Кощей Чернобогович – историческая основа самого опасного персонажа русского фольклора
Опасный, злобный, сильный колдун, практиковавший похищение и заточение всевозможных красных девиц, которых потом приходилось выручать богатырям, это Кощей Бессмертный. Этот персонаж – один из ключевых в народных сказках. И, несмотря на силу, всегда терпит поражение от добрых сил. Как вообще он появился в славянском фольклоре?
Имя и родственники
Корни этого персонажа кроются в древних мифах. Где он повелевал миром, недоступным для простых смертных. Отцом Кощея, который стал третьим сыном в семье, был сам Чернобог – повелитель смерти, безумия, зла. Обитал в подземном мире Нави. Старшими братьями Кощея были Вий и Горын. Но именно у младшенького весь набор магических сил проявился особенно ярко.
В управление Кощею Чернобог доверил часть Нави под названием Лунный Чертог. И отпрыск взял управление этой частью сумрачного мира в свои костлявые руки так крепко, что мимо него без разрешения не могла прошмыгнуть ни одна душа – ни живая, ни мёртвая.
Даже светлые боги не совались в Чертог без лишней надобности. И в этом плане Кощей даже сравним с рыцарем. Стражником, охранявшим вверенные ему владения. Он сам никуда не ходил, а это к нему топали всякие нуждающиеся и интересанты, горя желанием кого-то спасти или что-то отобрать. А страж всего лишь защищал и оберегал своё.
Что касается имени, то многие исследователи сходятся во мнении, что корень «кощ» – отсылка к слову «кощун». То есть проявляющий кощунство, богохульник, попирающий общепринятые установки.
Есть и заслуживающая внимания версия со словом «кость» (в сказках персонаж всегда тощий, костлявый, практически скелет).
Атрибуты, личная жизнь и всесилие
В распоряжении повелителя Лунного Чертога имелись волшебные меч и кольчуга, которые делали своего владельца практически непобедимым. Имелся у Кощея и особый конь – сильный, выносливый, преданный. Не живой и не мёртвый.
Что касается бесконечного похищения красавиц с целью уболтать выйти за себя, то это трактовки сказочных версий. В мифах у бога была законная супруга. Жена под стать мужу – богиня Мара (Морена или Морана), которая олицетворяла собой смерть. Но не в конечном смысле, а в части цикличности и повторяемости естественных процессов, то есть умирания природы осенью и её воскрешения весной.
Яйцо в сказках, где таится смерть Кощея, это символ – возрождения и постоянной сменяемости жизни. То есть намёк на то, что зло в виде Кощея никогда не исчезнет из этого мира. Не исключено, что в период язычества наши предки ассоциировали его и с бессмертной человеческой душой, у которой тоже есть две стороны – светлая и тёмная, слитые воедино.
В сказках добро побеждает зло. В том их смысл и посыл. Но без зла не было бы борьбы, гармонии, баланса. В общем-то, и самой жизни. И возможности понять себя и сделать тот выбор, который считаешь правильным.
Источник:
103 комментария
2 года назад
-------
похоже на долбославские иди инглингские сказки новой Руси...
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена