Как снимали фильм "Человек-амфибия": 14 интересных фактов о фильме
Крым и Севастополь — кладезь не только удивительных кинематографичных пейзажей, но и место рождения множества талантов. Главный герой картины «Человек-амфибия» не просто снимался в Крыму, но ещё и вырос в городе-герое Севастополе.
1. Идея экранизировать научно-фантастический роман Александра Беляева "Человек-амфибия" впервые появилась даже не у нас в стране. Еще в 40-х годах той идеей "загорелись" в США. Но из-за технических сложностей от этой идеи решено было отказаться.
В начале 50-х годов идеей снять фильм "Человек-амфибия" "загорелись" и в СССР. Акиба Гольбурт, Александр Ксенофонтов и Алексей Каплер даже написали сценарий к фильму, но в итоге никто из режиссеров не решился браться за реализацию столь сложного проекта, ведь никто не хотел связываться с подводными съемками. Из-за этого сценарий к фильму пролежал на полке студии "Ленфильм" целых 10 лет.
Режиссер Владимир Чеботарев
Но когда сценарий увидел режиссер Владимир Чеботарев, он решил взяться за этот фильм, несмотря на все технические сложности. Он решил использовать метод разделения кадров. То есть, подводные съемки предполагалось снимать всего по 2 минуты, в течение которых главный герой должен был задерживать дыхание, после чего он должен был подплывать к находящимся рядом аквалангистам, которые держали наготове баллон с кислородом.
Отечественные киночиновники с большим трудом разрешили съемки фильма, так как они считали, что раз их американские коллеги говорят о сложности съемок, то им здесь точно делать нечего. Но благо, съемки были разрешены.
2. Владимир Коренев получил главную роль благодаря ассистенту режиссера, которая увидела его дипломный спектакль "Ночь ошибок". Ей настолько сильно зашла игра и экзотическая внешность Владимира Коренева, что она тут же предложила ему пройти кастинг. В итоге именно Коренев и был утвержден на эту роль, несмотря на то, что до этого он всего один раз появился в кино.
3. На роль Гуттиэре режиссер взял Анастасию Вертинскую, которая уже была известна отечественному зрителю по фильму "Алые паруса". Но самое интересное, что до съемок "Человека-амфибии" Вертинская не умела плавать, поэтому ей пришлось учиться этому с нуля. Особенно сложно ей далась сцена погружения на дно без движения во время нападения акулы.
4. Естественно, нельзя было снимать фильм с подводными сценами без помощи профессионалов. Владимир Чеботарев хотел привлечь к съемкам известного французского аквалангиста Жака Ива Кусто. Более того, режиссер даже связался с Кусто и тот заинтересовался фильмом. Вот только киноруководство отказалось выделять дополнительное финансирование на поездку за рубеж и привлечение европейского специалиста.
В итоге в качестве консультантов режиссер пригласил известного аквалангиста Владлена Кебкало, а также чемпиона СССР по подводному спорту Рэма Стукалова.
5. Для того, чтобы научиться профессионально плавать под водой, Анастасия Вертинская и Владимир Коренев на протяжении нескольких месяцев обучались подводному плаванию в бассейне института физкультуры. В итоге они настолько хорошо научились плавать под водой, что исполняли трюки даже в довольно сложных сценах. А к услугам дублеров обращались лишь в крайних случаях.
6. Для создания костюма Ихтиандра был использован материал, из которого изготавливались женские колготки. Ну а для создания чешуек была использована мелконарезанная на 10000 кусочков кинопленка, которую затем приклеивали к костюму и красили перламутровой краской. В итоге было создано 4 костюма.7. Оператор Эдуард Розовский хотел , чтобы главные герои излучали какой-то особенный взгляд, который отражал бы свет двух стихий - воды и земли. Для этого во время съемки крупных планов оператор ставил возле актеров лампы со специальными сними и зелеными фильтрами, которые подсвечивали глазное дно актеров, усиливая природный цвет глаз.
8. Обычные лампы просто напросто лопались под водой, из-за чего съемки подводных сцен оказывались невозможными. Тогда оператор Эдуард Розовский придумал интересное решение. Вместо стандартных осветительных приборов Розовский решил использовать фары от реактивных самолетов, что стало просто идеальным решением в сложившейся ситуации.
9. Съемки фильма могли закончиться весьма плачевно для Владимира Коренева, сыгравшего роль Ихтиандра. В сцене с привязанным к цепи Ихтиандром один из матросов не уследил за цепью, из-за чего она упала в воду. В итоге привязанный к цепи актер резко пошел на дно. Благо, все обошлось, и актера смогли вовремя вытащить из под воды.10. Все подводные съемки проходили в Черном море, а именно в Крыму. Лишь съемки с нападением акулы снимались в бассейне Каспийского моря. А вот роль аргентинского города Буэнос-Айрес исполнил азербайджанский город Баку.
11. Владимир Коренев рассказывал, что ему было дико холодно во время съемок подводных сцен. Тогда было решено пойти на небольшую хитрость, а именно сшить для него прорезиненную рубашку. В такой рубашке тело довольно быстро согревалось.
Также, из-за того, что актер был довольно худым, ему в костюм помещали кусочки поролона, чтобы сделать его фигуру более нормальной.
12. Из-за того, что вода в Черном море была слишком мутной, а показать красоты подводного мира очень хотелось, киношники пошли на весьма интересный трюк. Перед камерой устанавливался большой аквариум с искусственными водорослями и запущенной в него живой рыбой, и уже сквозь этот аквариум и проходили съемки подводного мира.13. Роль акулы исполнил ассистент комбинированных съемок Олег Николаев. А если быть точнее, он держал пенопластовый плавник акулы, управляя им из под воды.
14. Несмотря на то, что съемки фильма сопровождались большими трудностями, в 1961 году он все же вышел на большие экраны. Вот только критики "окунули" ленту в грязь, назвав ее третьесортным фильмом.
Но у зрителей было свое мнение на этот счет. Кинотеатры просто ломились от наплыва людей, и в итоге за первый год проката ленту посмотрело 65 миллионов человек ,благодаря чему она стала лидером советского проката 1962 года.
А со временем и критики поменяли свое мнение, назвав картину "Человек-амфибия" шедевром. Во многом на это повлиял тот факт, что лента получила награду "Серебряный парус" на фестивале фантастических фильмов в Италии (город Триест).
Источник:
7 комментариев
12 часов назад
>>А со временем и критики поменяли свое мнение, назвав картину "Человек-амфибия" шедевром.
Вот всё, что нужно знать о таком явлении как критика.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 часа назад
Все дело в том, что в одной из подводных сцен «Человека-амфибии», купальник Анастасии Вертинской, игравшей Гутиэре, откровенно просвечивал. Произошло так не по умыслу создателей фильма просто для создания фильма выделили крайне ограниченный бюджет. Купальники приходилось изготавливать из самого дешевого и тонкого материала.
Удивительно, но советские цензоры проморгали эту сцену и она попала в кинотеатры. Может быть, это помогло «Человеку-амфибии» установить рекорд того года?
Когда чиновники спохватились, было уже поздно. Картина была в прокате, так что искромсать ее уже не оставалось возможности. Оставалось только обвинять фильм во всех грехах в том числе в запретном эротизме, который был под жестким запретом в то время.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 часов назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена