Фильм «Экипаж». Что это? Фильм-катастрофа, бытовая драма или эротика?
Кто только не вмешивался в съемочный процесс первого советского фильма-катастрофы! Высокое киноруководство, лучшая в СССР, она же единственная, авиакомпания, его величество случай и даже лаборанты, занимавшиеся проявкой пленки.
Сделать как в Голливуде! Или даже лучше!
«Пробивать» советский аналог голливудского блокбастера «Аэропорт» режиссеру Митте пришлось достаточно долго. Руководство Госкино «дозрело» к концу 70-х годов с вердиктом: «Конечный результат должен быть лучше американского!» Денег, правда, пожалели. Из запрошенных 1, 5 млн руб. выделили 1, 25 (при бюджете зарубежного фильма в 10 млн $).
Наши самолеты не падают! И, тем более, не взрываются!
Только на таких условиях «Аэрофлот» соглашался на сотрудничество со съемочной группой и разрешал доступ к самолетам и аэропортам. Этот пункт удалось обойти на этапе сценария. Во-первых, все катастрофы перенесли в «неустановленное» африканское государство. Во-вторых, их причиной стало стихийное бедствие.
Еще одной проблемой стал «реквизит». Самолеты ТУ-154 в СССР начали выпускать в 1968 году. В 1978 они даже не достигли уровня эксплуатации, подлежащего капремонту, тем более, списанию.
В Новосибирске нашелся лайнер, у которого на борту произошел пожар от короткого замыкания. Пострадал фюзеляж и салон. Хвостовую часть не успели сдать в металлолом и привезли поездом за счет «Аэрофлота» в Москву. Так провели съемки «ремонта» оборудования в полете. В финальных кадрах этот же реквизит тушили пожарные на московской посадочной полосе.
А вот списанный ТУ-114 нашелся. Его решили использовать для съемок взрыва первого самолета в пострадавшем заграничном аэропорту.
Для салонных эпизодов использовали учебный борт. На нем за несколько лет до того почему-то оказалась разлита ртуть. Самолет почистили и деактивировали, но из пассажирской эксплуатации вывели.
Подбор актеров превратился в страшный сон режиссера. Экипаж мог быть абсолютно другим: Алексей Петренко, Николай Караченцов, Олег Даль, Елена Проклова. Однако у всех звезд нашлись причины и отговорки.
Петренко, огромный и сильный, оказалось, страдал клаустрофобией и категорически отказался сниматься «железных коробках». Пришлось его заменить на Георгия Жженова.
Караченцов и Проклова были уже заняты в театре и других фильмах. Ждать, пока они освободятся, было невозможно. Пришлось вместо Караченцова пригласить Анатолия Васильева.
Новую стюардессу Митта искал долго. В его представлении она должна быть по типажу похожа на Проклову. Ассистент в ЛГИТМИКе нашел Сашу Иванес. Руководство с легкостью отпустило студентку, находившуюся в тот момент на грани исключения из вуза за нарушения дисциплины.
Олег Даль сначала согласился и приступил к работе, но через пару недель отказался из-за очередных проблем с алкоголем. Вместо него пришел Леонид Филатов, одна из звезд «Таганки».
Взяться за такой сложный жанр впервые в стране – и чтобы съемки прошли без сучка и задоринки – так не бывает!
Александра Иванес в кадре соответствовала указаниям режиссера, а за его пределами вела себя, как западная мегазвезда: устраивала истерики по разным поводам, срывала съемки, опаздывала.
Митта уже подумывал: «А не послать ли ее ко всем чертям?» Его удерживала только смета. Уже пришлось переделывать эпизоды, где вначале снимался Даль. Сцены с катастрофами обходились все дороже… Да и новый поиск героини сорвал бы все сроки, а в СССР планировалось на государственном уровне ВСЁ, даже творческие процессы
При этом в главном – эротических эпизодах – Александра вела себя совершенно раскованно, спокойно обнажаясь в кадре.
Вишенкой на торте всех конфликтов стали титры. В период работы актриса вышла замуж и сменила фамилию. Об этом она оператора не предупредила, а в итоге устроила скандал, требуя видеть себя Яковлевой, а не Иванес. Пришлось опять кроить бюджет фильма.
В отличие от партнерши Леонид Филатов, будущий секс-символ Советского Союза, оказался скромным и честным семьянином. Он категорически отказался сниматься голым. В результате его джинсы тщательно прятали под простынями.
Холостяцкую квартиру Скворцова имитировали в павильоне, постельные сцены делали через аквариум с рыбками, чтобы немного закамуфлировать обнаженную героиню. Процесс шел в ночное время. Стеснительный Леня просил, чтобы никто посторонний не мог случайно заглянуть на съемки.
Когда пленка попала на проявку к лаборантам, женщинам в возрасте за…, те оказались в шоке. На «Мосфильме» снимают оргию! Об этом срочно донесли руководству, требовали смыть «порнографию»! Митту вызвали «на ковер». Ему удалось отстоять около пятой части снятого материала, но и его хватило, чтобы придать картине эротический флер.
Еще при написании сценария было решено поделить события по сериям на повседневные и героические, показать, что обычные советские люди с обычными жизненными проблемами могут совершать подвиги.
Коллизии семьи Тимченко из экономии снимали в собственной квартире Георгия Жженова.
В роли маленького провинциального городка, куда приехал влюбленный Ненароков, выступил один из старых районов Ярославля.
Приморский город, куда переехала с новым мужем разведенная Алевтина, – вполне узнаваемая Ялта (аттракционы на центральной набережной, бетонные блоки у порта, маленькие улочки).
Сцену с горящим нефтезаводом снимали в одном из заброшенных крымских карьеров. Макет предприятия делали по схеме настоящего – омского.
Селевые потоки изображал разбавленный водой комбикорм. Несколько тонн дефицитного в СССР продукта директору картины удалось выпросить хитростью. Начальнику производства он объяснил, что для съемок военного кино в захудалом колхозе взяли самых тощих коров, а теперь их – жалко, и надо откормить.
Взрыв и пожар самолета, который по сценарию улетал первым, Митта хотел сделать в натуральную величину. В отстойнике старых самолетов нашли списанный ТУ-114, расчистили площадку, приготовили поджог, разлили несколько тон солярки… НО, ушла какая-то искра, и самолет произвольно загорелся до приезда режиссера.
Приехавший Митта обреченно отдал команду «Мотор!», а больше не мог произнести ни слова. Разгонять в кадре и взрывать пришлось макет. А кадры пожара настоящего лайнера все-таки пригодились: шикарно догорает в течение нескольких секунд именно он.
Взлет самолета в горах «по крайней рулежке» - это тоже использование макета на тросах.
Ремонт руля высоты Ненароковым снимали на хвосте ТУ-154. Упакованный в несколько одежд Анатолий Васильев едва не получил тепловой удар, несмотря на воздействие нескольких ветродуев-вентиляторов, имитирующих полет на большой высоте.
Конец фильма планировался немного мистический: Тимченко получает приказ перегнать самолет, в кабине он встречает фронтовых друзей, садится за штурвал, взлетает, а лайнер тихо пропадает в голубой дымке… Понятно, что главный герой умер.
Руководство «Мосфильма» от такого финала пришло в ужас: в политбюро КПСС одни старики, а тут еще смерть хорошего и достаточно возрастного человека в кадре, в мирное время! Никакие доводы Митты в расчет приняты не были. Пришлось переснимать в оптимистическом ключе.
Итог:
Фильм «Экипаж» посмотрело более 76 миллионов зрителей. Цифра оказалась рекордной для страны. Превзойти ее смогли только «Пираты ХХ века» через год, с рекордом в 120 миллионов проданных билетов.
Источник:
31 комментарий
2 месяца назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 месяца назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена