«…А зори здесь тихие»: за кадром легендарной военной драмы
В конце 60-х читательскую среду взорвал пронзительный рассказ «…А зори здесь тихие» о Великой Отечественной войне. Со временем он стал основополагающим антивоенным текстом, обреченным на успешную экранизацию.
И она действительно вышла на экраны — в 1972 году, картина сделала сразу несколько открытий среди молодых, талантливых артисток СССР.
Режиссером драмы выступил Станислав Ростоцкий. За плечами у постановщика было фронтовое прошлое и большой опыт в кино, в том числе — «Доживем до понедельника». Там он познакомился с Ольгой Остроумовой, которая затем сыграла рядового Женю Комелькову. Для остальных артисток роли в экранизации стали дебютом.
Во многом «…А зори здесь тихие» можно считать мечтой всех, кто страдает от неточных экранизаций. Ростоцкий постарался держаться близко к тексту и отходил от канона лишь в некоторых деталях — к примеру, в фильме дополнили сюжетную линию довоенной жизни Гали Четвертак, а девушки-разведчицы Рита и Женя получают шанс лично проститься с убитой Галей.
Главными звездами картины стали Елена Драпеко, Людмила Зайцева, Ирина Долганова, Ирина шевчук, Екатерина Маркова и Ольга Остроумова.
Драпеко пришлось непросто, чтобы вжиться в роль. Столичной девушке тяжело было передать характер жительницы села, это потребовало от нее полного перевоплощения. Кроме того, ей пришлось 12 раз «тонуть» в болоте — впрочем, Ростоцкий всегда был рядом и не боялся суровых условий съемок, по 12 часов находясь по пояс в трясине.
Старшину Федота Васкова сыграл Андрей Мартынов. Изначально Ростоцкий видел в этой роли своего любимого Вячеслава Тихонова, но неожиданно для всех принял решение пригласить в проект 26-летнего Мартынова.
Совсем молодой возраст актера настолько тяжело проглядывался в образе 40-летнего, повидавшего ужасы войны офицера, что оставалось только поразиться находчивости режиссера.
Условно фильм можно поделить на три приема повествования: эпизоды военного времени сняты максимально реалистично и тревожно, поэтому использовалась черно-белая пленка. Цветные эпизоды помогли передать теплый период до войны, а подчеркнуто романтический ключ — ностальгию по прошлому и мечты героинь, которых ждала трагическая судьба.
Особую сложность вызвали съемки эпизода в бане: обнаженное женское тело было редкостью на советских экранах. Но эта сцена казалась режиссеру крайне важной, ведь он хотел подчеркнуть, что именно эти тела, которые предназначены для жизни и материнства, становятся мишенями для пуль.
Глубокое понимание текста и вдумчивый подход к драматургии военной трагедии не оставлял фильму шанса пройти незамеченным — до сих пор он остается антивоенной классикой.
Источник:
55 комментариев
2 года назад
"40-летнего, повидавшего ужасы войны офицера"
Аффтар, если ты пишешь на такие темы, будь добр не допускать косяков! Старшина ни разу не офицер. И лично мне слабо представляется офицер, которому поручена такая задача. Офицеры немного не для этого, это работа как раз сержантов как наставников!
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 года назад
"Сразу-послевоенные" - вообще какой-то голимый "лубок".
Что удивительно: "в наличии" ЖИВЫЕ консультанты, а не только бойцы "ташкентского фронта", которые Войну видели только в виде эвакуации...
Могли бы снять что-то не "карамельное"
Удалить комментарий?
Удалить Отмена