Восемь львов, четыре птицы
До Февральской революции в центре Варшавы стоял Памятник семи генералам. Он был установлен в честь офицеров армии Царства Польского, которые во время Ноябрьского восстания 1830 года отказались нарушить данную Императору Николаю I присягу.
29 (17) ноября 1830 года в Варшаве начался мятеж против российской власти. Повстанцы потребовали от шести польских генералов и одного полковника перейти на свою сторону, но офицеры отказались и были растерзаны толпой. Через 11 лет на Саксонской площади Варшавы торжественно открыли монумент, на котором было четыре надписи:
Первая надпись на русском языке, против самого входа на площадь, состоит из букв величиною в четверть аршина и есть следующая: «Полякам, падшим 17 (29) Ноября 1830 года за верность своему Государю.»
Вторая надпись, тоже на русском языке, состоящая из букв меньшего размера, находится с правой стороны памятника и есть следующая: Имена Поляков, падших за верность своему Государю: Генерал от Артиллерии, Сенатор Воевода, Начальник Корпуса Артиллерии и Инженеров, Генерал-Квартирмейстер, исправлявший должность Военного Министра, Граф Маврикий Гауке; Генерал от Инфантерии, Генерал-Адъютант Сенатор Воевода, Начальник пехоты, Граф Станислав Потоцкий; Бригадный Генерал, Генеральный Секретарь Правител. Комиссии Военных Дел, Иосиф Новицкий; Бригадный Генерал, Командир 2-й бригады 2-й Пехотной дивизии, Игнатий Блюммер; Бригадный Генерал, исправлявший должность Начальника Главного Штаба, Тимофей Семионтковский; Бригадный Генерал, состоявший в Штабе Е. И. В. Цесаревича В. К. Константина Павловича, Главноначальствовавшего войсками, Станислав Трембицкий; Начальник Штаба Корпуса Артиллерии и Инженеров, Полковник Филип Мецишевский.
Третья надпись, против Саксонского Сада, начертана на Польском языке и соответствует первой Русской надписи. Наконец, четвертая надпись, по-Польски, находящаяся с левой стороны памятника, соответствует второй Русской надписи.
Монумент был разобран весной 1917 года.
Уроженец Саксонии Мауриций Гауке был немцем, но военную карьеру сделал в Польше, куда его отец перевез семью. Впервые Гауке сражался против русских в 1792 году в чине подпоручика. Затем он был в рядах польских войск в период восстания Костюшко.
Когда во Франции стали создавать польские отряды, которые должны были воевать потв России, Гауке оказался в числе первых добровольцев. В 1798 году он подавлял антибонапартистское восстание в Италии, затем отличился при обороне крепости Мантуя от австрийцев. В 1806-1807 году Мауриций Гауке успешно сражался в главе польских отрядов французской армии против Пруссии. В Варшавском герцогстве он получил чин бригадного генерала. В 1813 году он был комендантом крепости Замосць, и в течение долго времени сдерживал осаду русских войск, капитулировав лишь тогда, когда армии антинаполеоновской коалиции уже вступали на территорию Франции.
Все это не помешало генералу Гауке вступить в армию Царства Польского. И не просто вступить — в 1826 году Маврикий Федорович, как его стали именовать на русский манер, стал военным министром Царства Польского. Свои собственные деньги генерал тратил на строительство новых казарм и больниц, на создание военных школ. Гауке наводил страх на интендантов, сурово карая за хищение продовольствия.
55-летний военачальник в успех нового восстания не верил и предупреждал горячие головы — в погоне за мечтой Польша потеряет все, что имеет сейчас.
29 ноября 1830 года Гауке не испугался отправиться в Краковское предместье, непосредственно к мятежникам. Ему предложили присоединиться к восстанию, но он заявил, что отказываться от присяги русскому царю не будет. «Остановитесь, пока не поздно», — говорил генерал. Потом при осмотре тела медики обнаружат 19 огнестрельных ранений. Генерал Гауке погиб на месте.
В августе 1831 года в руках мятежников окажется вдова генерала, графиня София Гауке. 40-летнюю женщину, многодетную мать (младшей дочери в тот момент было пять лет) убьют как «жену предателя» — ее изрубили саблями, а обезображенное тело повесили.
Маврикий Федорович Гауке приходится прапрадедом герцогу Филиппу Эдинбургскому, супругу королевы Великобритании Елизаветы II.
Генерал Станислав Потоцкий имел карьеру, схожую с карьерой Гауке — сражение с русскими в армии Тадеуша Костюшко, отличия в наполеоновских войнах, в войне Великого Герцогства Варшавского против Австрии. А после поражения Франции Потоцкий вступил в армию Царства Польского, где стал командиром 1-й Пехотной дивизии.
Современники называли его «хорошим поляком и хорошим солдатом», который считал всех соотечественников «своими детьми».
29 ноября 1930 года повстанцы пришли к 54-летнему генералу Потоцкому с предложением примкнуть к восстанию. «Не могу нарушить присягу», — ответил он. Его тут же убили.
Генерал Йозеф Новицкий был старше других. Службу начал еще в 1783 году. В 1788 году в качестве волонтёра принял участие в русско-турецкой войне. В 1791 году в чине капитана кавалерии вернулся в действующую армию Речи Посполитой и в следующем году принимал участие в войне с Россией в защиту польской Конституции 3 мая 1791 года. Во время восстания Костюшко Новицкий дослужился до бригадира. В рядах Великой армии Наполеона он участвовал войне против России. В 1813 году после битвы за Данциг Новицкий попал в плен.
В Царстве Польском бригадный генерал Йозеф Новицкий стал генеральным секретарем Правительственной военной комиссии.
64-летний военачальник в день восстания получил такое же предложение стать одним из военных вождей мятежа. Человек, многие годы отдавший служению Польше, ответил решительным отказом, и с ним безжалостно расправились.
В 1841 году в Варшаве был установлен памятник шести генералам и одному полковнику, не изменившим присяге 29 ноября 1830 года. Архитектором проекта стал итальянец Антонио Корацци, скульптором — Константин Хегель. Надпись на монументе придумал лично Николай I: «Полякам, погибшим в 1830 году за верность своему Монарху».
Он простоял до 1917 года. Даже после оккупации Варшавы германскими войсками в 1915 году немецкое командование не разрешало трогать «Памятник семи генералам». Лишь после падения царизма в России немцы махнули рукой, и поляки оперативно уничтожили раздражавший и памятник.
Тем, кто остался верен присяге в ноябре 1830 года, была уготована горькая участь — о них забыли и в Польше, и в России. Для одних они являлись предателями, а другие стали воспринимать те события как не свою, а чужую историю.
Источник:

15 комментариев
6 дней назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 дней назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 дней назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 дней назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 дней назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 дней назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 дней назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 дней назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 дней назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 дней назад
""В августе 1831 года в руках мятежников окажется вдова генерала, графиня София Гауке. 40-летнюю женщину, многодетную мать (младшей дочери в тот момент было пять лет) убьют как «жену предателя» ее изрубили саблями, а обезображенное тело повесили.""
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 дней назад
По простому - предатели.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена