Кола Бельды: главный оленевод советской эстрады и его непростая закулисная жизнь
Эх, как же хотелось зрителям и слушателям промчаться по бескрайним просторам тундры, вдыхая морозный воздух и наслаждаясь простыми красотами, следуя призыву этого славного артиста…
Да и сейчас хочется. Тем более что Кола Бельды – это действительно простой человек, выходец из народа, сумевший, несмотря на сложную судьбу, покорить сердца не только советских, но и слушателей ещё 46 стран мира.
Хотя эстраду Бельды покорял в образе чукчи, в действительности певец по национальности был нанайцем – представителем малочисленной народности Дальнего Востока. Мальчик родился в крошечном селе Муха Хабаровского края 2 мая 1929 года. Детство его нельзя назвать простым и беззаботным. Он рано потерял отца: охотник Иван Владимирович однажды просто не вернулся домой. Не добавлял мальчику уверенности и дефект речи: однажды он заблудился в лесу, и после сильного нервного потрясения начал заикаться.
В соответствии с традициями своего народа, мать оставила ребёнка в семье пропавшего без вести мужа и переехала. Фактически рос и воспитывался паренёк в школе-интернате села Найхин. Когда началась Великая Отечественная война, Коля, как и многие ребята того времени, добавил себе пару лет и сбежал на фронт.
Он стал юнгой Тихоокеанского флота, участвовал в боях по освобождению Кореи. Получил несколько наград, среди которых и орден Отечественной войны II степени.
Здравствуй, музыка
Несмотря на суровое время и испытания, уже в этот промежуток молодой юнга почувствовал в себе тягу к пению. Он активно принимал участие в художественной самодеятельности, экстерном окончил музыкальное училище, одновременно продолжая служить мотористом-дизелистом на тральщике Тихоокеанского флота.
Окончив службу, Кола поступил в Саратовскую государственную консерваторию имени Л. В. Собинова. Талантливого парня заметили видные деятели культуры своего времени – Сергей Михалков и Екатерина Фурцева. Начав выступления с классического исполнения (фортепиано в качестве аккомпанемента, строгий костюм), Кола вскоре преобразился. Пиджак и брюки остались в прошлом, а на сцену артист стал выходить в малице – традиционной одежде оленеводческих народов.
Национальный колорит пришёлся по вкусу не только нашему, но и зрителям десятков других стран, которые очень тепло принимали главного чукчу и оленевода Союза.
Настоящий успех – яркий и головокружительный к исполнителю пришёл после песни «Увезу тебя я в тундру». Именно с ней певец в 1972 году вышел в финал фестиваля «Песня года».
Именно благодаря Бельды образ жителя Севера – в представлении большинства холодного и закрытого раскрылся с совершенно иной стороны и показал, какой открытой и тёплой может быть душа такого человека.
Закат карьеры и тихое счастье
После 80-х карьера певца пошла на спад: новые веяния, новые тенденции. И малица, шаманские песнопения и завораживающий звук варгана уже не нашли отклика в душе представителей новых поколений. Николай Иванович к тому времени овдовел, похоронив вторую супругу. Женился в третий раз (по забавному совпадению девичья фамилия Ольги Александровны была Бельды), покинул Москву и вернулся в родные края – перебрался в Хабаровск.
Несмотря на всесоюзную славу, особых накоплений у пары не было. Они жили в съёмной квартире. Но стеснённые бытовые условия казались мелочью по сравнению со счастьем отцовства, пусть и поздним: в 1991 году у Николая Ивановича, разменявшего уже седьмой десяток, родилась единственная дочь Елена. Но насладиться тихим семейным счастьем в полной мере он не успел. За несколько дней до 1994 года сердце главного оленевода нашей страны перестало биться. Инфаркт случился, когда Бельды вышел в магазин. Обаятельного артиста похоронили на Центральном кладбище города, а одну из улиц нового микрорайона Хабаровска назвали в его честь.
Источник:
33 комментария
3 месяца назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 месяца назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 месяца назад
«В ЯРАНГЕ ГОРИТ ОГОНЬ»
рисованный , 21 мин. 3 сек.
Союзмультфильм, 1956 г.
По мотивам сказок народов севера. VIII МФ для детей и юношества в Венеции, 1956 -- Первая премия; МКФ в рамках VI Международного фестиваля молодежи и студентов, 1957 -- Золотая медаль
режиссер Ольга Ходатаева
сценарист Жанна Витензон
художники-постановщики Леонид Аристов, Виктор Никитин
xудожники Ирина Светлица, К. Малышев, Елена Танненберг, Ирина Троянова
аниматоры Борис Бутаков, Владимир Арбеков, Рената Миренкова, Виктор Лихачев, Вадим Долгих, Р. Маркано, Л. Попов, Кирилл Малянтович, Владимир Данилевич, Владимир Крумин
оператор Николай Воинов, Елена Петрова
композитор Г. Крейтнер
звукорежиссер Николай Прилуцкий
монтажер А. Фирсова
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 месяца назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 месяца назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена