Мужчины и женщины в общественном транспорте в Пакистане ездят раздельно, знали об этом?
Представьте: заходите вы на автомате в вагон метро или автобус, и тут же поднимается крик возмущения, вам недвусмысленно показывают руками «выметайся», а если вы тут же не выходите обратно, вас выпроводит водитель или вагоновожатый.
Это не какая-то фантазия, а абсолютная реальность, если вы вошли в вагон метро или автобус в Пакистане, просто не туда или не через те двери.
И попали в женский вагон или женскую половину салона автобуса.
Так уж сложилось, что в этой стране в общественном транспорте существуют четко определенные зоны для мужчин и для женщин. И запрещено находиться одним на территории других (за одним исключением).
Исторический контекст и культурные корни
Разделение мужчин и женщин в общественных местах, включая транспорт, в Пакистане основано на концепции «парда», что в переводе с урду означает «занавес» или «экран». Эта концепция, пришедшая из исламской культуры, подразумевает разделение полов в общественных и частных пространствах, чтобы сохранить моральные и религиозные нормы.
В обществе, где семейные и социальные нормы играют ключевую роль, идея о защите женщин от нежелательного внимания и сохранении их чести глубоко укоренена. Раздельные зоны в транспорте — это не просто практическое решение, но и отражение этих норм.
Повседневная жизнь в раздельных зонах
Для многих женщин в Пакистане раздельные зоны в транспорте стали привычной частью повседневной жизни. Эти зоны присутствуют в автобусах, поездах и даже на некоторых станциях метро. В автобусах, например, передние места обычно отведены для женщин, а задняя часть — для мужчин. Это распределение часто поддерживается самими пассажирами, которые следуют социальным ожиданиям и нормам.
Фарида, молодая студентка из Лахора, рассказывает о своих ежедневных поездках на университетском автобусе. Она отмечает, что наличие отдельного пространства для женщин дает ей чувство безопасности, особенно в час пик, когда транспорт переполнен. «Мне не нужно беспокоиться о том, что кто-то случайно или намеренно прикоснется ко мне. Я могу спокойно сидеть и думать о своих делах», — делится Фарида.
Однако, несмотря на такие положительные стороны, эта практика имеет и свои недостатки. Многим женщинам приходится сталкиваться с недостатком мест в отведенных для них зонах, особенно в часы пик, когда автобусы и поезда переполнены. Иногда женщины вынуждены стоять в тесных проходах, поскольку их зона заполнена, в то время как в мужской части еще есть свободные места.
Раздельные зоны в транспорте вызывают неоднозначные реакции в пакистанском обществе. С одной стороны, они рассматриваются как способ защитить женщин от домогательств и создать для них комфортные условия. С другой стороны, критики видят в этом проявление гендерного неравенства и попытку изоляции женщин, лишающую их права на равный доступ к общественным услугам.
Некоторые активисты и правозащитные организации указывают на то, что разделение полов не решает проблему домогательств, а лишь усугубляет её, откладывая её решение на будущее. В их понимании, вместо того чтобы разделять мужчин и женщин, следует сосредоточиться на воспитании уважительного отношения и строгом соблюдении законов против домогательств.
Сейчас раздельные зоны в общественном транспорте претерпевают изменения. В Карачи и Исламабад, появились «женские автобусы», предназначенные исключительно для женщин. Это позволяет им чувствовать себя более комфортно и безопасно, избегая возможных конфликтов или неловких ситуаций.
В то же время, в рамках городских инициатив, направленных на улучшение общественного транспорта, появляются новые виды услуг, такие как такси, управляемые женщинами для женщин. Эти инициативы не только предлагают более безопасный и комфортный способ передвижения, но и открывают новые возможности для занятости женщин в транспортном секторе, традиционно доминируемом мужчинами.
В условиях растущей урбанизации и изменений в общественном сознании, раздельные зоны в транспорте также начинают претерпевать трансформации. Молодое поколение, особенно в крупных городах, всё чаще поднимает вопрос о необходимости таких зон, считая их устаревшим атрибутом, не соответствующим духу времени. В свою очередь, представители старших поколений и традиционалисты продолжают отстаивать важность этих зон как неотъемлемой части культурного наследия и общественного устройства.
Источник:
6 комментариев
4 месяца назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена4 месяца назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена4 месяца назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена