Как Пётр I подсадил Россию на табак
11 февраля 1697 года царь Пётр I подписал указ, которым разрешил свободную продажу табака по всем питейным заведениям России.
До этого момента табак в России был, но находился под запретом для крестьян и ремесленников. Его в Россию завезли ещё во времена Ивана Грозного английские моряки, которые в поисках пути в Индию зашли в устье Двины. Осознав, что "промахнулись", англичане сделали вид, что всегда мечтали торговать с русскими, и капитан судна Ричард Ченслер был даже приглашён ко двору царя.
Во времена правления царя Михаила Фёдоровича курение попало под запрет, а сам табак был объявлен "чёртовым зельем", которым негоже дымить православному христианину. Следующий царь — Алексей Михайлович — приказал рвать курильщикам ноздри, бить их кнутом и отправлять в ссылку.
Здоровье русских продали?
Фото © Public Domain
К концу XVII века отношение к табаку в царском дворце смягчилось, курить начал брат Петра Фёдор Алексеевич, да и самого Петра немцы уже в отрочестве "пристрастили" к пагубной привычке. Уезжая в Великое посольство в Европу, царь указом от 11 февраля 1697 года отдал монополию на продажу табака купцу Мартыну Богданову, а иностранным торговцам запретил торговать табаком.
Однако за два года путешествий по Европе посольство поиздержалось, и царь за 12 000 фунтов стерлингов, что составляло 28 000 рублей и было авансом таможенных платежей, заключил договор с английским маркизом Перегрином Кармартеном на монопольную продажу табака в России.
Маркиз получал право ежегодно ввозить в страну 10 000 бочек товара, в каждой находилось по 500 фунтов, то есть по 228 килограммов "отравы". Кармартен за вычетом всех расходов имел прибыль в пять шиллингов с бочки, а русские крестьяне и ремесленники — подорванное здоровье.
Помимо продажи табака Кармартен купил право торговать трубками и табакерками. Было, правда, и одно но: деньги, вырученные за табак, Кармартен не имел права вывозить из страны, а должен был закупать русские товары.
Курили все
Фото © Public Domain
Вернувшись из Европы, Пётр I стал насаждать курение табака "в отсталой России" как модный элемент европейской культуры. Он курил табак, он его нюхал и заставлял делать это всех вокруг, щедро раздаривая индейское зелье на ассамблеях.
Английского маркиза из торговли табаком вскоре выдавили: табак стали завозить через Китай, и Пётр I решил начать своё производство "махорки".
Собственно, потихоньку на огородах Малороссии самосад выращивали с 1610-х годов. Теперь же производство было решено узаконить и увеличить.
Первая фабрика по производству сигар и махорки появилась в 1716 году в Ахтырке. Здесь американскими семенами засеяли 50 десятин, которые ежегодно приносили до 115 тонн "продукта". К фабрике приписали 550 крестьянских дворов, а голландские мастера обучали мальчиков, которых набирали в Черкесах. Надо ли говорить, что вскоре все мужчины поголовно "смолили"?
Травили себя табаком и почти все императоры, за исключением Александра I и Николая I, а императрицы Анна Иоанновна и Елизавета Петровна нюхали табак, доставая его из изящных табакерок. Пётр III дымил, несмотря на юный возраст, а Екатерина Великая стала первой женщиной на Руси, закурившей сигару. Павел I курил и нюхал табак. Именно табакеркой ему и проломили череп заговорщики в ночь с 11 на 12 марта 1801 года. И так далее и тому подобное...
Славную традицию Петра пополнять казну за счёт здоровья народа продолжили и при СССР.
От борьбы с табаком до табачных бунтов
Фото © Public Domain
О том, что табак может быть вреден, европейцы знали уже в XVII веке. Врач Людовика XIV Фагон назвал курение ящиком Пандоры, выпускающим в мир болезни. Mонарх отмахнулся от медика, заявив, что не может лишиться доходов, которые приносит ему табак.
В XIX веке врачи открыто заговорили о том, что курение вредит здоровью и сокращает срок жизни. В 1890 году в Америке 26 штатов запретили продавать табак несовершеннолетним, а с 1908-го в Нью-Йорке запретили публично курить женщинам. Впрочем, многие в Америке вплоть до конца 1940-х годов не только рекламировали табак, но и считали его... полезным!
В СССР о вреде табакокурения впервые заговорили в 1950-х годах, а первые попытки бороться с зависимостью начали лишь в 1970-х. К этому времени страна уже настолько плотно подсела на никотиновую иглу, что первые же перебои с ввозом табака в СССР вызвали ряд настоящих "табачных бунтов", что внесло свой вклад в развал страны. Ирония судьбы, иначе не скажешь.
Источник:
9 комментариев
7 месяцев назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 месяцев назад
Не то у него размышление о России было.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 месяцев назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 месяцев назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 месяцев назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена