Как в Средние века художники рисовали животных, которых никогда не видели
У средневековых художников определенно были трудности с изображением представителей неевропейской фауны. Киты напоминали рыбу с львиной мордой, у слонов трубы вместо хоботов, крокодилы бегали на длинных лапах. Смотришь и трудно удержаться от улыбки.
Лев (Испания, после 1200 года)
Фреска из испанского монастыря, созданная в XIII веке.
На самом деле не всё так просто с объяснением, почему же в Средние века художники так коряво изображали экзотических животных. К примеру, тех же львов или обезьян в Европе много где держали – забавы ради. Ну или зайцы. Их-то точно несложно увидеть. Однако в старых книгах часто можно наблюдать огромных кроликов, гоняющихся за охотниками и они на себя не слишком похожи.
Улитка (Голландия, около 1350 года)
А как вам такая улитка? Улиток-то художники точно видели.
Современные историки дают несколько объяснений. Во-первых, для средневековых художников были очень важны символизм и религиозные аллюзии. Многие отсылки нам просто непонятны, но в те времена считались очевидными. Например, в книгах нередко мелькали герои популярных сказок или песен, которые мы не знаем. Да и многие библейские сюжеты подзабыты.
Слон (Греция, 1510 - 1520 годы)
Что-то художникам казалось просто прикольным. Те же кролики, наказывающие охотников – в реальной жизни подобное невозможно и невероятная ситуация забавляла авторов иллюстраций и читателей. К некоторым рисункам стоит вообще относиться, как к карикатурам. Например, изобразить антропоморфных обезьян в церковных одеяниях считалось дерзостью, это был настоящий вызов, «прожарка», понятная своим.
Леопард (Англия, Абердинский иллюстрированный бестиарий, XII век)
Мне кажется или леопард чем-то озадачен?
Что ещё? Нужно учитывать недостаток практики. Это сегодня малышам с раннего детства вручают альбомы и фломастеры. Для нас рисование – обычное, доступное занятие. Без малого тысячу лет назад было совсем не так. Художники не могли позволить себе впустую тратить материалы на оттачивание стиля. А практика невероятно важна для отработки навыка. Поэтому да, многие средневековые художники – середнячки в лучшем случае.
Бегемот (иллюстрация из книги Якоба ван Марланта, примерно 1350 год)
Очевидно, что не хватало моделей. Если сегодня ты хочешь научиться рисовать крокодила, ты находишь в сети подходящее фото и учишься. В средние века был отдельный «жанр» книг – бестиарии, рукописи с рисунками экзотических животных и описаниями. Берешь такой бестиарий, слушаешь байки брата свата, который что-то где-то мельком видел, краем уха слышал и рисуешь в соответствии с образом в голове. Естественно, получалось не очень, ведь ты как будто в «сломанный телефон» играешь.
Львы и медведи (начало XIII века, работа неизвестного художника)
Впрочем, некоторые спорные решения средневековых художников были их осознанным стилистическим выбором. Они учитывали работы своих предшественников, думали о том, как бы нарисовать поинтереснее – чтоб все удивились и впечатлились. Добавляли в картинки многочисленные скрытые смыслы, понятные в то время, но неочевидные сегодня.
Крокодил (1225 - 1250 годы, Рочестерский бестиарий)
Как видите, причин и объяснений хватает. Однако все они не делают средневековые иллюстрации с животными менее смешными. Предлагаю посмотреть подборку и улыбнуться. И не забывайте: мы живем в постоянно меняющемся мире. Кто знает, может через 500 лет и наши потомки будут улыбаться над нашими фильмами, мемами, комиксами. Да почти наверняка будут! А вы что думаете? Поделитесь мнением в комментариях.
У кита (XIII век) явно есть вопросы к художнику (он, кстати, неизвестен).
Бобер с рыбьим хвостом. Ну а почему бы и нет?
Нарвал.
А как вам сова с человеческим лицом? Наверняка так было нарисовано не случайно, но сейчас уже и не понять, зачем?!
Ну и конечно, средневековым художникам не давали покоя слоны. Полистайте галерею с ними.
Источник:
29 комментариев
7 месяцев назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 месяцев назад
Старый анекдот о пользе первоисточников
Молодой монах принял постриг, и в монастыре ему первым заданием было помогать остальным монахам переписывать от руки церковные уложения, псалмы, законы и так далее. Поработав так с недельку, наш монашек обратил внимание, что все монахи переписывают эти материалы с предыдущей копии, а не с оригинала.
Подивившись этому факту, он выразил свое удивление отцу-настоятелю:
Падре, ведь если кто-то допустил ошибку в первой копии, она же будет повторяться вечно, и ее никак не исправить, ибо не с чем сравнить!
Хм, сын мой ответил отец-настоятель, вообще-то мы так делали столетиями... Но, в принципе, в твоих рассуждениях что-то есть! и с этими словами он спустился в подземелья, где в огромных сундуках хранились столетиями же не открывавшиеся первоисточники. И пропал...
Когда прошли почти сутки со времени его исчезновения, обеспокоенный монашек спустился в те же подвалы на поиски святого отца. Он нашел его сразу тот сидел перед громадным раскрытым томом из телячьей кожи, бился головой об острые камни подземелья и что-то нечленораздельно мычал...
По покрытому грязью и ссадинами лицу его текла кровь, волосы спутались и взгляд был безумным.
Что с вами, святой отец? вскричал потрясенный юноша, Что случилось?!
- Celebrate, простонал отец-настоятель, слово было: c-e-l-e-b-r-a-t-e! Not celibate!
Это я к тому, что церковь в средние века очень сильное влияние оказывала на все сферы жизни людей. И если было, например, в Библии и литературе к религиозной приближенной, изложено о Ионе вот так:
(см. картинку), то кит так и должен выглядеть. Ну а потом пошло-поехало. Каждый художник ... Вы Недавнюю историю о восстановлении "Лика Христа" вспомните))))) Испанский стыд))))
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 месяцев назад
Что за история с ликом?
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 месяцев назад
А с ликом история известная. Видимо, тут имеется в виду "пушистый Иисус".
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 месяцев назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 месяцев назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена