где прятались партизаны, и в дом к Мордюковым нагрянули полицаи с облавой. К счастью, девушке удалось их обдурить: она сделала вид, что только проснулась, прикинулась удивленной, а, узнав про следы, даже расхохоталась. Потом показала на сапоги, которые успела натянуть за секунду до этого, и объяснила, что это она носит мужскую обувь, потому что другой нет. После этого она проводила полицаев к злополучному сараю, смеясь, открыла его и предложила «гостям» самим во всем убедиться. Девушка была настолько естественна, что фашисты не стали тратить время на обыски и просто ушли. Так Нонна спасла жизнь и себе, и людям, которых спрятала.
Во ВГИК Нонна Мордюкова поступила без подготовки
Закончив школу в 1945 году, будущая актриса рванула в Москву. Правда, ехать пришлось в товарном вагоне «зайцем»: у девушки было всего 16 рублей, которые она «позаимствовала» у мамы без ее ведома. Однако, добравшись до ВГИКА, Нонна узнала, что одного приезда мало: перед приемной комиссией нужно что-то читать. Что именно, Мордюкова не понимала.
«Увидела в институтских коридорах толпу шустрых, нарядно разодетых абитуриентов — и малость скисла. Господи, какой творческий конкурс, какая программа экзаменов? Откуда она у нас, когда мы под соломой жили и на соломе спали? Тут слышу, мою фамилию называют. Встрепенулась и — делать нечего — давай всякие побасенки про станичников вспоминать. Слово за слово — так разошлась! Я ведь могла и где надо присочинить, прибрехнуть, кого-то под орех разделать — у нас на Кубани с этим порядок. Московские профессора слушали “фольклор”, открыв рты. Вижу, заулыбались, потом от смеха покотом покатились, слезы платочками вытирают, а сами аж вспотели. “Достаточно, девушка, — говорят, — выйдите, пожалуйста”. — “Нет, — кричу, — я еще петь буду!”».
Так Нонна Мордюкова была принята в мастерскую Б. В. Бибикова и О. П. Пыжовой, которую и закончила в 1950-м.
Брак с Тихоновым Мордюкова называла несчастливым
Первой ролью в кино для актрисы стала Ульяна Громова в фильме Сергея Герасимова «Молодая гвардия». Позже за эту работу Мордюкова получит Сталинскую премию. На съемочной площадке девушка знакомится с молчаливым красавцем — Вячеславом Тихоновым. Вскоре они поженятся и проживут вместе 13 лет.
«Слава — человек нежный, хороший, даже, можно сказать, прекрасный, но у него был один недостаток — он меня не любил… У нас с ним не получилось: домой никогда не хотелось идти ни ему, ни мне. Мы разные люди: я кубанская казачка, говорю громко, если смеюсь, так от души. А он тихий, скромный, неразговорчивый мальчик. Когда шли в компанию, Славка все время говорил: “Нонна, я тебя умоляю, не пой опять свои частушки”. Он так называл все мои песни, даже русские романсы. Ему было за меня неудобно. В общем, мы не жили, а мучились».
Однако о разводе Нонна довольно долго даже не думала.
«Во мне долго-долго сидело христианское, смиренное понимание супружества: честность, преданность, муж, муж… Раз уж женились — надо жить, значит».
Против развода была и мать Мордюковой. Однако почти сразу после ее ухода Нонна и Вячеслав все-таки разошлись.
Нонна Мордюкова была влюблена в Василия Шукшина
Шукшин и Мордюкова познакомились на съемках фильма «Простая история» в 1959 году.
«Вася был молоденький, холостой, вольный, ничейный… Мне говорил: “Ты ни с кем не сживешься, только со мной — мы созданы друг для друга”, да я и сама понимала, почему у нас все так ладно на съемочной площадке идет… Между нами был еще сильный, ищущий такой магнит. Мы общежитием жили, и я всегда безошибочно узнавала скрип его кирзовых сапог, угадывала, в какую комнату он вошел. Мы бродили с ним по полям и лесам, обо всем рассуждали, он рассказывал, как будет писать “Разина Степана”… В общем, я полетела б за ним хоть на край света, если бы не замужество: мы тогда были со Славкой расписаны, у нас мальчик в школу пошел…».
Роман этот действительно не сложился: изменять мужу или бросать его Мордюкова тогда не хотела. К тому же, на съемочной площадке внезапно появился сам Тихонов, да еще и вместе с сыном. После этого Шукшин понял, что должен уйти в тень, чтобы не разрушать семью, что он и сделал.
Снимаясь в фильме «Родня», Мордюкова ударила Никиту Михалкова
Про Нонну Викторовну говорили, что у нее крутой нрав и сложный характер. И, хотя сама актриса так не считала, есть факты, которые это подтверждают.
Например, снимаясь в начале восьмидесятых в фильме «Родня», Мордюкова постоянно ругалась с режиссером Никитой Михалковым.
«Душили мы друг друга тогда, доказывая, кто прав. Конечно, мы старались выглядеть интеллигентно, тем более Никита из аристократической семьи, но все-таки пуговички я ему иностранные вырвала с проклятущей французской рубашки!».
Рассказывая о том случае, Мордюкова пояснила, что режиссер вывел ее из себя неуважительным отношением:
«Дело было так: Михалков несколько раз требовал повторить одну из сцен, а чтобы подзадорить актрису, начал кричать ей что-то оскорбительное: мол, “сейчас мы будем на народной артистке СССР отбивать чечетку!”. Я уж взопрела: “Все, хватит! Еду домой!”. В общем, нашла коса на камень, зацепилось кольцо за кольцо: развернулась и ушла прочь с площадки. Хотела бросить картину к чертовой матери».
Когда же Никита Михалков попытался актрису задержать, она со всей силой ударила его в грудь, а потом тряхнула за рубашку так, что пуговицы полетели в разные стороны. К счастью, Михалкову удалось вымолить у нее прощение — по словам актрисы, «слезы его лились в три ручья», и фильм досняли. Правда, это была далеко не единственная их ссора.
Нонна Мордюкова до конца жизни переживала, что не сыграла Аксинью
После дебюта в «Молодой гвардии» у актрисы испортились отношения с режиссером — Сергеем Герасимовым. По слухам, именно из-за этого ее долго не хотели снимать: мэтр вполне мог сделать так, чтобы карьера юной Мордюковой остановилась, едва начавшись. Однако, когда Герасимов начал готовиться к «Тихому Дону», Нонна Викторовна была уверена, что получит роль Аксиньи: предварительная договоренность у них была. К ее ужасу, в последний момент режиссер утвердил Быстрицкую.
«Как я страдала, как мучилась, что без меня обошлись! Мне представлялось в ту пору, что и в искусство-то я пришла, чтобы сняться в “Тихом Доне”. Да что там сняться… Я готова была лечь посредине степи и стать рекой, деревом, холмом, лишь бы только послужила фильму о земле, которую исходила в детстве и юности босыми ногами. Я на Дону все запахи знаю, все травы и цветы для меня родные. Как же можно было без меня обойтись?».
Кстати, работа Быстрицкой ей не понравилась: не похожа она на казачку, и все тут!
Нонна Мордюкова не боялась грязной работы
Нонна Мордюкова была старшим ребенком в большой крестьянской семье, поэтому с детства привыкла вкалывать наравне со взрослыми. Привычка делать все своими руками осталась с ней на всю жизнь: до последних дней своей жизни она сама готовила и сама убирала. Кстати, хозяйкой она была действительно неплохой.
«На одном хлебе с кефиром долго не протянешь. Приходится стряпать. Я ту пищу люблю, что в детстве мама готовила: борщ, картошку жареную, пельмени, вареники… Вяленая рыба у меня водится… Конечно, разносолами я небогата, но если гость нарвется, то голодным не уйдет. Я люблю, чтоб из холодильника было что смыкать. Словом, живу, как все честно трудящиеся москвичи».
После фильма «Родня» у Нонны Мордюковой 19 лет не было крупных ролей
И дело тут вовсе не в том, что о ней постепенно начали забывать: Нонна Викторовна не хотела переходить на возрастные роли и отказывалась от сценариев, которые ей предлагали.
«Мне роль, материал должны душу обжечь, только тогда я соглашусь отдать фильму свое здоровье, нервы, ночи бессонные. А идти на творческие муки ради содержательницы притона? Да ни за какие деньги. Да и бабок всяких в упор играть не хочу! Вот честное слово, не хочу! А возраст, он же придерживает — все равно надо бабку играть. Я избалована другими ролями — когда в меня влюбляются, ищут, преследуют, ловят… Когда прекрасный грим, прекрасная одежда, прекрасная песня. Прекрасная женщина. Так почему я должна соглашаться на что-то еще?!».
Последним фильмом актрисы стала «Мама» Дениса Евстигнеева, которая вышла в 1999 году. Больше Нонна Викторовна не снималась даже в эпизодах.
Источник:
22 комментария
2 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена