Пушкин как дуэлянт
Думаю, ни для никого не будет секретом, что одним из самых известных бретеров своего времени было "Солнце русской поэзии". Жизнь такого яркого и известно поэта разобрана чуть ли не по дням, все его рукописи и дневники давно изучены, поэтому такая важная часть его жизнедеятельности как дуэли также хорошо известны.
Обладающий недюженым по своей вспыльчивости и взывоопасности нравом, Александр Сергеевич постоянно попадал в истории, часть из которых хотел разрешить поединком. Всего известно о 30 состоявшихся и потенциальных (несостоявшихся) дуэлей поэта. И если честно, я удивлен, как он вообще смог дотянуть до своих 37, а не погиб раннее.
Хотя стрелком он был отменным и тренировался каждый день по полчаса минимум.
Все дуэли Пушкина разбирать здесь не будем - коснемся лишь некоторых из них. Понятно, что не будем рабирать и последнюю из них. Впрочем, в оправдании Дантеса хочу сказать, что он (и его секундант виконт д’Аршиак) повели себя благородно, дав заменить забившейся снегом пистолет поэта и произвести выстрел. И уж тем более, никакой стальной кирасы на Дантесе не было.
Но вернемся к ранним дуэлям Пушкина. Первая чуть не состоялась, когда Александру Сергеевичу было 17. Причем вызвал он...двоюродного дядю Павла Ганнибала. Повод был в том, что в одной из фигур котильона Павел Исаакович отбил у него девицу Лошакову, в которую, несмотря на ее дурноту и вставные зубы, Александр Сергеевич по уши влюбился. Ганнибал, как человек мудрый, превратил все в шутку и дуэль не состоялась :-) За примерительным ужином Павел Исаакович сочинил экспромт:
Хоть ты, Саша, среди бала
Вызвал Павла Ганнибала;
Но, ей-богу, Ганнибал
Ссорой не подгадит бал!
Павел Исаакович Ганнибал
Дуэли не было,но начало, как говорится, было положено.
А первая настоящая дуэль состоялась уже через 2 года с известным бретером, и не менее известном в будущем декабристом - Кондратием Рылеевым. В Петербурге кто-то пустил слух, что Пушкина высекли в тайной канцелярии. Рылеев имел неосторожность повторить эту сплетню в светской гостиной. Пушкин сделал вызов и они бились. К счастью, без последствий.
К. Рылеев
Интересная дуэль произошла с неким Зубовым, когда поэт наш был выслан в Кишинев. Вот что писал об этом поединке Н. Гербановский, который был свидетелем дуэли: "Понятно, — сказал Пушкин, подходя к 3убову, — мы стреляемся. Я вызов ваш принимаю. Попадете ли вы в меня или не попадете — это для меня равно ничего не значит, но для того, чтобы в вас было больше смелости, предупреждаю: стрелять я в вас совершенно не намерен... Согласны?..» ...Выстрел раздался... пуля пролетела мимо (Пушкина, который не стрелял). Противник уставил глаза на Пушкина, который не переменил своего положения. «Что? — спросил Пушкин, — довольны вы?» 3убов, вместо ответа и не требуя выстрела, бросился к Пушкину с намерением обнять его, но Пушкин, уклоняясь от объятий, сказал: «К чему, это лишнее» — и после этих слов удалился..."
Столь же интересная дуэль была в том же Кишиневе с неким подполковником Старковым. Вот как описывает ее знаменитый В. Даль:
"В Кишиневе стоял пехотный полк, и Пушкин был со многими офицерами в клубе, собрании, где танцевали. Большая часть гостей состояла из жителей, молдаван и молдаванок; надобно заметить, что обычай, в то время особенно, ввел очень вольное обращение с последними. Пушкин пригласил даму на мазурку, захлопал в ладоши и закричал музыке: «Мазурку, мазурку!» Один из офицеров подходит и просит его остановиться, уверяя, что будет плясать вальс. «Ну, — отвечал Пушкин, — вы вальс, а я мазурку», — и сам пустился со своей дамой по зале. Полковой или батальонный командир, кажется, подполковник Старков, по понятиям о чести, считал необходимым стреляться с обидчиком, а как противник Пушкина по танцам не решился на это сам, то начальник принял это дело на себя. Стрелялись в камышах придунайских, на прогалине, через барьер, шагов на восемь, если не на шесть. Старков стрелял первый и дал промах. Тогда Пушкин подошел вплоть к барьеру и, сказав: «Пожалуйте сюда», — подозвал противника, не смевшего от этого отказаться; затем Пушкин, уставив пистолет свой почти в упор в лоб его, спросил: «Довольны ли вы?» Тот отвечал, что доволен. Пушкин выстрелил в поле, снял шляпу и сказал: Подполковник Старков, Слава Богу, здоров. Поединок был кончен, а два стиха эти долго ходили вроде поговорки.."
Ну и под конец еще одна дуэль несостоявшаяся в том же Кишиневе. Кишиневский богач Инглези, имевший красавицу жену, воспылал ревностью к Пушкину. Говорят, что тот был влюблен в нее. Наметилась дуэль. Узнав о ней, генерал Инзов арестовал поэта и посадил его на десять дней гауптвахты. Инглези же, также по инициативе Инзова, был вручен билет с «разрешением выезда за границу». Инглези правильно понял значение этого «подарка» и выехал вместе с женой из Кишинева... Таким образом дуэль расстроилась... вот так писал о событии П. И. Бартенев.
Что в сухом остатке. Несколько дуэлей со стрельбой. Никто из соперников ни разу не был даже ранен. И только сам Пушкин пал от руки Дантеса. Вот такие вот дела...
Источник:
11 комментариев
3 месяца назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 месяца назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена