«Театральный» рокер
15 лет назад не стало Павла Смеяна
Советский и российский музыкант, певец, композитор и актёр Павел Евгеньевич Смеян родился 23 апреля 1957 года в Москве, в семье киноработников. Отец, Евгений Петрович, инвалид войны, работал в «Совэкспортфильме», а мама, Галина Александровна, была администратором на киностудии «Мосфильм». В тот же день, с разницей в 20 минут, родился его брат-близнец Александр (1957-1980) — гитарист, вокалист и композитор.
Мальчики вместе учились в английской спецшколе №44 в Нескучном саду, а также в детской музыкальной школе №7.
А после 9-го класса Павел вдруг неожиданно рванул в Ленинград, поступать в «мореходку». Видимо, сработала юношеская тяга к романтике и приключениям. Экзамены он сдал успешно, но, как только почувствовал, что «запахло казармой», — сбежал. Но всё же без казармы не обошлось — в 18 лет он попал на срочную службу, оказавшись в музыкальной роте, так что расставаться с музыкой ему не пришлось.
Затем братья поступили на эстрадное отделение Государственного музыкального училища им. Гнесиных (ныне — колледж Российской Академии музыки/РАМ им. Гнесиных) — Паша по классу саксофона, Саша по классу гитары. Правда, освоили ещё и флейту, и бас-гитару, и клавишные и другие инструменты.
Попутно, в апреле 1978 года, братья Смеяны пришли в группу Виктория (Андрей Давидян — вокал, Тимур Мардалейшвили — гитара (ушёл затем в Аракс), Александр Воронов — клавишные, вокал, Юрий Иванов (ех-Безбожники, Глория, Скоморохи) — бас, Юрий Титов — барабаны (иногда его подменял Александр Данилович)), созданную на основе ансамбля Добровольное Общество, исполняющую хард-рок собственного сочинения. Павел играл там на саксофоне и флейте, а Александр на бас-гитаре. Репертуар был в основном английский — Deep Purple, Led Zeppelin, тяжёлый рок. И хотя хиппарями они себя не считали, носили длинные волосы, как многие рокеры, джинсы с аппликациями, за что имели проблемы с органами. Концерты Виктории, как и большинства рок-групп того времени, были «полуподпольные». Однако, на протяжении почти года коллектив вёл таки гастрольную деятельность. Помимо Виктории, Павел успел поучаствовать ещё и в первом составе группы Воскресение.
Группа Виктория,1978 год.
Александр и Павел Смеяны
А в 1980 году в Московском театре им. Ленинского комсомола (с 1991 года — «Ленком») было объявлено чрезвычайное положение — в самый разгар сезона театр внезапно покинул ансамбль Аракс, являвшийся аккомпанирующим составом в гремевших в то время рок-опере «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» и мюзикле «Тиль». Театру потребовалась срочная замена, и клавишник группы Автограф (подробнее — здесь: «Автографу» - 40!) Крис Кельми (подробнее — здесь: Умер Крис Кельми) предложил Смеянам и их группе Виктория показаться в театре.
И осенью того же года они уже играли в музыкальных спектаклях «Ленкома». Главный режиссёр театра Марк Захаров предложил переименовать группу Виктория в Рок-Ателье. Кроме начального состава к ним добавились сам Крис, Сергей Берёзкин на гитаре и Борис Оппенгейм — клавишные.
Здесь у Александра появилась возможность раскрыть свои таланты и стать ведущим вокалистом и автором композиций. Павел в то время был на подпевках.
« — Расскажите, как вы оказались в «Ленкоме»?
— Это Крис Кельми всё замутил. Он тогда из Автографа ушёл и как-то узнал, что Аракс подался из «Ленкома» на «вольные хлеба», и объявлен конкурс на замещение вакантного места. А я играл и пел тогда в группе Виктория, игравшей тяжёлый рок... Крис приехал к нам на базу, привёз плёнки спектаклей, ноты «Тиля» и «Звезды и смерти Хоакина Мурьеты». И предложил авантюру. Сыграл на нашем чувстве самосохранения — тогда андеграунд уже начали плющить, заставляя оформляться в государственные учреждения: филармонии, Росконцерт, Союзконцерт. Иначе — полный запрет деятельности под страхом уголовной ответственности. Конечно, мы понимали, что это ловушка, но всё равно надо было выбираться, чтобы не погибнуть...
И мы решили: за ночь сделаем эти 2 спектакля, а утром покажем их худсовету. Если нам откажут, то мы ничего не теряем. А если «Ленком» нас берёт, то это будет суперстатус!
Когда в 10 утра приехал худсовет, мы не спали вообще. В худсовете — Захаров, Збруев, Караченцов, завлит Махаев. Послушали основные партии, потом ещё нашу «тяжёлую» 40-минутную программу. Захаров говорит: «Всё ясно! Поехали...». На следующий день мы уже играли спектакль» (из интервью П. Смеяна Андрею Колобаеву, «Московский комсомолец», 2009).
Но всё резко изменилось, когда в декабре 1980 года Александр погиб.
По словам Павла, на брата, когда он шёл домой, в подъезде, напали неизвестные, но их соседи показания дать отказались.
Официальной же версией смерти стало самоубийство. Но друзья и близкие братьев не верили этому — Александр добился успеха как певец и мог бы достичь ещё больше, так зачем ему было совершать суицид?
Павел провёл собственное расследование и заявил, что брат погиб от удара ножом в печень, но от чьих рук — так и осталось загадкой.
«Он был уникален — основной композитор и поэт группы. «Уникален» — это я мягко сказал, он прожил 23 года, как и положено гению. Если бы брат был жив, я бы до сих пор «шлангом» притворялся. А так — запел...» (из интервью П. Смеяна А. Колобаеву).
Так после смерти Александра Павел решил серьёзно заняться вокалом — саксофон его уже не устраивал. Он будто взял на себя «функции» брата.
Захаров же, оценив актёрские данные Смеяна, в 1981 году предложил ему сыграть роль Главного Сочинителя в рок-опере Алексея Рыбникова (музыка) и Андрея Вознесенского (либретто) «Юнона и Авось». Как признавался сам Павел, он считает это событие самым главным в своей жизни. Исполнитель главной партии — графа Николая Резанова — Николай Караченцов на тот момент не обладал нужным уровнем вокального мастерства, поэтому, в процессе работы над спектаклем, стал брать уроки у Павла. Однако, на самом спектакле всё же Смеян «вытягивал» за Караченцова высокие ноты, которые тот никак не мог взять.
Николай Караченцов и Павел Смеян
«Он был одним из лидеров Рок-Ателье, автором очень многих песен. Паша был прекрасным музыкантом... Могу сказать, что работалось с ним непросто. У него было столько внутренней энергии, силы, что иногда нам приходилось даже и конфликтовать. А как без этого? Но Паша был очень талантливым человеком, и мы всегда находили какой-то компромисс» (из интервью К. Кельми).
В «Ленкоме» музыкант работал со значительным перерывом в 1980-84 и в 1994-2007 гг. Первый раз он ушёл из театра в сентябре 1984 года, так как решил делать музыкальную карьеру, работать на своё имя.
« — Вам комфортно жилось в рамках музыкального дополнения к драматическому театру? Тем более с вывеской «Театр имени Ленинского комсомола»?
— Вывеска помогала, конечно. Но всё равно рокеру там тесно. Поэтому я 3 раза оттуда выпархивал. Как ни крути, это подрежимное существование. Ты, как пожарная команда, сидишь на телефоне, и в любой момент тебя могут вызвать, сорвать... В театре существует внутренний устав, и я его обязан выполнять. А любая обязаловка — это верёвка, клетка, тюрьма.
— Первый раз ушли из «Ленкома» в 1984 году. Почему?
— Картина «Мэри Поппинс» вышла — имя надо было «выращивать», карьеру делать.
— Вы бессменный участник культовых спектаклей. Разве это не имя?
— Я же живой музыкант. А музыкант нуждается в постоянных обновлениях. Новый репертуар и смена декораций, интерьеров, городов... Ушёл к Максиму Дунаевскому в его ансамбль Фестиваль солистом... 6 лет с ним катался. 110 концертов в месяц в 1989 году — мой рекорд» (из интервью А. Колобаеву).
ВИА Фестиваль
С 1985 по 1987 год Павел вместе с эстрадной певицей Ириной Понаровской, Оппенгеймом, Давидяном и другими музыкантами работал в Государственном эстрадном оркестре РСФСР.
А в 1986 году, с теми же Оппенгеймом и Давидяном, и ещё некоторыми из оркестрантов, Смеян составил ансамбль под загадочным названием СВ (расшифровывалось оно как «Снова вместе»).
В 1990 году музыкант с группой «сопровождения» Апостол (Максим Непомнящий — гитара (ех- Метроном), Владимир Тихоненко — бас (ех-Добры Молодцы), Александр Почетаев (ех-Эрмитаж) — барабаны) записал диск-гигант «Апостол #1», состоящий из 9 его философских авторских песен.
Зазвучал голос Павла и в кино. Впервые — в 3-серийном телефильме Александра Павловского «Трест, который лопнул», благодаря Караченцову, который в 1980 году познакомил его с Максимом Дунаевским. Смеян пел за Энди Таккера — героя литовского актёра Регимантаса Адомайтиса. Вскоре после этого, удовлетворённый работой Смеяна, композитор пригласил его записать и все мужские вокальные партии в 2-серийном телефильме «Мэри Поппинс, до свидания!», а режиссёр картины Леонид Квинихидзе попросил Павла заодно и озвучить роль мистера Робертсона (Мистер Эй), которую исполнял эстонский актёр Лембит Ульфсак.
Регимантас Адомайтис в фильме «Трест, который лопнул»
Актёр Лембит Ульфсак в фильме «Мэри Поппинс, до свидания!»
«33 коровы», «Непогода», дуэт с Татьяной Ворониной «Ветер перемен» — лента стала знаковой для Смеяна. Тем более что композицию «Непогода» вместе с ним пела восходящая 17-летняя звезда Наталья Ветлицкая… Которая вскоре стала его 1-ой женой. Вместе они не раз потом пели дуэтом, их выступления показывали в «Утренней почте».
Павел Смеян и Наталья Ветлицкая2
Но для певицы 3-летний брак со Смеяном обернулся настоящим кошмаром.
«Он был, безусловно, талантливый, нельзя отрицать степень его таланта. Но это был очень сложный и тяжёлый человек. Раненый — в связи с этим очень обозлённый, закомплексованный. Там было всего «очень» в высокой степени. Для меня это тяжёлый опыт, учитывая то, что я тогда была неопытным ребёнком» (Н. Ветлицкая, программа «Привет, Андрей!» канала «Россия 1»).
Сам Павел рассказывал, что Наташа совершенно не умела готовить, поэтому и получала «подзатыльники».
А ещё, как утверждала певица, Смеян совсем не умел пить, и когда перебирал лишнего, становился агрессивным. По словам Натальи, за решение расстаться с мужем она едва не поплатилась жизнью: приняв лишнего на грудь, Смеян напал на неё, повалил на пол, сел сверху и начал душить («следы до сих пор остались»), но она вырвалась и убежала, спрятавшись у соседей.
Ветлицкая написала на мужа заявление в милицию, но Дунаевский уговорил её его забрать — у композитора намечался масштабный тур с участием Павла. Она пожалела Максима, но от решения развестись не отказалась. После развода Наталья окунулась в новую жизнь и ещё не раз была в браке, но «кошмары про Смеяна» преследовали её ещё 20 лет.
Через некоторое время после Ветлицкой в жизни Павла появилась актриса театра кукол Виктория, они прожили, не оформляя брак, 5 лет, но в итоге так же расстались из-за тяжёлого характера музыканта.
А Павел в 1993 году решил изменить свою жизнь, и ушёл в Валаамский монастырь, где провёл год послушником. Но затем умер его отец, ухудшилось здоровье мамы, так что схимник монастыря сам настоял на возвращении Смеяна к мирской жизни. И он вновь вернулся к творчеству, возвратившись в «Ленком».
В 1996 году Смеян заключил брак с экс-танцовщицей Ленинградского мюзик-холла Людмилой. Самое интересное, к тому времени они уже лет 8 как были знакомы, но она жила в Италии. И встреча их случилась как раз тогда, когда Людмила приехала в Москву, а Павел вернулся из Валаама. Символично, что схимник на прощание посоветовал певцу жениться, а супругу велел просить у Бога. Вот он и выпросил…
В отличие от Ветлицкой, Людмила никогда не упоминала о жестокости или агрессивности мужа. Очевидно, жизнь в монастыре Смеяна сильно изменила.
Людмила и Павел Смеян
Всего за время своей творческой деятельности музыкант исполнил песни и озвучил роли почти в 20 проектах: кинофильмах «Валентин и Валентина», «Военно-полевой роман», «Поезд вне расписания», «Случай в аэропорту», «На Дерибасовской хорошая погода», или На Брайтон-Бич опять идут дожди», «Ваш выход, девочки»; мультфильмах «Пёс в сапогах», «32 декабря», «Домовые или Сон в зимнюю ночь» и др. Спел все мужские вокальные партии в аудиоверсии спектакля «Юнона и Авось».
Смеян был частым гостем на телевидении, его можно было увидеть в музыкальных передачах «Шире круг!», «Утренняя почта», «Новогодний огонёк». Неоднократно выступал в качестве приглашённого певца на ежегодно проводимом в СССР фестивале патриотической песни «Красная гвоздика». А в 1987 году принял участие в съёмках клипа на песню Кельми на слова Маргариты Пушкиной (подробнее — здесь: Арии Маргенты) «Замыкая круг».
В 1988-89 гг. Павел исполнял роль графа Мочениго в рок-опере «Джордано» (композитор Лора Квинт; постановка Владислава Дружинина).
В 1988 году вместе с джаз-певицей Ларисой Долиной Смеян принял участие в мюзикле композитора Анатолия Кальварского «Кукла наследника Тутти» (по мотивам сказки Юрия Олеши «Три толстяка»), премьера которого состоялась в СК «Олимпийский».
В репертуаре Павла насчитывается более 100 песен. Кроме того, он является автором рок-оперы «Слово и дело» по повести А.К. Толстого «Князь Серебряный». Премьера её состоялась 13 мая 1999 года в кинотеатре «Рассвет». Над оперой Смеян работал в общей сложности 25 лет. Первая часть диптиха «Дело» была записана в 1999 году, а 2-я — «Слово» — в 2000 году на студии звукозаписи при «Ленкоме» группой Чёрный Кофе. Смеян исполнял партию автора и Василия Блаженного, другие партии прозвучали в исполнении актёров Виктора Ракова, Дмитрия Певцова, Сергея Чонишвили, Александра Лазарева, а также музыкантов Дмитрия Варшавского (подробнее — здесь: Светлый «металл» Дмитрия Варшавского), Николая Парфенюка и Жана Сагадеева (подробнее — здесь: 10 лет без Жана).
Павел Смеян и Дмитрий Варшавский
В начале 2000-х гг. музыкант участвовал в авторских концертах Юрия Саульского, Максима Дунаевского, Евгения Доги, где исполнял их композиции. Работал на «Радио России»: его голосом говорил Мистериус, персонаж цикла передач о рок-музыке «Рок-прицел» Дмитрия Добрынина.
В 2001 году вышла 2-я сольная пластинка Смеяна — «Актёр и песня».
В 2004 году Павел музыкально спродюсировал (гл. продюсер Марина Ким) спектакль в жанре патриотического музыкального шоу, посвященный подвигу десантников 6-й роты Псковской дивизии 1 марта 2000 года в Аргунском ущелье (Шатойский р-н, Чечня) «Воины духа» (реж.: Андрей Болтенко, Николай Рощин, Андрей Сычёв), где так же спел роль Провайдера — «хозяина» виртуальной сети (а по сути — дьявола, исполнитель И. Миркурбанов). В 2005 году спектакль стал лауреатом национальной профессиональной премии в области шоу-технологий «Showtex Awards» в номинации «Мега-проект с использованием шоу-технологий».
12 декабря 2007 года Смеян участвовал в премьере рок-оперы «Идут белые снеги…» (музыка — Глеб Май, стихи — Евгений Евтушенко) — продолжении созданной Евтушенко и Маем поэтории «Исповедь».
Рок-опера «Идут белые снеги…»
Параллельно с этим музыкант начал подготовку к записи очередного сольного альбома, который получил название «Страшные сказки». Павел успел записать только несколько песен — «Съеденный бультерьером», «Авиакатастрофа», «Девонька», «Батюшка». «Девонька» композитора Рустама Неврединова на слова Олеси Борисовой стала одной из последних записанных Павлом. Запись сделали в феврале 2007 года, посвятив песню супруге Караченцова Людмиле Поргиной. Но альбом так и остался незавершённым.
А осенью 2007 года Павел уже окончательно ушёл из «Ленкома». Захарову ещё после первого его ухода пришлось роль в «Юноне и Авось» разделить на 2 исполнителя, потому что нужно было кому-то выполнять пластическую и сугубо актёрскую линию, а кто-то должен был петь (а Смеян справлялся один). С той поры и сложилось 2 Сочинителя — Первый и Второй. Любопытно, что в новой телеверсии, созданной в 2001 году к 20-летию спектакля, Главным Сочинителем в титрах значится Дмитрий Марьянов, а Трофимов и Смеян — Первым и Вторым.
Тогда же был снят д/ф «„Юнона“ и „Авось“. Аллилуйя Любви» — об истории создания самой рок-оперы и спектакля «Ленкома».
Самым последним творческим проектом музыканта стала в 2008 году роль барда Ложкина в комедийном сериале «Автобус» (серия №8 «Кумир»).
Озвучивал Смеян даже персонажей компьютерных игр, например: Лорд Пэлтрон в «MediEvIl 2» (action, SCE «Cambridge Studio», 2000), некромант и повелитель ужаса в «Warcraft III: Reign of Chaos» (RPG, «Blizzard Entertainment», 2002-04), Григорий Назаров в «Empire Earth»/«Империя Земля» (RTS, «Stainless Steel Studios», 2001), Аббадон и Илбис в «Primal» (action-adventure, SCE «Studio Cambridge», 2003) и др.
Ещё одним страстным увлечением Павла была охота. Даже на гастроли он часто выезжал с собакой и винтовкой!
« — Вы же были заядлым охотником!
— Я охотился не ради убийства, это неинтересно, а потому, что нужно было кормить 4 семьи...
Продукты были по карточкам. Я жил в лесу, а приезжал сюда как Джек Потрошитель — у меня за багажником кровавый след тянулся. Кабаны, лоси, олени, косули — все подряд. Я охотился 10 лет — с 1985 по 1995 год. В райдер включал не розы на столе в гостинице и «обязательно чашечку китайского фарфора с птичкой соловьём», как у попсы. У меня было прописано, чтобы в номере была вода. И охота. Особенно если это были Сибирь и зима. Приезжал. Один день давал концерт, а потом... Кто из сибиряков откажется от охоты? Да с удовольствием! Со мной в тайгу такая толпа всегда забегала. Живьём брали зверя — просто толпой душили его, и всё.
— А где вы, москвич с Ленинского проспекта, научились охоте?
— Учился долго. Учителями у меня старые, матёрые охотники были. 2 года сначала с «гладким стволом» побегал, ноги побил по загонам. Потом ещё 3 года с карабином. Не то что в стрелках — в учениках! И только через 5 лет у меня выстрел получился. Бил из карабина на 400 метров, без оптики. А почему нет?! Всё грозят какой-то экологической катастрофой. Я — мужчина. Если всё рухнет, то пойду и добуду еду для семьи!
— Почему тогда охладели?
— Животных жалко стало. И еды в стране стало больше, и я из монастыря пришёл, стал поспокойнее» (из интервью А. Колобаеву).
А в марте 2009 года Смеяну был поставлен диагноз: рак поджелудочной железы. Первоначальный диагноз — панкреатит: у Павла тогда начал побаливать желудок, но проблемы он списывал на неправильное питание и напряжённый график, долго тянул и не обращался к специалистам. А когда прошёл обследование, обнаружилась онкология.
А ведь у музыканта только-только, в январе 2009 года, родился сын Макарий, которого они с Людмилой ждали 13 лет! Вот только пообщаться с сыном (отстранив от воспитания всех бабушек) Павлу довелось лишь полгода…
Когда Смеян уже потерял волю к жизни и начал угасать, появилась спасительная идея поехать лечиться в Германию.
И, после проведения химиотерапии, родственники отправили Павла в клинику в Дюссельдорфе (Германия), где 26 мая 2009 года ему сделали операцию, деньги на которую собирали всем миром, а также с помощью Фонда поддержки старых артистов Марии Мироновой и Фонда им. Евгения Леонова театра «Ленком»: семье и друзьям удалось собрать на лечение лишь 402 тыс. руб. из необходимых 1,7 млн.
После проведённых аж 3-х за 3 месяца операций Павел воспрял духом, ему стало лучше, и у окружающих зародилась надежда. Но в июне у певца отказала почка, а метастазы дошли до лёгких.
И 10 июля 2009 года Павел Евгеньевич Смеян скончался в Дюссельдорфе на 53-м году жизни от последствий болезни. 23 июля 2009 года музыкант был похоронен на Хованском кладбище Москвы, рядом с отцом и братом.
Церемония прощания с музыкантом в «Ленкоме»
В 2016 году в память о Смеяне артист театра «Ленком» Илья Трофимов записал композицию «Джордано Бруно» (или «Аутодафе») из одноимённой рок-оперы.
Так же в память о музыканте в 2017-18 гг. российская музыкальная компания «Bomba-Piter inc.» (гендиректор Олег Грабко) при участии продюсера Максима Фёдорова выпустила коллекцию из более 100 песен, которые он записал за годы творческой деятельности в 5-и альбомах. А к 60-летию Павла выпустили ещё и большой коллекционный сборник, получивший название «Выдержанное вино», в котором звучат композиции «Чтобы встретить тебя», «Всё начинается с любви», «Не верьте янтарю», а также песни из фильма «Мэри Поппинс, до свидания!».
А в 2022 году на канале «ТВ Центр» вышел 40-минутный фильм о Смеяне из цикла «Прощание», в съёмках которого приняли участие его вдова Людмила, Дунаевский, Варшавский, экс-участники Рок-Ателье Оппенгейм и Александр Садо, барабанщик Анатолий Абрамов, актёры Певцов и Поргина, продюсер Фёдоров.
В опере «Идут белые снеги…» у Смеяна были слова: «Я временный поэт. Всегда — вот моё время». Эта фраза во многом характеризует музыканта, композиции которого по-прежнему звучат и любимы публикой.
Участие в музыкальных коллективах: 1978-80 гг. — группа Виктория, 1980 — группа Воскресение, 1980-84 гг. — группа Рок-Ателье, 1982-87 гг. — ВИА Фестиваль, 1985-87 гг. — Государственный эстрадный оркестр РСФСР п/у М. Дунаевского, 1986-87 гг. — группа СВ, 1990-91 гг. — группа Апостол, 1998-2004 гг. — группа Чёрный Кофе.
Чёрный Кофе: Дмитрий Варшавский, Игорь Куприянов, Павел Смеян
Дискография (сольно): «Апостол #1 (LP, 1992), «Актёр и песня. Павел Смеян» (CD, 2001), «Слово и дело» (рок-опера, CD, 2005), «Суббота» (2017), «Берега» (2017), «Улица Случайная» (2017), «Я пел, когда летал» (2017), «Выдержанное вино» (2017), «Яхта» (2018), «Разговор с тобой» (2020),
Театральные работы:
В театре «Ленком»: 1980-84 гг. музыкант ансамбля Рок-Ателье в спектаклях: «Тиль», «Люди и птицы» и «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты»; 1981-84 гг. и 1994-2007 гг. — «Юнона и Авось» (Главный Сочинитель, впоследствии — Второй Сочинитель)
На других сценических площадках: 1988-89 гг. — рок-опера «Джордано» (Граф Мочениго), 1988 год — «Кукла наследника Тутти» (Просперо, Тибул), 2004 год — «Воины духа» (Провайдер), 2007 год — рок-опера «Идут белые снеги…» (поэт).
Фильмография:
Исполнитель песен: «Пёс в сапогах» (мультфильм, 1981), «Трест, который лопнул» (1982), «Юнона и Авось» (телеверсия, 1983), «Мэри Поппинс, до свидания!» (1983), «Военно-полевой роман» (1983), «Поезд вне расписания» (1985), «Валентин и Валентина» (1985), «Я ей нравлюсь» (1985), «Они и мы» (1986), «Люби меня, как я тебя» (1986), «Случай в аэропорту» (1987), «Молочный Нептун» (м/ф, 1987), «Домовые, или Сон в зимнюю ночь» (м/ф, 1987), «Свободное падение» (1987), «Остров погибших кораблей» (1987), «Где бы ни работать» (фильм-концерт, 1987), «32 декабря» (м/ф, 1988), «Волк и семеро козлят» (фильм-спектакль, 1988), «После того, как...» (м/ф, 1991), «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди» (пел песню «Выть, пить, жить!» на Арбате, 1992), «Я — кукла» (2001), «Юнона и Авось» (телеверсия, 2001), «Новогодний романс» (2003).
Роли: «Юнона и Авось» — Главный Сочинитель (телеверсия, «Ленком», реж. М. Захаров, 1983), «Случай в аэропорту» — эпизод («Таджикфильм», реж. Юнус Юсупов, 1987), «Ваш выход, девочки» — камео («КОБРА/АНФАС», реж. Олег Бондарев, 1992), «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди» — музыкант на Арбате («Мосфильм», Киностудия «Союз», реж. Леонид Гайдай, 1992), «Юнона и Авось» — Второй Сочинитель (телеверсия, «Ленком», реж. М. Захаров, 2001), «Автобус» (сериал, 8-я серия 1-го сезона «Кумир», реж. Владимир Нахабцев-мл.) — Ложкин (2008).
Озвучивание:
Фильмы: «Мэри Поппинс, до свидания!» — мистер Робертсон/мистер Эй (роль Л. Ульфсака, 1983), «Два богатыря» — Батыр (вокал)/смерч/Кощей Бессмертный (м/ф, 1989).
Компьютерные игры: «MediEvil-2» — Лорд Пэлтрон (2000), «Empire Earth» — Григорий Назаров (2001), «Clive Barker’s Undying» (2001), «Warcraft III: Reign of Chaos» — некромант, послушник, герой повелитель ужаса, тень (2002), «Primal» — Аббадон, Илбис (2003), «World of Warcraft» — таурен мужчина, нежить мужчина, Вариматас, Вол'джин (до WotLK), Верховный маг Аругал, Аватара Хаккара (до патча 4.0.1) (2004), «World of Warcraft: The Burning Crusade» — Хохотун, Тень Арана, Терон Кровожад (2007).
Композитор: «Пёс в сапогах» (м/ф, совместно с К. Кельми и Б. Оппенгеймом, 1981), «Парадоксы в стиле рок» (м/ф, с К. Кельми и Б. Оппенгеймом, 1982).
P.S. В тексте поста присутствуют ссылки на мой же, внезапно переставший работать аккаунт, прошу не счесть за плагиат.
Источники:
https://web.archive.org/web/20130611085415/http://mirnov.ru/arhiv/mn765/mn/26-1.php
https://argumenti.ru/culture/n193/40969
https://www.last.fm/ru/music/Виктория/+wiki
https://dzen.ru/a/YP_VYB1hxxsqZEv-
https://biographe.ru/znamenitosti/pavel-smeyan/
https://www.last.fm/ru/music/Павел+Смеян/+wiki
10 комментариев
7 месяцев назад
В любом случае - огромная благодарность.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 месяцев назад
Но безграмотное написание отбивает желание читать.
Извините, но – "палец вниз".
Удалить комментарий?
Удалить Отмена