России славные сыны! Крымская война
Памяти павших в Крымской войне 1853-1856 гг.
Предметы, найденные на местах боев во время осады Севастополя в 1854-1855 годах: фрагмент складня, остатки курительной трубки, пуговицы мундирные, картечь, пули
Ежегодно 9 сентября в нашей стране отмечается День памяти русских воинов, павших в Крымской войне 1853-1856 гг. В ходе той, теперь уже далекой войны, нашей стране пришлось противостоять коалиции иностранных государств – Великобритании, Франции, Османской империи и Сардинии.
В той войне, по оценкам историков, погибло 153 000 наших воинов (из них число убитых и умерших от ран составило 51 000 человек, остальные скончались от болезней). После окончания Наполеоновских войн Крымская война стала самым кровавым военным столкновением XIX столетия. Идет время, но историческая память работает - мы помним имена героев тех баталий и храним их в музеях, книгах, фильмах, интернет-публикациях. Сегодня напомним о некоторых героях, чьи имена, пожалуй, малоизвестны широкой аудитории.
Увы, но история не сохранила их облик, за редким исключением.
Петр Щербина
Петр Иванович Щербина родился в простой крестьянской семье в селе Покровском Бахмутского уезда Екатеринославской губернии. В 1831 году его призвали в Русскую императорскую армию и отправили служить на Кавказ. Он участвовал во множестве походов и битв от Дагестана до Абхазии, был произведен в унтер-офицеры и получил солдатский «Георгий». К началу Крымской войны Петр Иванович был закаленным, мужественным и опытным воином, не раз смотревшим смерти в лицо. В 1853 году вместе со своими товарищами он отправился в поход навстречу туркам, планировавшим вторжение в закавказские губернии России.
19 ноября 1853 года состоялось большое сражение под Башкадыкларом. Превосходящие силы турок пытались смять русских, но те отбивали все их атаки. Во время боя отряд Кавказского саперного батальона, в котором находился Петр Щербина, был отрезан от главных сил русских. Отважный унтер сражался в первых рядах и был ранен тремя пулями. Вражеские кавалеристы окружили героя. Понимая, что настал его последний час, русский воин крикнул своим: «Братцы, саперы, помните Щербину, умирайте по-моему!» - и со штыком наперевес устремился в последнюю атаку. Он сражался буквально до последней капли крови и погиб, забрав с собой немало врагов.
Евгений Лесли
Евгений Иванович Лесли, родившийся в 1828 году, был уроженцем Смоленской губернии. Своей необычной для русского уха фамилией он был обязан предкам-шотландцам, некогда поступившим на службу к русским царям. С тех пор этот род дал России немало офицеров и генералов. Окончив Морской корпус, в 1846 году мичман Лесли получил назначение на Черноморский флот. После начала Крымской войны лейтенант принимал участие в морских баталиях. Несмотря на молодой возраст, своей отвагой, хладнокровием, презрением к смерти, благородным характером он снискал уважение суровых «морских волков» и считался, без преувеличения, «всеобщим любимцем» Черноморского флота.
Когда корабли пришлось затопить на рейде Севастополя, Евгений Иванович, произведенный в чин капитан-лейтенанта, сражался на 3-м бастионе, защищая город. Его запомнили не просто как отчаянного храбреца, но и как весельчака, балагура, никогда не унывающего человека. Его бодрость и задор передавались матросам, которые буквально боготворили своего офицера и готовы были идти за ним и в огонь, и в воду. Во время бомбардировки 17 октября 1854 года в бастион влетела огромная бомба и, прежде чем кто-либо успел опомниться, пробила пороховой погреб. Страшный взрыв сотряс бастион. Отважный офицер погиб мгновенно, однако память о нем увековечена в церкви Морского корпуса и в храме святого Николая в Севастополе.
Николай Реад
Когда началась Крымская война генералу от кавалерии Николаю Андреевичу Реаду было уже 60 лет. За плечами – многочисленные сражения Наполеоновский войн, Русско-турецкой войны 1828-1829 гг., победы в Польше и на Кавказе. Он честно служил Отечеству и в принципе мог рассчитывать на заслуженный отдых или, по крайней мере, на то, чтобы не оказаться в самом пекле войны. Однако неутомимый и деятельный характер генерала не мог позволить ему остаться в стороне от грозных событий и отсиживаться в тылу. В начале Крымской войны генерал находился на Кавказе, где был фактически «правой рукой» наместника князя Михаила Воронцова. «Я не могу достаточно возблагодарить храброго генерала Реада», — писал Воронцов, — «благодарю Бога, что в руках Реада находится гражданское и военное управление на Кавказе». Однако генерал рвался в Крым — туда, где кипели самые тяжелые бои.
В конце 1854 года Николай Андреевич добился перевода и получил под командование 3-й пехотный корпус. Уже пожилой генерал отличался большой личной храбростью и часто лично участвовал в атаках. 4 августа 1855 года состоялось сражение на Черной речке. Русские войска в очередной раз пытались прорвать железное кольцо осады и пробиться на выручку истекавшим кровью защитникам Севастополя. Николай Реад находился на правом фланге, командуя 12-й и 7-й резервными дивизиями. Русские открыли артиллерийский огонь и атаковали позиции неприятеля на Федюхиных горах. Несмотря на помощь подоспевшей 5-й дивизии, полки Реада были отброшены французами и отступили. Генерал находился в самой гуще боя, когда вражеское ядро оторвало ему голову... Его тело было погребено на Братском кладбище Севастополя.
К.Н. Филиппов. Перед боем. Из серии картин севастопольской обороны // Калужский музей изобразительных искусств
Ф.А. Рубо. Оборона Севастополя. Фрагмент // Панорама «Оборона Севастополя 1854 – 1855 гг» / Музей-заповедник героической обороны и освобождения Севастополя
Часть экспозиции зала №2 ЦМВС. В центре - витрина, рассказывающая о Крымской войне
Источник:
8 комментариев
5 месяцев назад
В этот раз дожмем
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 месяцев назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 месяцев назад
ну и Франция с Англией...
сначала не дали нам добить турок, потом встряли в войну с Японией в 1905...
Удалить комментарий?
Удалить Отмена