КоКо Шанель неизвестная биография
Коко́ Шане́ль (фр. Coco Chanel, настоящее имя Габриэ́ль Бонёр Шане́ль, фр. Gabrielle Bonheur Chanel; 19 августа 1883, Сомюр — 10 января 1971, Париж) — французский модельер, основавшая модный дом Chanel и оказавшая колоссальное влияние на моду XX века[* 1]. Для стиля Шанель, способствовавшего модернизации женской моды, свойственно заимствование многих элементов традиционного мужского гардероба и следование принципу роскошной простоты (le luxe de la simplicité). Она принесла в женскую моду приталенный жакет и маленькое чёрное платье. Также известна своими фирменными аксессуарами и парфюмерной продукцией.
Знаменитая мадемуазель золотыми буквами вписала свое имя в историю моды. О Коко принято говорить только эпитетами - великая, несравненная, грандиозная, революционная и т. д. и т. п. Но мало кто знает, что, помимо конструирования одежды и создания духов, было у Габриэль Шанель еще одно занятие, приносившее немалые дивиденды. В годы Второй мировой войны Великая мадмуазель работала на нацистов.
Разумеется, модный дом Шанель всячески это отвергает, как и обвинения в антисемитизме, звучащие в адрес мадмуазель. Однако факты - вещь упрямая.
В 1939 году, когда началась Вторая мировая война, Коко закрыла все свои модные салоны. Лишь парфюмерная линия осталась работать: фирме, производящей для Шанель духи, принадлежал контрольный пакет акций. И ее хозяевам - братьям Вертхаймер - не хотелось лишаться доходов. Ну, нет - так нет, - согласилась мадемуазель и покинула Париж. Она обосновалась в Швейцарии, где и планировала переждать ужасы войны. Но отсидеться в стороне не получилось: в 1940 году ее единственный племянник - Андре Паласе - попал в немецкий плен. И любящая тетя, в надежде вызволить молодого человека, обратилась к своему еще довоенному знакомому - барону Гансу Гюнтеру фон Динклаге. Правда, в мирное время импозантный дипломат не распространялся о том факте, что он является полковником вермахта и состоит на службе у шефа политической тайной разведки Вальтера Шелленберга. Он предпочитал вести красивую светскую жизнь и слыл любимцем женщин. Те даже прозвали его Шпатц, что значит «воробушек» - за легкость, с которой он жил, с которой завоевывал самые неприступные сердца. Вот к этому-то 44-летнему Воробушку и обратился 57-летний Цыпленок. С неожиданными, но весьма приятными для себя последствиями: барон не только выхлопотал освобождение для Андре, но и стал любовником мадмуазель. Что и говорить - бонус так бонус!
Конечно, это было не лучшее время, чтобы заводить роман с нацистским офицером. Понимала это и Шанель, но также хорошо она осознавала, что Воробышек - чуть не последний ее шанс. К тому же Великая мадемуазель просто-напросто потеряла голову - барон был весьма привлекателен, образован, интересен, к тому же на тринадцать лет моложе ее. И - что немаловажно - ничем не выдавал своего немецкого происхождения: беседы велись исключительно на английском языке. Тем не менее, даже по-английски Шпатц сумел убедить Шанель, что она должны использовать свои авторитет и влияние для скорейшего окончания войны. Он просто-напросто завербовал ее: в Абвере Великая мадмуазель значилась как агент F-7124 с кодовым именем «Вестминстер» - так эхом отозвался многолетний роман Шанель с герцогом Вестминстерским. Шпатц решил употребить связи своей любовницы для того, чтобы связаться с Черчиллем и убедить его в необходимости тайных англо-германских переговоров о сепаратном мире.
Операцию «Модная шляпа» разрабатывал Шелленберг лично.
Было решено, что проще и надежнее всего договориться о встрече с Черчиллем, действуя через давнего знакомого Шанель - посла Великобритании в Испании сэра Сэмюэла Хоора.
Якобы затем, чтобы возродить «Дом Шанель», Великая мадмуазель отправилась в Мадрид. Но не одна - а в компании своей бывшей манекенщицы Веры Бейт. Последняя понадобилась в качестве дополнительной «приманки» - Вера происходила из старинной английской фамилии, была в родстве с королевской семьей и, что важнее всего, - слыла любимицей Черчилля.
Об истинной цели визита в Испанию Вера узнала уже в Мадриде - Шанель решила, что скрываться дальше просто незачем. Она поведала и об инструкциях, полученных от Шелленберга, а также похвасталась первым успехом на ниве миротворчества: посол принял из ее рук немецкое послание и обещал передать его Черчиллю лично.
Она не учла лишь одного маленького обстоятельства - английская аристократка и бывшая модель давным-давно состояла на службе в «Интеллидженс сервис». Так что на другой же день британская разведка была в курсе всех подробностей «Модной шляпы». Но окончательно дело «провалила» болезнь Черчилля - состояние премьер-министра характеризовалось как критическое и все встречи с ним отменялись.
Пришлось покинуть Мадрид несолоно хлебавши…
Но непривыкшая к поражениям Габриэль не успокоилась. Накануне нового - 1944 года - она отправилась прямиком в Берлин, на прием к Шелленбергу. О чем была их беседа - доподлинно неизвестно. Сама Шанель всегда настаивала, что хотела лишь скорейшего окончания войны, на что и употребила все свое влияние.
осле освобождения Парижа, весной 1945-го Мадмуазель тут же взяли под стражу. У французского «Комитета по чистке» возникли вопросы к Шанель - в основном о ее связи с фон Динклаге (тогда о ее отношениях с Шелленбергом просто не было известно). Тогда-то, оправдывая свою связь с немцем, она и произнесла: «Женщина моего возраста, если ей повезло и она сумела найти любовника, вряд ли станет заглядывать в его паспорт…» И все же в ее адрес прозвучали обвинения в «горизонтальном» коллаборационизме: в те времена сожительство с немцами расценивалось как предательство. За Шанель заступился Черчилль. И потому у Великой Мадемуазель появился выбор - либо эмиграция, либо тюрьма. Она предпочла первый вариант и отправилась в Швейцарию, где с ужасом пережидала следствие и суд по делу Шелленберга. Мало ли что тот мог рассказать?
На ее счастье, немецкий разведчик ни слова не проронил о своих связях с французской модельершей. Ему дали сравнительно небольшой срок - всего шесть лет. Но в 1951 году уже освободили - по состоянию здоровья. И где вы бы думали, он поселился? Правильно, в Швейцарии. По поддельному паспорту он жил рядышком с Шанель - и та полностью содержала его вместе с супругой. Потом, когда иждивенца вычислили, ему пришлось перебраться в Италию - но и там проживание Вальтера Шелленберга оплачивала Мадемуазель.
Покой дорого стоит. Но деньги не являлись проблемой для Шанель - она была очень богатой женщиной. А вот вопрос репутации ее беспокоил всерьез. Сколь бы ни говорила Габриэль: «Мне плевать, что вы обо мне думаете, я вообще не думаю о вас», - своей всемирной славой она дорожила. И потому исправно платила. В итоге умерла богатой и знаменитой - с незапятнанной репутац
1 комментарий
11 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена