Магия хорошего кино. "Баллада о солдате"
Этот фильм имел ошеломляющий успех во всем мире и получил 101 международную награду. Знаменитый режиссер Паоло Пазолини назвал его «чудом классики», а Лайза Минелли, подростком, смотрела «Балладу» шесть раз подряд с начала до конца… В СССР фильм посмотрели 30 миллионов человек.
Режиссёр фильма Григорий Чухрай и сценарист Валентин Ежов прошли войну, поэтому сразу нашли общий язык. Оба хотели сделать рассказ об обыкновенном солдате, который не совершил никакого подвига, но при этом сделал так много, сколько не каждому удаётся…
Сценарий фронтовики писали вместе:-делили большие сцены на эпизоды, писали, что кому больше нравится, а потом отдавали друг другу текст на правку. Большую часть сценария занимало описание тыла и работающих на производстве женщин и детей,в титрах звучала песня о комсомольской юности, а героиня Шура погибала при бомбежке. Этот вариант на «Мосфильме» отвергли. Тогда Валентин Ежов убрал тыл и тяжелый труд на заводах, оставил в живых Шуру и понес правки на киностудию. Сценарий опять развернули с пометкой «проконсультироваться у Г. Н. Чухрая». Григорий Чухрай переписывать ничего не хотел, а просто поменял местами несколько сцен. Это киностудию вполне устроило, и фильм подписали в производство.
Работа началась. На главные роли были утверждены Олег Стриженов и Лилия Алешникова, но на третий день съёмок Чухрай попал под машину и его увезли в больницу с переломом ноги и ключицы. Переломы были тяжелыми, и лечение заняло несколько месяцев.
За это время Чухрай решил, что главные роли должны играть неизвестные молодые актёры. Стриженову было уже 30 лет, а его герою, по сюжету, не исполнилось и двадцати… По выходу из больницы режиссёр начал искать новые кандидатуры. Поиски дебютантов были настолько трудными, что потом Чухрай признавался, что хотел вообще всё бросить и заняться чем-то другим. Он не мог остановиться ни на одной кандидатуре:- актёры или не дотягивали до нужного уровня, или плохо смотрелись вместе в кадре.
На режиссёра уже начали жаловаться коллеги — он опять срывал запуск в производство. В конце концов, он утвердил на главную мужскую роль второкурсника ВГИКа, Владимира Ивашова.
Осталось дело за партнёршей… Первокурсница Школы-студии МХАТ Жанна Прохоренко провалила пробы на эпизод в другом фильме, и решила зайти попробоваться в массовку к Чухраю. Режиссёр заметил её и утвердил на роль Шуры. Он искал собирательный образ, лицо «из народа», хотел, чтобы у актрисы была незапоминающаяся внешность, но при этом она была индивидуальна.
Именно для того, чтобы сохранить индивидуальность, Чухрай оставил Жанне её тяжелую пышную косу. Сначала он сказал ассистентам подстричь актрису, так как в 40-е многие девушки состригали косы и делали укладки вслед за модными актрисами того времени…
Из-за съёмок в фильме Прохоренко отчислили из МХАТа, и Чухрай помог ей перевестись во ВГИК.
И если главные роли играли дебютанты, то на второстепенных были настоящие звёзды. Режиссёр сильно сомневался, что знаменитый Евгений Урбанский согласится на маленькую роль инвалида, но актёр только попросил не проводить проб.
Небольшую роль генерала сыграл Николай Крючков, которому его мудрый, усталый герой стал особенно дорог.
В эпизодах «Баллады о солдате» появлялись Георгий Юматов, Евгений Евстигнеев, Лев Борисов, Эльза Леждей, Нина Меньшикова, Раднэр Муратов, Всеволод Санаев, Екатерина Савинова, Любовь Соколова и многие другие актёры, которые уже тогда были известны или стали очень популярны чуть позже.
В фильме были некоторые исторические неточности, но Чухрай пошёл на них сознательно. В начале войны отпуска солдатам не давали, но без этого не было бы фильма… Погоны солдаты в то время не носили, но режиссёр думал о том, что фильм будут показывать за рубежом, где все знают форму русского солдата-освободителя. Он хотел, чтобы в этом юноше все видели собирательный образ тех, кто прошёл через войну и принёс миру победу. Так что, несмотря на то, что события происходят в 1942 году, одет Алёша в форму конца войны. Григорий Чухрай сильно рисковал, выбрав на главные роли молодых и неопытных актеров. Роль солдата Алеши Скворцова стала дебютной для студента ВГИКа Владимира Ивашова. Этот фильм не только стал удачным стартом его кинокарьеры, но и принес актеру мировую популярность.
Американская пресса писала:
«Голливудским звездам, готовившим юных актеров, следовало бы сесть со своими питомцами на первый самолет в Москву и устроить их в институт, раз там делают из юнцов таких актеров ».
Этот фильм стал для Владимира Ивашова судьбоносным, и он даже назвал своего первого сына, родившегося в браке со Светланой Светличной, в честь своего героя, Алешей...
Во время съёмок приходилось то и дело останавливаться.
Режиссёру катастрофически не везло: -выйдя из больницы после переломов, он заболел брюшным тифом. Потом киностудия засомневалась в сценарии: -его сочли мелким, пессимистическим, не героическим, и подрывающим авторитет Советской армии: -зачем солдат Алёша бьёт по лицу человека? Потом съемки остановили из-за сцены с неверной солдатской женой:-решали, надо ли такое показывать зрителям. Чуть позже хотели изменить финал… Словом, стремились сделать такое кино про войну, которое не хотел снимать Чухрай.
В этом фильме нет батальных сцен. В центре сюжета - молодой солдат Алексей Скворцов, который едет на побывку домой, но успевает только обнять мать, потому что все своё время потратил на помощь людям, встреченным в пути. Как вы помните, над сценарием вместе с Чухраем работал еще один фронтовик – Валентин Ежов. «И ему и мне хотелось рассказать о нашем сверстнике, солдате, отдавшем жизнь за Родину, без громких фраз, просто, грустно и честно. Мы не стремились воздвигать ему монумент. Мы хотели рассказать о нем простыми человеческими словами, ибо сам он был человеком скромным и не любил громких фраз. Оба мы были в этой войне солдатами и знали, что победили в ней не сверхчеловеки, а люди. В этом мы видели величие нашей Победы. Таких героев, как Скворцов, мы встречали на фронте. Им так же, как другим, было страшно, больно и трудно, но, вопреки всему этому, они выполнили свой долг, ибо чувство человеческого достоинства, чувство любви к людям оказалось в них сильнее страха и самой смерти», – объяснял Чухрай.
Прежде чем фильм вышел в прокат, Григорий Чухрай выслушал в свой адрес немало обвинений – в незначительности темы, в отсутствии героических сцен, в пессимизме и даже попытке очернить авторитет и славу Советской армии – ведь герой признавался, что подбил два вражеских танка "cо страха" (этот эпизод режиссер взял из своей жизни). Финал картины, где главный герой погибал, тоже вызывал нарекания – мол, зачем понадобилось убивать положительного героя? Руководитель Главка по производству фильмов Александр Федоров заявил режиссеру: «Это слишком мелко, мелкотемье! Вы же участник обороны Сталинграда, Вы же провоевали всю войну, а тут -мама, мальчик едет починять крышу, девочка... как-то это все несерьезно. Вам надо было снять после Вашего хорошего фильма «Сорок первый» значительный фильм, а Вы снимаете что-то не то...».
Комиссия, принимавшая фильм, резюмировала, что он не вписывается в рамки военного кино.
На худсовете разразился скандал. Директор студии кричал, что Чухрай не уважает Советскую Армию. Чухрай, фронтовик, не выдержал, и обозвал его сукиным сыном. Вызвали милицию…
На общем собрании студии фильм обвинили в несовременности и уже готовы были положить на полку. Чухрая исключили из партии. Но тут случилось чудо. Кто-то из съемочной группы показал фильм Алексею Аджубею, тогдашнему главреду «Известий» и зятю Хрущева. Аджубей немедленно связался с тестем. После просмотра Хрущев приказал отправить ленту на кинофестиваль.
Эта фотография была сделана на Канском кинофестивале.
В 1960 г. «Балладу о солдате» показали на Каннском кинофестивале, где она разделила с «Дамой с собачкой» специальный приз жюри «За высокий гуманизм и превосходное художественное качество». Через год Чухрай получил Ленинскую премию и был восстановлен в партии...
И если сначала фильм шел в ограниченном прокате, то зрительский успех заставил бюрократов пересмотреть прокатную категорию, и фильм вышел на большой экран. Успех был ошеломляющий: только в СССР ленту посмотрели больше 30 миллионов человек, а был же ещё мировой прокат!
В результате, «Баллада о солдате» стала абсолютным чемпионом по наградам среди советских фильмов: -драма и её создатели получили более 100 международных премий, в том числе и два специальных приза жюри Каннского фестиваля.
Английский режиссер Тони Ричардсон говорил:
«Такие произведения, как «Баллада о солдате», – это именно то, что я называю поэзией».
Пьер Паоло Пазолини отмечал: «Чухрай подобен дожившему до наших дней классику. Это все равно, как если бы посреди квартала, сплошь состоящего из серых и посредственных зданий, неожиданно бы возникли чудом сохранившиеся руины огромного и могучего старинного сооружения».
Этот фильм произвел большое впечатление на Лайзу Миннелли. Ее друг Рок Бриннер рассказывал: «Когда нам было по 13 лет, я повел Лайзу в кино, посмотреть «Балладу о солдате» Григория Чухрая. Мы пришли к открытию кинотеатра и смотрели этот фильм шесть раз подряд, до закрытия кинотеатра...».
P.S. Почему я назвал свой пост "Магия хорошего кино"? Время не властно над такими фильмами. И я помню своего деда -ветерана, как он, смахнув слезу после просмотра, сказал:
-Правильный фильм!
Режиссёр- Григорий Чухрай
Авторы сценария- Валентин Ежов Григорий Чухрай
В главных ролях- Владимир Ивашов, Жанна Прохоренко, Антонина Максимова, Николай Крючков, Евгений Урбанский
Операторы- Владимир Николаев, Эра Савельева
Композитор- Михаил Зив
Кинокомпания- Киностудия «Мосфильм»
Длительность-88 минут...
Источник:
6 комментариев
6 месяцев назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 месяцев назад
Но будь уже чуть повнимательнее.
И хоть немного грамотнее.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 месяцев назад
А потом Афоня девушкам рассказывал, что тот про какую-то Жанну говорил, наверное про актрису, Жанну Прохоренко
Удалить комментарий?
Удалить Отмена