Обезьяны кусались, а режиссер обвинял актеров в непрофессионализме: как снимали «Здравствуйте, я ваша тетя»
Комедия, которая даже спустя больше 40 лет смешит людей, появилась почти случайно.
Комедия «Здравствуйте, я ваша тетя» вышла накануне нового 1976 года. На следующей же день в газетах появились разгромные рецензии. Создателей обвиняли сразу во всем: драматургия слабая, режиссура непрофессиональная, актеры сыграли плохо и вообще все это пошло и не смешно. Но на телевидение приходили мешки писем, в которых зрители просили повторить фильм снова и снова. Понадобилось совсем немного времени, чтобы понять: история тетушки Чарли мастерски разыгранная советскими артистами и так не понравившаяся критикам, – настоящий хит. После премьеры каждый первый точно знал, что Бразилия – это место, где очень много диких обезьян и курили исключительно «по-нашему, по-бразильски».
Режиссер Виктор Титов взялся за фильм по мотивам пьесы Брендона Томаса, к тому времени сыгранной в большинстве театров мира, от безысходности и безденежья. Он уже полгода был без работы. На «Мосфильме» его новую заявку на экранизацию «Жизни Клима Самгина» даже не отклонили (все же это Максим Горький), а «заиграли» – никто не мог принять никакого решения. И в это же время режиссеру предложили взяться на вечнозеленую комедию с переодеванием. Тот согласился, но по признанию людей, которые его знали, вообще не понимал, что с ней делать. Пьеса была написана в прошлом веке бывшим английским актером, а снимать предстояло для советских зрителей образца середины 70-х.
Титов долго работал над сценарием и, погрузивший в материал, пришел к совершенно гениальному решению – сделать фильм в стилистике немого кино. С некоторым гротеском и почти театральной условностью. Только в этом случае, как ему казалось, зритель правильно сможет воспринять ту реальность, в которой разворачиваются события.
Итак, двое молодых людей страстно хотят жениться на сестрах, но их опекун не дает согласия. Спасти положение может только богатая тетка Чарли из Бразилии. Но она запаздывает, и молодые люди уговаривают своего безработного друга Бабса Баберлея стать той самой теткой и все решить.
На главную роль претендовали Евгений Леонов, Олег Табаков, Евгений Матвеев. Но Калягин всех переиграл. Он очень серьезно готовился к роли. Специально ходил в Ленинку и прочитал весь архив женских журналов. Благо, советская печать женщин не особо баловала, – существовало всего два издания. Наблюдал за дамами на улице, в магазинах, в транспорте. Использовал весь свой опыт общения с прекрасным полом, начиная с мамы и теток до девочек, в которых влюблялся. Татьяна Васильева, сыгравшая в картине Энни, одну из невест, вспоминала, что съемки могли задерживаться и на час, и на два и даже больше, – Калягин очень долго обсуждал с режиссером, что и как ему нужно сделать. Зато, когда входил в кадр, сомнений ни у кого не оставалось.
Армен Джигарханян изначально претендовал на роль полковника Чеснея. Пробы оказались удачными и артиста точно бы утвердили, но Титов попросил его сделать еще дубль, – в роли судьи Кригса. Получилось еще лучше. А «старый солдат, который не знает слов любви» достался Михаилу Казакову.
Денег на картину было выделено катастрофически мало. Дело в том, что фильм появился в плане первого творческого объединения «Экран» неожиданно, по звонку сверху, когда весь бюджет уже был распределен. На дне рождения дочери большой шишки из ЦК кто-то из гостей вспомнил о старой трофейной комедии по пьесе Томаса. После войны СССР досталась большая коллекция западного кино. «Тетку Чарли» с Джеком Бенни очень любили советские зрители. Ну а дальше, – слово за слово, кто-то похвастался, мол мы можем не хуже, кому-то что-то пообещал, а руководство студии уже поставили перед фактом. Свободных павильонов на «Мосфильме» не было, – новый фильм Виктора Титова снимали в Останкино. Там тоже было особо не разгуляться и только благодаря мастерству оператора Георгия Рерберга зрители не заметили в итоге, что все действие происходит в одном и том же помещении.
Снимали по ночам, как говорили тогда, в третью смену. Большинство артистов были заняты в театрах, – Джигарханян, к примеру, играл сразу три спектакля в Театре им. Маяковского, а еще умудрялся ездить на съемки в Ленинград. Артисты вспоминали, что он часто жаловался на головные боли из-за сильной усталости. Но стоило режиссеру позвать его на площадку, и он мгновенно преображался. Михаил Казаков вообще часто засыпал на съемках, за что постоянно получал нагоняй от Титова. Тот был крутым профессионалом, и от других требовал не меньшей отдачи.
Во время съемок экономили на всем, – лимит был даже на пленку. Артисты много репетировали, чтобы сцены получались в идеале с первого раза. Эпизод, в котором в которой герои Казакова, Джигарханяна и Калягина бросались друг в друга тортом, тоже должны были снять с одного дубля. Об этом просто умоляла художник по костюмам Наталья Катаева. У нее было всего по два экземпляра одежды для каждого героя. И когда артисты испортили первый дубль, не по сценарию рассмеявшись после того, как Калягин удачно попал прямо в лицо Джигарханяну, – костюмерша буквально разрыдалась.
Титов устроил тогда колоссальный разнос, что вообще случалось редко. Он очень любил артистов и действительно часами мог обсуждать с ними роли, но в тот раз его понесло. Он ругался, называл актеров непрофессионалами, говорил, как несерьезно они подходят к делу и многое другое, о чем, возможно, потом даже жалел. Но все как-то прониклись, собрались и отыграли сцену идеально. И тут уже не выдержал сам режиссер, – глядя на тот веселый балаган, который они все устроили, он неожиданно для самого себя тоже начал смеяться. Но это уже ни на что не влияло, и он скомандовал: «Стоп, снято!». Все выдохнули.
Когда Виктор Титов придумал эту легендарную фразу про диких обезьян, стало понятно, что без животных в фильме никаких не обойтись. Изначально были планы, чтобы тетушка Чарли всегда была в кадре с настоящей мартышкой, а не с чучелом. Зверька нашли в цирке и привезли на площадку. Второй режиссер Юрий Прохоров взял ее на руки. Что случилось потом, мало кто понял, – Прохоров дико заорал, выпустил зверя, из руки текла кровь. Прибывшие на скорой врачи экстренно забрали пациента в больницу. После укуса у него начался сепсис, несколько дней медики боролись за его жизнь.
Вернуться на работу второй режиссер смог только через месяц. И для него было шоком узнать, что даже после случившегося Титов не отказался от своей идеи снимать обезьяну. Притом, что вся съемочная группа отказалась иметь дело с приматами. Уговорили только юную Татьяну Веденееву, еще учившуюся тогда в ГИТИСе. Новую обезьянку привезли из театра Дурова. Попросили самую спокойную. Но зверек оказался настолько пугливым, что, сидя на руках у актрисы, постоянно писался. Снимали дубль за дублем, как героиня Веденеевой вместе с мартышкой садится в машину, – тот самый безразмерный автомобиль, куда по очереди входили все артисты, – и каждый раз зверек пугался, цеплялся коготками за костюм, оставлял дырки и мокрые пятна на ткани.
Когда состоялась премьера новой комедии не только критики, многие коллеги-режиссеры не поняли постановку Виктора Титова. Казаков рассказывал, что на первом показе в Доме кино он сидел рядом с Георгием Данелией. Зал катался от смеха, а знаменитый режиссер ни разу не улыбнулся. Казаков, видя такую реакцию, тоже помрачнел, и решил, что картина не удалась. Данелия тогда сказал, что не понял кино и ему было не смешно. Артист с ним согласился, и только спустя время, понял, как ошибался.
Источник:
19 комментариев
7 месяцев назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 месяцев назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 месяцев назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 месяцев назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 месяцев назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 месяцев назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 месяцев назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена