Сокровища Гималаев
Интерактивный проект «Сокровища Гималаев» начал свою работу в стенах Государственной краевой картинной галереи в среду, 16 октября.
В экспозиции — более 400 экспонатов из Непала, Бутана, Тибета, Индии, Калмыкии, Бурятии, Монголии. Один из залов посвящен археологическим ценностям, найденным при раскопках в Приморском крае.
У всех этих сокровищ нет «дома» — они уже десять лет путешествуют по всей России. Во Владивостоке проект впервые, а после нашего города отправится в Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре и Благовещенск. Устроители выставки — международная общественная организация «Культурное наследие Гималаев», а также ассоциация буддистов Алмазного Пути традиции Карма Кагью.
Первые вещи подарили в собрание частные коллекционеры, потом буддисты стали сами докупать. Как утверждают организаторы, им хотелось показывать не музейные экспонаты, не археологические артефакты, а современную, живую традицию гималайского буддизма (которому привержен ряд регионов России).
Уже на лестнице галереи развешаны разноцветные платочки с добрыми пожеланиями — такие можно встретить в храмах Тибета, Непала или Бутана. Около статуэток Будды уже лежат монетки от посетителей — они символизируют щедрость дающего. А в центре экспозиции — ступа. Так в буддийской традиции называется культовое сооружение, имеющее сферические или полусферические очертания.
«Это — модель первой ступы, построенной в Элисте, в Калмыкии. Еще 15 лет назад в этом буддийском регионе нашей страны не было ни одной ступы. Первая была построена при поддержке Российской ассоциации буддистов в 1998 году, и сейчас по всему региону 40 ступ», — рассказала куратор выставочного проекта «Сокровища Гималаев», создатель коллекции Светлана Беляева.
Говорят, что ступа защищает место, где она установлена. А еще буддисты уверены, что она исполняет желания. Надо только обойти ее вокруг трижды по часовой стрелке — и при этом загадывать желание. Но такое, чтобы оно было полезно не только вам самим, но и окружающим. И в конце желательно добавить: «Пусть это принесет радость и пользу многим существам».
В этом же зале — восемь ступ поменьше, они посвящены событиям из жизни исторического Будды Шакьямуни. Статуэтки вдоль стен изображают разные формы будд.
Один из залов полностью посвящен буддийским артефактам, найденным археологами при раскопках в Приморском крае. Есть здесь вещи декоративного свойства. А есть и предметы культа. Например, ваджра (или в другой транскрипции дорчже) — ритуальное оружие и один из центровых символов буддизма. Она была найдена при раскопках на Краснояровском городище и относится к XII-XIII вв. «В переводе с санскрита это слово означает "алмаз" — именно этот камень Будда 2500 лет назад выбрал символом просветленного ума. Когда учителя дают ученикам поучения, они держат ваджру в правой руке (правая считается стороной мужской активности), а в левой — колокольчик, символ женской мудрости», — поясняет Светлана Беляева.
На стенах — тханка. Это такой особый вид живописи, присущий гималайскому региону. На вертикальных свитках изображены различные будда-формы, сцены из жизни Будды, а также представления буддистов о строении мира. Например, на одной из тханка нарисована мандала — схематическое изображение всего мира и божественной энергии.
«От европейских картин, в первую очередь, тханка отличается тем, как выглядит обрамление. Оно всегда мягкое — чтобы было удобно свернуть его в трубочку и путешествовать, — рассказала художник тханка-живописи и специалист по буддийскому искусству Залина Тогузаева. — Здесь представлены разнообразные техники выполнения тханка. Например, техника аппликации — все изображение вырезается из мельчайших кусочков шелка, каждый из которых особым образом обрабатывается и наклеивается на шелковую основу. Мастеров, которые так работают в наши дни, по пальцам пересчитать. В экспозиции представлены две такие работы, возможно, мы приобретем еще одну. Они очень ценные, это настоящий шелк, золотые нити… А вот авторы неизвестны — в буддийском искусстве, в отличие от европейского, самовыражение не является целью. Главное — передача традиции».
Источник:
10 комментариев
11 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена11 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена11 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Один из главных символов буддистской иконографии, означает силу и твёрдость духа, а также вечность и нерушимость (например, обета), непоколебимость духовной власти, сострадательную мудрость, духовную силу, просвещение, а также человека, которого ничто не может «огранить» или потревожить. Подавляет все злые желания и страсти, неразрушима, но способна разрушить все, даже несокрушимое, является символом порядка, мужского начала и вечности. Она есть также бриллиант, инструмент познания, орудие Слова, интеллекта.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена11 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена