Архипелаг Амстердам: жизнь в центре океана
Два крошечных острова, находящихся почти в центре Индийского океана, известны разве что любителям географии. А между тем в их необитаемой судьбе было достаточно много событий, достойных целого рассказа с трагическим прошлым и суровым настоящим.
Остров Амстердам почти круглой формы
В составе архипелага находится сам остров Амстердам и его "младший брат" остров Сен-Поль, лежащий в ста километрах южнее. Это два скалистых и довольно неприветливых клочка суши, на которые трудно попасть, потому что они вулканического происхождения и подобно монолиту возвышаются среди океанских волн. У острова Амстердам почти нет бухт, где можно бросить якорь. А у острова Сен-Поль, наоборот, имеется шикарнейшая лагуна, берега которой, правда, похожи на стенки воронки с углом крутизны в 50°. По сути это воронка и есть, так как представляет собой кальдеру древнего вулкана, извержению которого и обязан этот островок площадью 8 квадратных километров.
Остров Сен-Поль и его кальдера/
Амстердам и Сен-Поль расположены в южной части Индийского океана. Если взглянуть на карту, то создается впечатление, что они находятся почти в самом его центре. До экватора не так далеко и можно предположить, что на островах должен царствовать тропический климат. Но нет, он тут мало того, что не тропический, а и даже не умеренный. Архипелаг часто относят к субантарктическим островам. Здесь отнюдь не жарко — средняя температура летнего месяца (февраля) не превышает отметку в 17°С, а самого холодного (июля) — 11°С. Так что зимой и летом на островах царит почти одинаковая температура, вполне приемлемая для жизни.
Вот только тут ее нет. Остров Сен-Поль полностью необитаем, а на Амстердаме расположена французская научная станция Мартен-де-Вивье с постоянным населением в 40 человек. Но о современных буднях архипелага Амстердам чуть ниже, а сначала немного истории этих двух с виду безликих и затерянных островов.
В честь корабля и святого
Архипелаг Амстердам на карте
Кстати, их описал (довольно неточно) Жюль Верн в своем романе "Дети капитана Гранта". А вот открыли острова еще в 1522 году. Сделала это экспедиция Магеллана, а точнее капитан единственного уцелевшего судна "Виктория" Хуан Себастьян Элькано. Сам Магеллан уже к тому времени покоился в филиппинской земле и остатки его экспедиции спешили домой. Видимо поэтому капитан Элькано никак не назвал открытые им острова.
Это сделал голландский мореплаватель столетие спустя. Он, не мудрствуя лукаво, назвал большой остров в честь своего корабля — Новый Амстердам. А маленький получил имя еще через несколько десятков лет в честь святого Павла — Сен-Поль по-французски.
Собственно, Франция и стала владеть этими островами, поскольку больше никому из колониальных европейских держав они были не нужны. Но владение стало чисто номинальным — основывать там поселения французы не собирались. Однако людским вниманием острова обделены отнюдь не были. Особенно "повезло" маленькому Сен-Полю. На площади в 8 кв. км в XIX и XX веках развернулись поистине трагические события.
Забытые всеми
Остров Сен-Поль
В 1872 году близ Сен-Поля потерпело крушение пассажирское судно "Меагара". Спаслось 300 человек, и они два месяца жили на крошечном острове в ожидании помощи. Снял их оттуда американский военный корабль, заметив чисто случайно. За это время пассажиры и команда не только выжили, но и даже умудрились построить подобие домов из камня, чьи остатки сохранились на Сен-Поле и по сей день.
Но настоящая трагедия развернулась на этом каменном булыжнике полвека спустя. В 1929 году одна французская компания решила основать на острове маленькую артель для ловли омаров в летний период. Туда завезли около 30 европейцев и снабдили их всем необходимым. В конце сезона людей забрали вместе с уловом. Но он оказался настолько большим, что семерым артельщикам места на судне не хватило. Их уговорили остаться на Сен-Поле на зиму и пообещали прислать через две недели лодку, полную припасов. Люди поверили, но о них просто... забыли. Прошло две недели, потом два месяца, а семь несчастных боролись за жизнь на крошечном кусочке суши. Среди них была беременная женщина, она родила, но малышка прожила всего полтора месяца. Ее похоронили в ящике из-под варенья.
В течение девяти месяцев от цинги скончалось 4 человека. Исхудавших, оборванных, больных выживших спасли только в декабре 1930 года. Когда их доставили во Францию, разразился грандиозный скандал. Прошло следствие, был суд. Рыболовную компанию обязали выплатить большие компенсации. Но она подала на банкротство и трое пленников острова Сен-Поль так и не увидели денег.
Памятная доска на острове Сен-Поль/
Вот такая история у крошечного неприметного острова. Впрочем, на долю самого Амстердама тоже выпала немало событий. Пусть и не таких трагических, но все же заслуживающих внимание.
Коровий геноцид
В 1870 году некий французский крестьянин с острова Реюньон решил стать первым колонистом Амстердама. Он высадился на берег с семьей, родственниками и стадом овец и коров. Однако бизнес по разведению домашних животных не пошел — логистика по доставке баранины и говядины оказалась слишком высока по затратам и цена мяса получалась заоблачной. Год спустя незадачливый фермер покинул остров, оставив там всё свое стадо. В результате этого в середине XX века на Амстердаме расплодилось большое количество крыс, мышей и одичалых кошек. А главное, овец и коров, которые неплохо приспособились к здешним условиям.
И если в XIX веке Амстердам (площадью 58 кв. км) был на 80% покрыт деревьями, то к концу XX века от них почти ничего не осталось. Работавшие здесь французские ученые периодически отстреливали животных, убивая в год по 350 диких коров для собственных нужд. Но популяции серьезного вреда это не наносило. В конце концов забили тревогу биологи — на Амстердаме практически не осталось растительности, необходимо было спасать оставшиеся виды.
На Амстердаме почти не осталось растительности
Сначала решили участки леса огородить от диких коров и овец. Не помогло. Потом захотели сделать наоборот — на западном конце острова устроили резервацию, куда согнали всех животных и обнесли это место колючкой. Опять не помогло — оголодавшие коровы взяли забор штурмом и снова разбрелись по Амстердаму. Тогда в 2008 году решили поступить радикально — всех животных просто пустили на убой, расстреляв их из оружия. Процесс продолжался два года, и теперь на Амстердаме всего дюжина коров и столько же овец для обеспечения продовольствием работающих там ученых.
Адские гонки и воздушные круассаны
Настало время кратко рассказать о них. Исследователи занимаются на Амстердаме изучением геомагнитного поля Земли и наблюдением за атмосферой. Колония насчитывает 40 человек, но в летний сезон увеличивается до 300. На острове построена маленькая деревня, где есть все необходимое. Раз в две недели к ним приплывает судно, снабжая припасами, в первую очередь топливом.
Поселок Мартин-де-Вивьес на о. Амстердам/
Интересно, что штат базы в основном состоит из технического персонала, а непосредственно научных работников из 40 постоянных человек всего семеро. Остальные — это электрики, мотористы, плотники, каменщики. А уж продовольственному подразделению колонии может позавидовать средней руки ресторан. В штате числится повар, три его помощника, рубщик мяса (отдельная должность) и даже пекарь-кондитер, который радует персонал воздушными круассанами по выходным.
Вообще, французские власти очень серьезно подходят к обеспечению быта своих граждан на Амстердаме. Во-первых, просто так туда не попасть — надо пройти серьезный психологический отбор. А во-вторых, на базе проводятся фестивали и праздники, организованные с одной целью — чтобы работники могли "выпустить пар" и отдохнуть от однообразных будней. Специальные аниматоры высаживаются на Амстердаме и принимаются устраивать разнообразные конкурсы — стрельбу из лука, бросание яиц на дальность, адские гонки на велосипедах, пейнтбол. А вечером кулинарная бригада радует гостей и жителей то блинной вечеринкой, то барбекю в средневековом стиле, то гастрономическими конкурсами. Все это сделано исключительно для психического здоровья жителей острова.
Западный берег острова Амстердам/
Бывают на архипелаге Амстердам и туристы. Правда, удовольствие попасть и побродить по островам не из дешевых. Цены начинаются от 15 тысяч евро, и это без учета перелета и страховки. Хотя, по сути, делать на островах решительно нечего — флора съедена коровами и овцами и нескоро возродится. А сами они уничтожены людьми. И теперь единственные обитатели Амстердама и Сен-Поля — это птицы да одичалые кошки, которые продолжают на них охотиться. Так что вся прелесть пребывания на архипелаге заключается исключительно в ощущении того, что ты находишься почти в самом центре Индийского океана подобно одинокой песчинке в круговороте природы.
Источник:
5 комментариев
11 месяцев назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена11 месяцев назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена11 месяцев назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена11 месяцев назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена11 месяцев назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена