«Княгиня ничего не знаю»: как русская аристократка боролась с нацистами и окончила жизнь на гильотине
Она была настоящим Штирлицем в юбке.
Вера Макарова родилась в знатной семье - её отец был вице-губернатором Баку. После революции аристократы бежали во Францию, там глава семейства загулял и вскоре бросил жену и детей.
Вера подросла и стала работать манекенщицей. Потом устроилась секретарём к богатому парижанину Жаку Артюи. На свою зарплату содержала мать и тётку. Её стали называть на французский манер - Вики.
Вера Макарова
В Париже она познакомилась с Николаем Оболенским. Таким же эмигрантом, но обеспеченным. Как шутили тогда: “Ездит в такси, но не за рулём”.
В 1937 году они поженились и Вера стала княгиней Оболенской. А через несколько лет началась война. Франция тогда бездарно продула, собственно, её солдаты и не особенно сопротивлялись, и вскоре нацисты заняли Париж. Через три дня де Голль обратился к французам с речью и объявил о создании сопротивления.
Де Голль
К этому “клубу” присоединился и работодатель Веры - Жак Артюи. Вскоре в него вступила и отчаянная княгиня вместе со своим мужем, а подполье стало называться «Гражданская и военная организация».
Поначалу они укрывали бежавших из немецкого плена солдат. Да, есть миф о железном порядке и дисциплине у нацистов, но он, мягко говоря, преувеличен - французы бежали из него сотнями. И всем солдатам подполье делало новые документы и продумывало легенду. Некоторых даже удавалось переправить в Швейцарию.
Организация вовсю вербовала новых членов - чиновников, работников почты и внутренних дел. Тогда было очень много людей, недовольных немцами. Среди прочих заманивали и проституток - это отдельная каста, которая принесла подполью немало пользы. Нацисты регулярно захаживали к девицам лёгкого поведения, оставались на ночь и обильно угощались алкоголем. И под хмельными парами выбалтывали все секреты. Например, о будущей переброске части немецких сил, стоявших во Франции, к границе СССР, офицер вермахта проговорился именно проститутке, которая немедленно передала "наверх" и вскоре сведения оказались у советского командования. Подполье изначально сделало ставку на СССР и всю информацию передавало советским агентам.
Что касается Веры - она заняла важную роль в организации. Прекрасная память, интуиция, коммуникабельность - всё это позволяло вербовать новых агентов и быть связующим звеном между “верхушкой” и осведомителями. А помогала ей Софья Носович - эмигрантка из России.
Подполье стремительно расширялось - в этом и крылась причина будущего провала. Когда количество участников перевалило за тысячу, немцы наконец обратили внимание на утечку информации и начали “копать”.
Сначала арестовали двух мелких активистов, под пытками они назвали имена организаторов. После этого арестовали Жака Артюи, в 1943 году он погибнет в концлагере, и Лефоришона, ветерана Первой мировой.
Но организация сохранилась, а Вера стала её секретарём. К сожалению, ненадолго: в 1943 Оболенскую и Носович арестовали. Мужа Веры задержали чуть позже.
Как ни странно, нацисты испытывали какой-то странный трепет перед дворянскими титулами: Оболенскую не пытали и допрашивали довольно сдержанно. А вот Носович мучали за двоих, избивали так, что у неё лопнула барабанная перепонка и она оглохла на одно ухо. О других зверствах не стоит и рассказывать.
С Оболенской немцы выбрали другую стратегию - давили на её мужа. От него требовали, чтобы он выложил всё, иначе они запытают княгиню до смерти. Он знал, что блефуют, поэтому молчал. Как и Николай, его жена говорила, что понятия не имеет о тех вещах, которые у неё выспрашивают. За это её прозвали “княгиня ничего не знаю”.
Кстати, Оболенский перенёс и допросы, и концлагерь - он вышел оттуда в 1945-м, страшно измождённым, но живым. А несгибаемую Веру отправили на гильотину в 1944-м, место её погребения неизвестно. Носович, несмотря на пытки и издевательства, дожила до окончания войны и вышла на волю.
Софья Носович в зрелые годы
А князь Оболенский так больше и не женился - после войны он стал священником.
Ну а мужественная Вера получила орден Отечественной войны I степени и орден Почётного легиона. Посмертно.
Мемориал Веры "Вики" Оболенской на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа
Источник:
11 комментариев
2 года назад
Я даже не знаю, как мне голову руками закрыть, чтобы блть не слышать, не читать, не воспринимать это...
Автор, ты ссука сдохнешь раньше положенного.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена