Почему гавайский остров Ниихау уже более 100 лет закрыт для посещения
В Гавайском архипелаге есть остров под названием Ниихау, однако местные жители уже более ста лет называют его «Запретный остров». Проникнуть туристу на Ниихау чрезвычайно сложно даже сегодня. При этом на седьмом по величине острове архипелага люди все-таки живут, правда, в очень небольшом количестве. Сегодня на Ниихау обитает не более 130 человек, а официально на острове проживает и вовсе 84 человека.
Так что же не так с этим «запретным» местом?
Для начала небольшой вопрос: как вы относитесь к праву частной собственности? Скорее всего хорошо. А как насчет тех ситуаций, когда это право едва ли не закабаляет вас едва ли не в каменном веке? В случае с Ниихау столь громкое утверждение является преувеличением, однако только отчасти. В XIX веке Ниихау был населен по большей части аборигенами-гаитянами, которые кормились главным образом с рыбной ловли.
В 1864 году шотландка Элизабет Макхатчинсон Синклер купила этот остров у правителя Королевства Гавайи Камехамеха V за 10 тысяч долларов золотом, заключив договор, который продолжает действовать по сей день даже спустя 150 лет. Хотя остров давно перешел в юрисдикцию США и стал частью штата Гавайи, земля на нем все еще принадлежит чете Синклеров, которые здравствуют по сей день.
Среди прочего в договоре между Элизабет Синклер и королем Камехамеха V было прописано условие, что шотландские поселенцы должны «защищать самобытность местных аборигенов». Нужно ли говорить о том, что колонисты, покупавшие землю с целью обогащения, данный пункт трактовали по-своему?
Впрочем, едва ли достопочтимый король, пополнивший казну 10 тысячами тогдашних долларов, сильно переживал по этому поводу. Нужный порядок на Ниихау белые люди навели быстро. Во-первых, остров запретили посещать любым чужакам, включая родственников аборигенов с других островов Гавайского архипелага. Исключение составляли только морские торговцы. Во-вторых, никакую культуру и традиции никто и не думал защищать. Чета Синклеров сразу же организовала на Ниихау ранчо, где принялась разводить овец. К 1876 году поголовье домашней скотины составляло более 20 тысяч. Население острова в тот момент вместе с колонистами достигало 350 человек.
Нужно ли говорить, что к животноводческому хозяйству сразу же стали привлекать местных жителей. И вроде бы дело благое, однако новый экономический уклад полностью разрушил привычный образ жизни местных индейцев. В защиту Синклеров нельзя не отметить, что они никогда не пытались избавиться от местных и даже разрешали им вести привычный образ жизни прибрежных моряков. Кроме того, семейство Синклеров принялось озеленять остров, рассчитывая со временем превратить его не только в ранчо, но еще и в зону сафари.
Сюда же стали завозиться дикие звери с материка. Увы, с животноводством посреди Тихого океана у шотландских колонистов дела пошли плохо. Спустя несколько поколений животноводческий бизнес Синклеров окончательно завял. Остров стал депрессивным. Сами Синклеры, как и многие аборигены, стали его покидать. Сегодня здесь официально проживает 84 человека.
Ниихау – это крайне бедное место. Какого-либо высокоорганизованного хозяйства здесь нет, как и инфраструктуры. Нет даже водопровода, правда, есть электричество. С большой землей и другими островами Ниихау связывает паром и вертолет. На острове есть школа, но нет больницы. Большая часть местных жителей живет здесь рыбалкой и государственными пособиями. Формально остров все еще закрыт для свободного посещения туристами.
Однако, хотя из Ниихау не получилось сделать ранчо, сделать сафари-площадку все-таки удалось. На острове расплодилось немало живности, а потому сегодня потомки Синклеров охотно продают разрешения на отстрел местной живности в разумных пределах. Из прочих «достопримечательностей» на острове есть функционирующая радарная установка и небольшая база вооруженных сил Соединенных Штатов Америки.
Собственно деньги, полученные Синклерами от сдачи земли в наем Пентагону, составляют почти 90% прибыли, получаемой семейством от Ниихау. Хотя сегодня шотландская чета – это далеко не богатые люди, остров все еще находится в их собственности и продавать они его не намерены. Впрочем, едва ли на это гиблое место, где нет, по сути, ничего ценного кроме морского ветра и диких кабанов, найдется какой-то покупатель.
Источник:
11 комментариев
2 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена