А-А-А-Антипов!
65 лет назад родился Сергей Антипов
Советский и российский телережиссёр и телеведущий Сергей Арьевич Антипов родился 18 сентября 1959 года в Москве. Его отец Арий Михайлович Антипов был военным связистом, а мать — Лидия Алексеевна — переводчицей.
Учился Сергей в общеобразовательной школе №701. В свободное время занимался музыкой.
В 1976 году Антипов поступил на факультет «РС и РВ» — радиосвязи и радиовещания — Московского электротехнического института связи/МЭИС (ныне — Московский технический университет связи и информатики/МТУСИ). В студенческие годы играл в театральной студии.
В 1981 году Сергей окончил институт по специальности «инженер радио и телевидения» и начал работать в НИИ Радио, руководил детским самодеятельным театром. А вот на телевидение он попал случайно: знакомые пригласили Антипова поучаствовать в массовке новогоднего «Огонька».
« — «Огонёк»-то потом видели этот?
— Было, было! А после того, как его увидел мой начальник, он сказал: «Ага, поэтому тебя не было на работе? Болел, говоришь?». Пришлось увольняться из НИИ. Родители меня не то чтобы не поняли... Мама-то сказала: «Чёрт с тобой, если хочешь — уходи!». А вот папу мои стремления к «искусству» не убедили: оклад в НИИ у меня был 160 рублей, бешеные по тем временам деньги! А тут я пошёл на 40 рублей детским кружком руководить в театре при ЖЭКе. И так постепенно приближался и приблизился к ТВ» (из интервью С. Антипова «Музыкальной газете», №29, 1999).
Телевизионную карьеру Сергей начал в 1983 году в Главной редакции музыкальных программ Центрального телевидения, работая там внештатно администратором.
А в 1986 году был зачислен и в штат, став ассистентом режиссёра и редактором. Работал Антипов на съёмках передач «Утренняя почта», праздничных музыкальных программ «Огонёк», а также на съёмках песенных эстрадных конкурсов в Юрмале (ЛатССР).
В 1989 году Сергей окончил Высшие режиссёрские курсы. После чего был режиссёром трансляций концертов популярных отечественных исполнителей и звёзд мировой музыкальной культуры: Монсеррат Кабалье, Тины Тёрнер, Дэвида Боуи, Патрисии Каас и др. Организовывал и проводил прямые трансляции церемоний вручения премий «ТЭФИ», «Ника», фестивалей «Кинотавр», «Славянский базар», конкурсов песни «Евровидение» и других фестивалей, общественно-политических телемарафонов и международных телемостов. Работал на каналах РТР, «ТВ-Центр», «Культура» и других.
А в 1989 году им была создана музыкально-познавательная «Программа “А“», премьера которой состоялась в эфир Первой программы ЦТ 5 февраля. Она специализировалась на необычных и перспективных музыкальных явлениях, альтернативной и некоммерческой музыке. Концепция передачи определялась как «музыка для умных», а её создатели тяготели к жёсткому и бескомпромиссному року.
Правда тогда программа ещё называлась «Новости популярной музыки», 4 её выпуска состояли из трансляций итальянских эстрадных фестивалей в Сан-Ремо, Рива Дель Гарда и Сан-Винсенте. Создатель программы Антипов придумал названия рубрик, начинающиеся на букву «А»: «Акцент», «Альтернатива», «Авангард», «Афиша» и т.п. Так передача и стала «Программой “А“». В создании её выпусков участвовали редакторы Григорий Шестаков, Татьяна Барченкова, Нина Соловьян, Елена Карпова, а также музыкальный критик Артемий Троицкий, представлявший рубрику «Авангард», а позже ещё и конкурс самодеятельных клипов.
Но порой увлечение Антипова буквой «А» доходило до абсурда: в новогоднем выпуске от 1 января 1990 года, из числа советских музыкантов были показаны исполнители и группы, отобранные Сергеем не по музыкальным критериям, а по начальной букве «А» в названии: А-студио, Арсенал, Азия, АТС, Ассоциация, Ариэль, Алла Пугачева, Аут, Автограф, Аттракцион, Адо, Аракс, исключением стал лишь Полад Бюль-Бюль Оглы. А после трансляции в «Программе «А». Новости популярной музыки» фестиваля итальянской песни «Сан-Ремо-90», которую вёл Сергей, в одной из последующих передач было выступление участника фестиваля, итальянского актёра и певца Франческо Сальви, который исполнил песню «А!», ставшую затем заставкой программы.
Позднее добавились рубрики «Ассорти», «Автора!» и «Ad libitum» — концертная часть передачи с «живой» музыкой. Антипов сначала вёл передачу за кадром и лишь после нескольких эфиров появился на экране за режиссёрским пультом в красной рубашке, ставшей талисманом «Программы “А“».
« — «Программа “А"» — программа стёбная?
— Разумеется, стёбная! Кто же будет делать её серьёзно?!
— Стёб направлен в адрес исполнителей, которых вы приглашаете на передачу?
— Трудно сказать, что это стёб. Просто мы не делаем пафосную передачу, с юмором относимся к своей работе, что не означает некое принижение программы» (из интервью С. Антипова «Музыкальной газете»).
Антипов оказался первым, кто предложил зрителям нестандартный и быстро запоминающийся образ ведущего за режиссёрским пультом, самостоятельно запускающего в эфир музыкальные сюжеты. Его авторская, разрывающая советский шаблон, манера ведения передачи в сочетании с необычностью программы быстро сделали передачу культовой. Не являясь ни музыкантом, ни музыкальным критиком и обладая довольно консервативным музыкальным вкусом, Сергей позволил музыке, звучавшей в его эфирах, быть важнее ведущего и совершил тем самым небольшую телевизионную революцию, превратившую его передачу в главный рупор музыкальных контркультурных течений, прорвавшихся к слушателям на излете «перестройки».
Сам же свою работу в кадре режиссёр Антипов считал второстепенной, но для отечественного ТВ ведущий в красной рубашке, вещающий со своего режиссёрского места, был фигурой абсолютно беспрецедентной. Сама эта его форма подачи была таким прорывом, что зрители прощали Сергею совершенно не телевизионную, не «поставленную» манеру ведения, видя в этом напротив, вызов системе. Антипов противоречил всем правилам и привычным схемам подачи музыки на ТВ.
Действительно, где ещё в то время можно было увидеть выступление Андрея «Свина» Панова (подробнее — здесь: «На этой сцене, проделав трюк, Всегда не знаешь, когда каюк!») — эфир 1992 года, или Гражданской Обороны (концерт в ДК «КС», 1994)?
Первая годовщина передачи была отмечена концертом-фестивалем, состоявшимся 30 июня 1990 года в прямом эфире из 2-х студий: телецентра «Останкино» и площадки около Останкинского пруда.
В рамках передачи состоялся и показ концерта 16 мая 1992 года из ДС «Крылья Советов», на котором проводилась презентация пластинки «Всё это рок-н-ролл». В том концерте приняли участие лидеры практически всех наиболее известных на тот момент российских рок-групп: Константин Кинчев (подробнее — здесь: Мы вместе! К юбилею Константина Кинчева), Юрий Шевчук, Александр Ф. Скляр (подробнее — здесь: «Боцман Феликс»), Владимир Шахрин (подробнее — здесь: Пусть всё будет так, как ты захочешь! К юбилею Владимира Шахрина), Вячеслав Бутусов, Сергей Воронов (подробнее — здесь: Русский музыкант, играющий «нерусскую» музыку), Гарик Сукачёв (подробнее — здесь: Брёл, брёл, брёл – и добрёл).
А 25 июня 1994 года «Программа “А“» транслировала с Красной площади юбилейный концерт Машины Времени, посвящённый 25-летию группы, с участием нескольких приглашённых групп, среди которых были Воскресение, Nautilus Pompilius, Агата Кристи, Неприкасаемые, ЧайФ и др.
В живых концертах «Программы “А“» кроме российских артистов и рок-групп участвовали и зарубежные звёзды: Би-Би Кинг, Дэвид Бирн, Рэй Чарльз, Laibach и многие другие.
Программа быстро завоевала авторитет среди музыкантов и поклонников рок-музыки. По выражению журналистов, «Программа “А“» была оплотом и бункером рок-поколения на российском телевидении. Тем не менее, Антипов, готовивший передачи об итальянских фестивалях в 1987-90 гг., сохранил традицию показывать эти фестивали и в 1990-е гг. К примеру, в «Программе “А“» 1995 и 1996 гг. прозвучали несколько песен с фестиваля в Сан-Ремо.
На концерты в прямом ТВ-эфире редакция приглашала только те группы, которые были интересны её сотрудникам, и брать деньги с музыкантов (и, соответственно, показывать за деньги коммерческих музыкантов) категорически отказывалась. Одним из условий было то, что в программе показывались только премьеры видеоклипов, и только удовлетворяющие редакцию по качеству.
«Тут такая вещь. Если что-то мне не нравится категорически, то я работать просто не могу, не могу на кнопочки нажимать. У меня было 2 случая на сборных съёмках (не буду называть имена артистов) — вот не лежала душа и всё!
У режиссёров есть свои профессиональные привычки, кто-то там раз в 5 секунд меняет планы, к примеру. У меня же всё по настроению. Не могу сам проследить, почему здесь идёт быстрее переключение, а здесь — медленнее. Иногда случалось, что аж пальцы замерзали: стоит камера, показывает один общий план, ну нет желания увидеть музыканта разным!.. Поэтому, точно знаю, есть такие исполнители, которых, чтобы каким-либо способом не опозорить, лучше мне не снимать.
Но есть и такие, которых я не понимаю, но меня убеждают редакторы нашего коллектива: «Антипов, ты дурак, ты в этом ничего не смыслишь, это же очень модная группа!».
Есть те, к которым я как бы нейтрален, но стараюсь понять их творчество... А так... 3-5 процентов из того, что мы показываем, я не понимаю» (из интервью С. Антипова «Музыкальной газете»).
А пика своей популярности «Программа “А“» достигла в середине 1990-х гг., выходя уже на канале РТР.
«Сергей был первым редактором музыкальных программ на российском телевидении, который пошёл на то, чтобы записывать живые рок-концерты, пионером телевещания у нас в стране в области российского и зарубежного рок-н-ролла. Он сумел собрать мощную команду единомышленников: в «Программу “А“» пришёл Андрей Пастернак, один из первых звукорежиссёров, который практически с нуля начал озвучивать для телевидения живые рок-концерты, когда ещё никто не знал, как собирать этот звук. С ними работал и Григорий Шестаков, который вместе с Антиповым подбирал артистов, придумывал саму идею программы. Кроме них, на телевидении не было никого, кто мог транслировать рок-концерты, которые снимались преимущественно в Горбушке — культовом месте, где играли не только наши, но и западные рок-артисты» (из интервью Александра Ф. Скляра, лидера рок-группы Ва-Банкъ).
В 1996 году в числе других сотрудников ВГТРК Антипов был награждён медалью «За заслуги перед Отечеством» II степени — за активное участие в становлении компании.
В 1999 году «Программе “А“» исполнилось 10 лет. Юбилей был отмечен большим праздничным концертом. Первое отделение снималось в клубе и носило более «эстрадный» оттенок (хотя, по сложившейся традиции, там тоже все пели живьём). А во 2-ой части была организована прямая трансляция «квартирника» из обычной московской квартиры на Чистых прудах, принадлежавшей Антипову. В нём приняли участие Шевчук, Владимир Шахрин и Владимир Бегунов, Дмитрий Ревякин, Сергей Рыженко (подробнее — здесь: Рыжий, но не клоун), Александр Васильев и Ян Николенко.
После этого «Программу “А“» вновь пригласили на РТР, но эфир был выделен в будни в ночное время, что снизило рейтинги.
И в конце 1990-х гг. программа стала выходить на канале ТВЦ в виде еженедельной передачи «К 10-летию «Программы “А“». И эфир её состоял из архивных «живых» концертов и небольших интервью с их участниками.
А после 2000 года передача стала лишь изредка появляться в эфире канала «Ностальгия», и лишь в виде повторов старых записей, т.е. как таковая была закрыта — конкурировать с коммерческим, набравшим обороты, музыкальным телевидением, ей было сложно, да и у федеральных каналов надобность в такой «отвязной» и странной вещи со временем отпала.
Антипов сильно переживал за судьбу своего детища и практически совсем отошёл от дел.
Правда ТВ-группа «Программы “А“» была причастна также к созданию ряда телепередач для телеканала «Культура»: «ДжазоФрения» — джазовая передача, выходившая с 1998 по 2004 год (последний эфир состоялся 18 июля 2004 года). В 2005 году существовала под названием «Утренняя джазофрения»; ведущий — джазмен Игорь Бутман (подробнее — здесь: Джазмен), ведущий блюзовой страницы передачи — журналист и музыкальный критик Андрей Евдокимов. «Азбука. Говорите по-русски!» — передача, посвящённая проблемам русского языка (выходила с 1998 по 2001 год). И «Азбука Этикета» — цикл миниатюр, продолжение проекта «Азбука. Говорите по-русски!». «Под гитару» — музыкальная передача, посвящённая бардовским песням, исполняемым под гитару. Ведущий — Александр Городницкий (выходила с 2003 по 2008 год). «Булату Окуджаве посвящается… Переделкино — 20» — концерты, организуемые на территории дома-музея Окуджавы (выходила в эфир с 2004 по 2013 год).
Сергей Арьевич Антипов умер 1 февраля 2015 года в Москве на 56-м году жизни. Близкие говорили, что он в последнее время болел, а когда перестал выходить на связь, обеспокоенные друзья вскрыли дверь его квартиры, но было уже поздно...
Прощание и отпевание режиссёра прошло 4 февраля в храме Ризоположения на Донской. Похоронен он на Кунцевском кладбище Москвы.
Семьи у Антипова не было, как он сам говорил: «работа на ТВ автоматически ставит крест на семейной жизни»… Сергей порой по 2-3 суток не выходил из аппаратной, готовя программы…
Награды:
1996 — медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (Указ Президента РФ от 08.05.1996 г. №683 «О награждении государственными наградами Российской Федерации работников Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании») — за активное участие в создании и становлении компании.
P.S. В тексте поста присутствуют ссылки на мой же, внезапно переставший работать аккаунт, прошу не счесть за плагиат.
Источники:
https://nestor.minsk.by/mg/1999/29/mg92901.html
https://vk.com/wall-151002017_1522
https://www.kommersant.ru/doc/2659362
https://krupnov.net/sotovarisi-a/sergej-antipov/
http://metalrus.ru/groups/1276/post-view/26788
https://ed-glezin.livejournal.com/1628595.html?view=comments
17 комментариев
4 месяца назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена4 месяца назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена4 месяца назад
а никто не знает, где найти архив программы "Виниловые джунгли"?
Удалить комментарий?
Удалить Отмена4 месяца назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена