Дед прибалтийского панк-рока
Свой 60-летний юбилей отмечает Виллу Тамме
Эстонский рок-музыкант, гитарист и политический деятель Виллу «Punkar Villu/Панк Виллу» Тамме (полное имя Villu Ants Tamme, эст.) родился 2 ноября 1963 года в Таллине (Эстонская ССР).
История панк-рока в ЭССР ведет отсчёт с 1976 года. Первые попытки заиграть панк в республике сделала группа Sm. Aladdin & Lord McIntosh. Впрочем, в условиях отсутствия аппаратуры, музыкально это было скорее скиффлом на советский лад, чем традиционным панк-роком. Но начало было положено, и через год в Таллине появились Pelikan, а в 1978 году — The Rebels, Sülf, а также Propeller.
Новая волна стремительно наступала, увлекая молодёжь, и к рубежу десятилетия существовала уже целая панк-сцена, включавшая такие коллективы как Cheese, Pära Trust, Ajutine Valitsus, Punkheads, Punk T, Rock Pohmell, Saudi-Araabia, Sex Telegramm, Lao Jõuk, Onu Remus & The Morning и Tripper. История эстонского панка поистине огромна, но от большинства этих групп кроме названий, фотографий и несколько песен ничего и не осталось.
Propeller
Punk T
Виллу же всерьёз увлёкся панк-культурой в 1978 году, в возрасте 15 лет. Всё началось с того, что одноклассница подарила ему плакат с изображением группы Sex Pistols из финского музыкального журнала «Suosikki». А чуть позже он увидел и живое выступление Sex Pistols по финскому телевидению. И в 1980 году создал свою первую школьную рок-группу.
Потом было и ещё несколько «подростковых» коллективов, пока в 1982 году Тамме не стал гитаристом и автором песен первой в своей жизни профессиональной группы Великие Луки/Velikije Luki.
А затем, в 1985 году, Виллу организовал, пожалуй, самый известный эстонский панк-проект J.M.K.E. (Йот-Эм-Ка-Э, или ИМКЕ по-простому), продолжая, правда, какое-то время играть в обеих группах. Однако через некоторое время он покинул ВЛ окончательно, и начал играть бескомпромиссный и по-западному злой и классический хард-кор в новой команде.
Начало J.M.K.E. было положено, когда местные панки, известные друг другу по разным группам и их друзья начали в одной квартире играть на акустических гитарах. В то время музыканты ждали возвращения из Советской Армии барабанщика Венно Ванамэлдера, чтобы запустить свой проект. А когда 18 января 1986 года группе представилась таки возможность выступить, выяснилось, что предполагаемый басист ещё не успел освоить игру на бас-гитаре, поэтому пришлось за ночь перед концертом научить Тарво Ханно «Няхвитса» Варреса (которому первоначально вообще отводилась роль звукотехника) басовым ходам, и группа пришла в движение. Дату этого концерта позже и стали считать днём основания J.M.K.E. в составе: Матти Порс — вокал, Тамме — гитара, Ванамэлдер — барабаны, Няхвитс — бас. Но Матти вскоре бенд покидает и группа одно время играет с вокалистом Тыну Трубецки из группы Vennaskond/Братство (признана лучшей группой Восточной Европы 1996 г. на фестивале «Rock-Pop a l’Est», организованном французской р/с «Radio France Internationale»). Однако, после нескольких месяцев работы Трубецки уходит, тогда на место у микрофона и становиться Виллу. Группа начинает давать регулярные концерты в Эстонии, периодически всплывает в Латвии, Литве и России.
Тамме является автором большинства песен J.M.K.E. Тексты эти были пропитаны политикой и думами о будущем Эстонии. Главной мишенью критики был советский порядок. Тут были такие песни, как «Tere Perestroika!»/«Здравствуй, перестройка!», «Eesti on My Mind»/«В моих мыслях» и «Мой дед был дезертиром». «Tere Perestroika!» Виллу написал в 1987 году, и первоначально исполнял её в одиночку. Позже группа сделала множество вариантов песни, которая стала в Прибалтике большим хитом.
J.M.K.E. заинтересовались сотрудники КГБ — тексты группы политизируются всё больше и больше и чем дальше, тем пуще критикуется в них советская власть, «оккупировавшая бедную Эстонию».
Широкую же известность группа получила после первого своего выезда за пределы Прибалтики и выступления на Подольском рок-фестивале, где она даже заслужила приз зрительских симпатий.
Президент Подольского рок-клуба Пётр Колупаев с афишей фестиваля
С 11 по 13 сентября 1987 года в подмосковном парке культуры и отдыха им. В. Талалихина прошёл «Советский Вудсток» — рок-фестиваль «Подольск-87». За 3 дня, пока шёл фестиваль, городской парк, в котором он проходил, выдержал нашествие около 40 тыс. человек — столько, по крайней мере, было продано билетов на мероприятие. А сколько ещё просочилось через всякие заборы и служебные входы! На фестиваль, как тогда выражались, «неформальная молодёжь» ехала со всей страны. Такого в Союзе точно ещё не было. Поддерживать дисциплину в срочном порядке вызвали ОДОН — дивизию им. Дзержинского. Музыкантов J.M.K.E. в Подольске несколько раз «винтили» за внешний вид, но до концерта они всё-таки дотянули и вышли на сцену под конец 1-ой части. И, хотя пели они по-эстонски, и звук был очень не очень, но и это тогда было вполне приемлемо — группа смотрелась этакими «иностранцами».
Подольск, ПКиО, 1987 г.
Тамме и Со приехали на фестиваль без фузза. Его пришлось одалживать у Кирилла Трепакова — гитариста московской арт-рок-группы Долина (привезшей, кстати, с собой более 3 кВт звука от «Dynacord»). Но Виллу так его и не освоил: во время концерта он по 20 раз недоумевающе тыкал в фузз ногой, пока к нему не подбегал взмыленный Кирилл и не налаживал дело. В конце концов, всё же выстроился этакий отменно-варварский звук скрежещущей лебёдки, и на огромной скорости пошёл панк-улёт. Все вещи Виллу со страшным акцентом предварял 2-я типами аннотаций: «это на темы III мировой войны» и «это о наших эстонских проблемах, вам не понять». Тексты J.М.К.Е., видимо, и впрямь были интересны — примерное содержание одного из них поведал собравшимся в кулуарах эстонский рок-журналист Николай Мейнерт: «под Финским заливом прорыли большой тоннель, соединивший Эстонию и Финляндию, и все эстонцы удрали по нему к финнам за шмотками, — остались одни лишь глупые панки, слагающие об этом песни». В целом Подольск принял J.М.К.Е. с энтузиазмом, несмотря на специфику жанра и чужой язык.
« — Проблемы у нас были такие же, как и везде в Советском Союзе: пару раз в неделю в отделе милиции сидели, где иногда подстригали, все булавки-цепи-вещи и иногда целые костюмы конфисковывали и немножко по морде давали. Иногда закрывали в сумасшедший дом, в специальный отдел венерической больницы или давали 15 суток. В КГБ тоже иногда сидели, на улице иногда нас били, в высшие школы не принимали (сам Виллу, кстати, учился некоторое время в художественном институте, откуда, правда, был в итоге исключен), нормальную работу не давали» (из интервью В. Тамме о проблемах с властями, 1980-е гг.).
Довольный Мейнерт резюмировал по окончании выступления группы: «Для них это безусловная победа». И даже лидер Гражданской Обороны Егор Летов (подробнее – здесь: «Когда я умер, Не было никого, Кто бы это опроверг») мечтавший побеситься под них, выдал тогда в Подольске, отрываясь перед сценой.
А вот «спаситель» Трепаков про Подольск высказался так:
« — Мы выступили на Рок-фестивале в Подольске не очень успешно — музыка, которую мы играли, была слишком уж тяжела для восприятия — психоделический арт-рок а-ля ранний Pink Floyd, был не понят пьяными панками и металлистами».
А в следующем году J.M.K.E. посетили «столицу сибирского панка» — Омск, где провели «творческую встречу» с Летовым и другими местными музыкантами, дали концерт в новосибирском ДК «Юность», а так же записали несколько треков на легендарном рекорд-лэйбле «Изба-records» в Тюмени.
Новосибирск,1988 год. Гражданская Оборона и J.M.K.E
У Избушки
В том же году произошло и первое изменение состава — Тарво перешёл в группу Roovel Oobik. Новым басистом стал Лембит Кроолл. J.M.K.E. потихоньку начинают выходить из подполья, и вскоре музыканты появляются на Эстонском ТВ, где исполняют всё ту же «Tere Perestroika!».
Затем до конца года команда колесит по Эстонии. А в 1989 году J.M.K.E. начинают сотрудничать с финской студией «Stupido Records», как результат — классическая панк-работа 1980-х гг., 1-й LP эстонских панков «Kulmale Maale», реализованный за границей.
После чего музыканты дают тур по Эстонии, скандинавским странам и Германии. Группа становиться известной практически по всей Европе.
А в конце 1989 года в Таллин с «ответным визитом» приехал Летов, где проживал на ул. Энергия, гостя у своего приятеля. Квартирники тогда чередовались с акустическими концертами, кухонные посиделки и прочие хэппенинги с гитарой продолжались почти 30 дней. Концерты проходили днями и вечерами. В памяти таллинцев остался квартирный акустический концерт в октябре 1989 года на ул. Рахумяэ. Это было Событие! Причём очевидцы утверждают, что чем дольше Егор пел, тем ярче разгорался. В притихшей Эстонии ему тогда было раздолье — на фоне умиротворенного ритма местной жизни Летов смотрелся ещё более неистовым.
В тот год в Таллине как раз проходил фестиваль «Rock Summer» и Виллу попытался устроить выступление Егора там. И у него это почти получилось. Но в последний момент организаторы испугались скандальной славы ГО, и не срослось... Но зато повезло тогда Таллинскому медучилищу в районе Мустамяэ, в актовом зале которого сибирский гость дал аж 2 концерта.
В апреле 1990 года Летов вновь приехал в Таллин уже со всей ГО, чтобы дать концерт на фестивале «Рок за демократию», проходившем 13 апреля на главной концертной площадке Эстонии — Ледовой арене Горхолла (официально — Дворец культуры и спорта им. В.И.Ленина). Именно там Егор объявил о прекращении творческого пути и роспуске коллектива. Впоследствии была издана запись этого выступления под названием «Последний концерт в Таллине» (ГрОб Records, 1994; Manchester Files, 1996).
ГО в Таллине, 1990 г.
«Рудольф, Ивангород:
— Егор, добрый день. Правда ли, что Виллу Тамме пытался устроить для Гражданской Обороны выступление на каком-то гигантском рок-фестивале в Эстонии в конце 1980-х гг., но организаторы испугались?
— Да, это очень может быть, но я про это ничего не знаю. У нас с ними сложились очень хорошие, дружеские отношения. Очень приятные люди, и Виллу, и Венно, барабанщик, который долгое время присылал нам разные финские релизы J.M.K.E. Вообще очень хорошая группа, со своим собственным лицом» (из ответов Е. Летова на вопросы посетителей сайта ГО, 23.02.2006).
А в 1992 году J.M.K.E. «теряют смысл своего существования», и на некоторое время распадаются. Но уже в середине следующего года они находят в себе силы и начинают новую борьбу: с бургерами, шоу-бизнесом, американизацией и прочими атрибутами «ублюдского капитализма». Выходит их 2-ой LP — «Gringode Kultuur», который и был посвящён всем этим вещам.
В 1995 году они записывают свой 3-й альбом — «Sputniks In Ресторан», на котором музыканты переиграли такие шедевры, как «Боже, царя храни!», «Kалинка-малинка», «В траве сидел кузнечик», «Эх, Дороги..» и другие.
Затем, в 1996 году группа даёт грандиозное шоу в честь своего 10-летия и выпускает на эстонском лейбле «Fuckin’ Cunt» компакт-кассету «Rumal Nali», на которую попадают различные демо- и квартирные записи 1986-89 гг.
А спустя 25 лет, к юбилею события, лейбл «Геометрия» издал записи подольских концертов (2 варианта бокс-сета: аудио из 8 CD и видео из 5 DVD), включающие и выступление J.M.K.E.. Авторами проекта стали звукоинженер и реставратор Евгений Гапеев, рок-журналист Сергей Гурьев и руководитель «Геометрии» Павел Кострикин.
Тамме же становится национальным достоянием республики, был даже представлен к правительственным наградам. На родине он знаменит не только как музыкант, но и как участник различных викторин на исторические темы, составитель кроссвордов, а также и как политический деятель: вместе с Трубецки, являвшимся какое-то время членом Международной амнистии/Amnesty International и Лиги анархистов Эстонии/Anarchist League of Estonia, Виллу вступил в Партию «зелёных» — после развала Союза республика стала в политическом плане вакуумом, поэтому музыкант революций делать уже не хотел, его озаботила экология. И в 2007 году он был даже выдвинут кандидатом в депутаты эстонского парламента Рийгикогу от Партии зелёных Эстонии/Erakond Eestimaa Rohelised, но места, правда, не получил.
Tõnu Trubetsky (2006).
«К зелёным я присоединился потому, что всю жизнь был «зелёным» и представлял, что соответствующая партия сможет сделать что-то зелёное и на политическом ландшафте. К сожалению, удалось довольно мало. Но я ещё мальчиком начал понимать, что ресурсы Земли не бесконечны и если мы профукаем эту планету, то другой, куда переехать, под рукой у нас нет» (из интервью В. Тамме двуязычной эстонской газете «Северное побережье»/Põhjarannik, Таллинн).
И хотя Виллу, как всякий уважающий себя прибалт, не может порой обойтись в своих интервью без антироссийских высказываний, к шедеврам русской музыки, живописи и литературы относится с уважением, объясняя, что великое искусство и политика несовместны (из чего следует, что своё творчество он таковым не считает, поэтому и право имеет).
О значимости его фигуры на родине говорит и тот факт, что в конце 1980-х гг. эстонские агрономы Хейно и Лайне Леппик вывели новый сорт низкорослых светло-сиреневых ирисов и назвали его в честь Тамме «Панк Виллу» (Punkar Villu).
Iiris Punkar Villu
В ноябре 2015 года Виллу принял участие в популярном реалити-шоу Второго канала эстонского ТВ «Laula mu laulu»/«Пой мои песни», в котором на протяжении недели 7 эстонских популярных певцов и музыкантов в диапазоне от рэпа до эстрады и от джаза до оперетты живут под одной крышей, общаются, готовят и исполняют кавер-версии хитов друг друга.
Всего J.M.K.E. выпустили 10 студийных альбомов, гастролировали в Прибалтике, Скандинавских странах, Центральной Европе и России. Группа существует и в настоящее время. Состав группы несколько раз менялся, и к 2022 году из первоначальных участников остался только Тамме. Нынешний же состав остаётся неизменным с 2000 года: Виллу, Реймо Ва, Андрес Ару, Ливия Курик, Промилле Промилле. Поют музыканты на эстонском, финском, немецком и даже русском. Официальный лейбл группы — «Stupido Twins». J.M.K.E. постепенно отказались от своих явных политических лозунгов, и теперь тематика песен группы стала более разнообразной.
«И так мы на протяжении 20 лет — сквозь приливы и отливы, сквозь смех и плач, сквозь солнце и снег — снабжали вас, дорогие слушатели, дилетантским бряканьем, грохотанием, лязганьем, воплями и карканьем» (В. Тамме).
Награды В. Тамме:
2014 — Орден Белой Звезды/Valgetnah teenetemärk 5-й степени — государственная награда Эстонии, которая вручается гражданским лицам. Орден был введён 7.10.1936 г. главой государства и правительства Эстонии Константином Пятсом «в честь борьбы эстонского народа за свободу». Присуждается Президентом Эстонии гражданам республики, а также иностранным гражданам за заслуги перед эстонским государством.
Дискография J.M.K.E.:
Студийные альбомы: «Külmale maale» (1989), «Gringode Kultuur» (1993), «Sputniks In Ресторан» (1994), «Rumal nali 1986-1989» (1996), «Jäneste invasioon» (1996), «Totally Estoned — The Best Of J.M.K.E.» (1997), «Õhtumaa viimased tunnid» (2000), «Ainult planet» (2002), «Mälestusi Eesti NSV-st» (2006), «Jasonit ei huvita» (2011), «Kirves, haamer, kühvel ja saag» (2016), «Joon» (мини-альбом, 2018).
P.S. В тексте поста присутствуют ссылки на мой же, внезапно переставший работать аккаунт, прошу не счесть за плагиат.
Источники:
https://dzen.ru/a/XBI5NtyefgCr3Hzl
https://dzen.ru/a/ZDWeg2tBc1A4-qFN
https://vk.com/wall-141065681_9728
http://www.furfur.me/furfur/changes/changes/214305-panki-politiki
https://www.zvuki.ru/M/P/33908/
https://ed-glezin.livejournal.com/865453.html
https://grob-hroniki.org/article/2011/art_2011-07-xxa.html
https://reproduktor.net/2014/02/lider-j-m-k-e-villu-tamme-predstavlen-k-gosudarstvennoj-nagrade/
https://www.gr-oborona.ru/pub/offline/1140696028.html
5 комментариев
Год назад
"Мудрость приходит к человеку вместе со старостью... Но часто старость приходит одна..." (С)
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаГод назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаГод назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена