Как создавались трюки и спецэффекты в сказке "Варвара-краса, длинная коса"
Про Александра Роу можно с уверенностью сказать, что это создатель и основоположник самых русских киносказок. И не просто создатель, а человек, установивший канон этого жанра. Однако Александр Роу был еще и режиссером, не боявшимся экспериментов. Он смело пользовался на съемках разными техническими приемами.
В 1945 году в одной из итальянских газет написали такую рецензию на сказки Александра Роу: «Поистине замечательные фильмы, чудесные и невероятно интересные с кинематографической точки зрения. А с технической стороны – это исключительно зрелищное кино».
Я бы еще добавила, что для того времени это еще и исключительно сложное кино. Например, во всех сказках режиссер задействовал настоящих животных. Ему советовали заменить их куклами. Мол, пустое дело, только пленку переведешь. Но даже в первой своей сказке Роу категорически отказался от кукол, снимал живую щуку и даже добился того, чтобы она открывала рот.
Александр Артурович Роу, режиссёр, народный артист РСФСР, чудесный волшебник киносказки
А дальше в его сказках появляются зайцы, которые стучат лапами по дереву, коты практически с человеческими повадками, свиньи, запряженные тройкой, лошади с завязанными глазами, потому что они боялись Георгия Милляра в сложном гриме Бабы Яги, и другие животные. С этими актерами на площадке работал дрессировщик Георгий Алексеев. Он вспоминал, что порой выбивался из сил, потому что Роу требовал от сцен с животными полного правдоподобия.
В сказке «Варвара-краса, длинная коса» на свист царевича должен был выбежать «невиданный зверь», роль которого исполни ослик. Он должен был помочь в переправе, но так как царевич съел предназначавшуюся для животного морковку, то осел обозвал его обжорой. На осле также убегают Варвара и Андрей-рыбацкий сын.
Чудеса техники
В докомпьютерную эру кинематографа постановщики проявляли чудеса технической изобретательности, чтобы волшебство появилось и в сказке. Герои Роу летали на коврах-самолетах, спускались под воду, исчезали и появлялись.
Георгий Милляр и Татьяна Клюева в фильме «Варвара-краса, длинная коса», 1969 год
Во время съемок «Варвары-красы» команда режиссера смело пользовалась техническими новинками того времени. Ни один фильм Роу не обходился без комбинированных съемок. Причем использовал он одну из самых сложных ее вариаций – метод инфрамаски. Съемка одного и того же эпизода происходит дважды и снимается на две пленки. Путем химической обработки пленки соединяются два изображения. Сейчас эффект комбинированной съемки сильно заметен, а в то время это было практически волшебством.
Очень часто Роу использовал метод обратной съемки. Когда кинопленка прокручивается в обратном направлении и зритель видит (или не видит) обратный ход событий. Иногда этот метод применяют для создания комичной сцены. А иногда, чтобы выполнить трюк. Например, запрыгнуть спиной на ветку дерева и т.п.
Кадр из фильма «Варвара-краса, длинная коса», 1969 год
В фильмах-сказках Александра Роу животных никогда не заменяли куклами, все звери настоящие
Сложные декорации
В «Варваре-красе», как и во всех сказках Роу на народную тематику, очень красивые пейзажи. Однако снимали эти сцены не всегда на натуре. Многие были сняты в павильонах киностудии. Просто Роу использовал сложные декорации, чтобы добиться натуралистичности.
По его заказу конструкторы собирали необходимые механизмы, чтобы в сказках все двигалось и шевелилось. Причем, режиссера не пугали ни масштабы, ни сложность работы. Георгий Милляр, неизменный исполнитель роли Бабы Яги в сказках Роу, говорил о режиссере так:
«Мне всегда нравился реалистический подход Александра Артуровича к сказке, это делает сказку серьезным делом».
Кстати, рука, которая появлялась из тазика и сопровождалась устрашающим «Должок!» принадлежала вовсе не Георгию Милляру, как многие ошибочно думали, а руководителю «Ералаша» Борису Грачевскому.
«Должок!» Кадр из фильма «Варвара-краса, длинная коса», 1969 год
Без сомнения, Александр Роу был не только талантливейшим режиссером, но и мастером спецэффектов. Это подтверждают Джордж Лукас и Стивен Спилберг, которые называют советского режиссера своим учителем.
Источник:
11 комментариев
Год назад
Автор не понимает, о чём пишет. Метод заключается в следующем:
Съёмка актёров происходит на фоне инфра-экрана, Это большая панель, на которой за чёрным фоном установлено большое количества ламп накаливания. Этот экран создаёт мощный поток инфракрасного излучения . Съёмка ведётся на специальную камеру, в которую заряжают сразу две плёнки, налож
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаГод назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаГод назад
Цитата: "...режиссера не пугали ни масштабы, ни сложность работы."
Не то, что современные режиссёры.
Ладно у российских бюджет на проект "кот наплакал" и они как-то пытаются выкрутиться, но когда начинают халтурить западные режиссёры с бюджетом в сотни миллинов долларов, то реально испытываешь к ним презрение и недоумение, как в случае с кривой графикой в "Терминатор 6" с бюджетом $185 млн. Куда деньги дели?
Для сравнения, нашего "Чебурашку" вообще за $10 млн. сняли.
=-=-=
Цитата: "Это подтверждают Джордж Лукас и Стивен Спилберг, которые называют советского режиссера своим учителем."
Вообще-то они называли Павла Клушанцева своим учителем, а не Роу.
https://dzen.ru/a/XMMalad2MQCy2xmthttps://dzen.ru/a/XMMalad2MQCy2xmt
https://dzen.ru/a/XodCKGrlSCJWytEOhttps://dzen.ru/a/XodCKGrlSCJWytEO
Достаточно вбить в поиск "Павел Клушанцев" и в каждом результате будет написано про то, что Лукас и Спилберг вдохновлялись Клушанцевым (и не только они, но и почти весь Голливуд). Ни о каком Роу упоминания нет.
Автор, инфу проверяйте тщательнее, а не тупо копипасте с чужих пабликов.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена