Щит и меч
Стремительный сюжет, события подчас развиваются с удивительной быстротой и непредсказуемостью. С такой же скоростью и развивалось советское наступление в 44-ом. Станислав Любшин, который играет Вайса, исполнил роль просто прекрасно, четко выдержал своего персонажа и раскрыл его. За его жизнью в тылу интересно наблюдать, восхищаться его профессионализмом. И все это так не наигранно, как во многих других кинокартинах, а очень достойно и реалистично.
Станислав Андреевич Любшин
По опросу журнала «Советский экран» признан лучшим актёром 1968 года (за роль в фильме «Щит и меч»)
Влади́мир Па́влович Ба́сов (1923—1987) — советский кинорежиссёр, актёр, сценарист. Народный артист СССР (1983). Член ВКП(б) с 1948 года.
Владимир Басов родился 28 июля 1923 года в селе Уразове (в настоящее время — посёлок городского типа в Валуйском районе Белгородской области, Россия). Отец был красным командиром (погиб в 1931 году), поэтому семья часто переезжала из города в город.
В звании старшего лейтенанта был командиром батареи 424 миномётного полка 36 миномётной бригады 28-й артиллерийской дивизии прорыва РГК. 23 февраля 1945 года, во главе штурмовой группы, обеспечил захват опорного пункта немецкой обороны, в бою был тяжело контужен, за свой подвиг награждён Орденом Красной Звезды. Был заместителем начальника оперативного отдела 28-й отдельной артиллерийской дивизии прорыва Резерва СВГК (воинское звание: капитан).
Олег Иванович Янковский родился в городе Джезказган Казахской ССР (ныне Казахстан) 23 февраля 1944 года в семье Ивана Павловича и Марины Ивановны Янковских. Род Янковских имеет белорусские и польские корни.
Отец актёра Ян Янковский (позднее закрепилось имя Иван) до революции 1917 года был гвардейским офицером, штабс-капитаном лейб-гвардии Семёновского полка, в Первую мировую войну награждён орденом Святого Георгия Во время Брусиловского прорыва был тяжело ранен. Служил вместе с Тухачевским, который тоже начинал карьеру в Семёновском полку. В начале 1930-х был арестован, а в 1936 году освобождён. В 1937 году Иван Павлович был снова арестован, — как утверждал сам Олег Янковский, — «погорел» за то, что «был другом Тухачевского». Вскоре освобождён. Во время Великой Отечественной войны работал в тылу — на строительстве в Джезказгане и Ленинабаде. В 1951 году семья перебралась в Саратов, где в 1953 году Иван Павлович скончался (дало знать о себе ранение, полученное в Первую мировую войну).
В кино Олег Янковский попал почти случайно. Саратовский театр драмы находился на гастролях во Львове. Олег зашёл в гостиничный ресторан, чтобы пообедать. В этом же ресторане расположился режиссёр Владимир Басов и члены съёмочной группы будущего киноромана «Щит и меч». Они обсуждали, где найти артиста на роль Генриха Шварцкопфа. Жена Басова, Валентина Титова, заметив за соседним столиком Олега, сказала режиссёру: «вот сидит юноша с типичной арийской внешностью». Басов согласился, что молодой человек подошёл бы идеально, но «он, конечно, какой-нибудь физик или филолог. Где найти артиста с таким умным лицом?». Встретив вновь Олега на Мосфильме и узнав, что он актёр, Наталья Терпсихорова, ассистентка Басова, предложила его кандидатуру режиссёру. Она нашла Олега в саратовском театре и пригласила на пробы. Станислава Любшина, который был уже утверждён на роль разведчика Иоганна Вайса (Александра Белова), вызвали подыгрывать молодому артисту. Олег очень волновался. У него совсем не было опыта в кино, а в театре его опыт состоял из крошечных эпизодов.
После выхода фильмов «Щит и меч» и «Служили два товарища» Янковский стал знаменитым.
Год: 1968
Страна: СССР, Польша, Германия (ГДР)
Режиссер: Владимир Басов
Жанры Фильма: драма, приключения, военный
В ролях снимались: Станислав Любшин Георгий Мартынюк Валентина Титова Наталья Величко Юозас Будрайтис Алексей Глазырин Вацлав Дворжецкий Олег Янковский Кристина Лазар Всеволод Сафонов
Целый ряд «Берлинских» эпизодов фильма снимался именно в Берлине. Где-то в середине 60-х годов руководство ГДР затеяло масштабную реконструкцию города, что потребовало сноса многих старых зданий. Советские, как впрочем и немецкие, кинематографисты очень удачно этим воспользовались. Поэтому полуразрушенные дома вдоль поврежденных набережных каналов, груды дымящихся еще развалин, которые можно увидеть не только в «Щите и мече», но и еще в добром десятке военных фильмов того периода — это настоящие берлинские улицы и настоящие берлинские каналы.
Попасть на премьерные показы было весьма сложно, перед кассами разворачивались бои. Зрители высиживали по две серии подряд, а потом бежали еще на две. За первые дни проката в общей сложности фильм собрал 134,5 миллиона зрителей и вышел на десятое место в рейтинге всех советских кинолент.
Впервые на экране фашисты вообще и офицеры СС в частности были представлены как умные и хитрые соперники. И работа глубоко внедрившегося советского разведчика отнюдь не сводилась к дерзким авантюрам и лихим операциям в тылу врага, а была показана вдумчиво и сосредоточенно.
Две первые серии фильма («Без права быть собой», «Приказано выжить») занимают по посещаемости 8-е место среди отечественных фильмов за всю историю советского кинопроката.
Фильм снимался в 1967-1968 годах, главным образом в Калининграде, Берлине и в Кракове.
Прототипом Йоганна Вайса стал легендарный советский разведчик Александр Пантелеймонович Святогоров (15 декабря 1913 — 22 июня 2008). О знаменитом разведчике написан ряд книг — «Его имя Зорич», «Двойная западня», «Смерть и жизнь рядом», снято несколько документальных фильмов.
По другой версии Вадим Кожевников образ Александра Белова списывал с другого легендарного разведчика — «Рудольфа Абеля» (Вильяма Фишера), на вымышленную фамилию которого якобы намекает имя «Александр Белов»: «Мы договорились с писателем Вадимом Кожевниковым, что он возьмётся за обширный труд о наших разведчиках. Я представил ему Рудольфа Абеля. Героя произведения назвали Александром Беловым, чтобы намекнуть о прообразе Абеля (А. Белов). Первая же глава романа, получившего название „Щит и меч", вызвала у меня и Рудольфа Абеля категорические возражения. Советский разведчик Александр Белов предстал перед читателями как некая модификация Джеймса Бонда, с авантюристическими выходками, безнравственными поступками. Рудольф Абель решительно высказал твёрдое нежелание связывать свое имя с таким героем.»
Из воспоминаний Басова о Янковском: Во Львове, в гостиничном кафе, я обратил внимание на юношу, он сидел за столиком. Сказал ассистенту: вот этот бы отлично подошел на Генриха. Так ведь, наверное, не актер... Оказалось, артист из Саратова, во Львове с театром на гастролях. А в Москве на пробах познакомился с Олегом Янковским - это был он.
Фильм снимался на киностудии «Мосфильм» при участии студии «Дефа» (ГДР) и т/о «Старт» (ПНР) в 1967—1968 годах.
Роль рейхсканцелярии в фильме исполнило здание рейхсминистерства авиации. Многие натурные съемки проходили в Калининграде (по сценарию Вайс из Риги репатриируется в Кёнигсберг).
Роль штаба Абвера в Варшаве исполняет Collegium Maius — старейшее здание Ягеллонского университета в Кракове.
Со слов исполнителя главной роли в фильме Станиславa Любшинa, картина, в своё время, произвела впечатление на Владимира Путинa, и, по словам Путина, повлияла на его решение пойти в разведчики.
«С чего начинается Родина» — широко известная советская песня из кинофильма «Щит и меч». Написана Вениамином Баснером на слова Михаила Матусовского в 1968 году. Звучит за кадром в начале и в конце каждой из 4-х серий. Исполнитель — Марк Бернес
14 комментариев
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена