Польский вопрос
В одном строю на совместном параде Победы в 1945 году
А начиналось всё казалось бы удачно, для бесноватого. Одна, за другой под контроль Германии переходили территории, на которые претендовал Гитлер. Причём абсолютно без проблем для Германии. В результате её территория увеличилась вдвое.
Рост территории Германии в 1933-1939 годах.
А полученный при этом военный потенциал позволял снарядить двух миллионную армию. В чём особенно помогло расчленение Чехословакии. И захвата, в два этапа Чехии. Страну имевшую, договор о союзе с Францией и СССР. Правда, этот договор, предусматривал одновременную помощь двух других сторон третьей. Но Франция отказалась выполнить условия договора. А СССР не имел возможности, это сделать. Хотя и была попытка, в одностороннем порядке. Но и Польша, и Румыния, буквально сателлиты Франции, отказались пропустить советские войска в Чехословакию.
Польская армия производит захват Тешинской Силезии
А Польша приняла непосредственное участие участи в разделе этой страны. После этого Польша рассматривалась Гитлером даже в качестве возможного союзника. Причём между Германией и Польшей был заключён договор сродни тому, что был заключён Молотовым и Риббентропом. Германо-польский пакт о ненападении от 1934 года.
1938 год ещё союзнички.
И если бы не один "пустичёк", то возможно всё было бы иначе. И как грезит польская общественность, польская армия вместе с гитлеровцами прошлась бы совместным парадом по Красной Площади. Совместный победный парад с Красной Армией летом 1945 года эту общественность почему то не устраивает.
1945 год поляки на совместном параде Победы.
Но в этой идиллии камнем преткновения стал Данциг, или как его сейчас называют Гданьск. После первой мировой, город был отторгнут от Германии, но Польше его не передали. Он стал как бы ничейным, "вольным городом", под управлением Лиги Наций. И на который претендовали и Польша и Германия. И Гитлер сделал Польше предложение. Сутью которого был отказ от Данцига и разрешение Германии провести, через "польский коридор", экстерриториальные шоссейную и железные дороги из Германии в Восточную Пруссию. Взамен полякам предлагались территории восточнее и южнее Польши. Поляки отказались. Гитлер перешёл к публичным угрозам, но и тут последовал отказ.
Польское правительство выполняло указания своих иностранных руководителей, предавая свой народ. Они знали, что ни Англия, ни Франция на помощь их стране не придут. И что начнись война с Германией, польская армия будет разгромлена, всего через пару недели. Но "друзьям Польши" было нужно, что бы Германия вышла на границы СССР. Что однозначно должно было привести к столкновению этих двух государств. СССР не признавал оккупацию Польшей Западных областей Украины и Белоруссии (а Румынией соответственно Молдавии). И эти, в случае разгрома Польши и захвата этих земель, претензии автоматически переходили на Германию, и должны были вызвать войну последней с СССР. Англия и Франция решали тем самым свои проблемы. Столкнув своих основных противников. И понимая, что Германия неизбежную в этой ситуации войну с СССР вести не может, а её последствия абсолютно не предсказуемы, Гитлер сделал "ход конём". Предложив Сталину заключить "пакт о не нападении". Ну, или говоря нормальным, человеческим, а не дипломатическим языком, высказаться о намерениях. Причём подписание пакта совпало, с объявлением во Франции мобилизации. Следом мобилизацию объявила Польша. А объявление мобилизации, ещё с времён Первой Мировой войны, реально означает объявление войны. В ответ Германия начала свою мобилизацию. И успев развернуть свои войска раньше, нанесла удар. Так что 1 сентября просто прозвучали первые выстрелы Второй мировой войны. Чуть позже и Франция с Англией вроде бы как присоединилась, к перестрелке. Но только вроде как. Там всё же надеясь, что столкновение Германии и СССР не избежать. И хотя стрелять начали 1 сентября 1939 года Вторая Мировая война началась раньше. Если не с 21 сентября 1938 года, когда произошёл раздел Чехословакии, то уж с началом мобилизации во Франции точно.
Считается что это фотография первого выстрела Второй Мировой Войны. Учебный корабль "Шлезвиг-Гольштейн" (в 1946-1948 годах "Бородино") ведёт огонь по польским позициям в Данциге 1 сентября 1939 года.
И всё пошло так, как и должно было идти. Немцы стремительно продвигались по польской территории. Польские солдаты, мужественно, но абсолютно бессмысленно гибли в котлах и ненужных контратаках. На лишённые авиационного прикрытия польские города и дороги сыпались бомбы. А правители Польши сидели во Львове, пожалуй даже не распаковывая чемоданы. Что бы удобнее было бежать в Румынию. Пока не наступило 17 сентября.
Случайно уцелевший до наших дней один из PZL P.11 — польских истребителей, производившийся фирмой PZL, состоявший на вооружении польских ВВС перед Второй мировой войной.
К этому дну немецкие передовые части подошли ко Львову, Гродно и заняли Брест. И пожалуй именно эти немцы погнали польское правительство в изгнание, а не переход границы нашими частями. Но этим самым немцы вышли на границу территорий которые СССР считал своими, но оккупированными Польшей. В этих условиях РККА перешла границу и начала наступления. Когда начальника оперативного отдела Верховного главнокомандования вооруженными силами Германии генерала Йодлю разбудили и доложили о переходе частями РККА границы, то он первым делом спросил:" Против кого?"
Тот самый генерал Йодль.
Советские части начали не менее стремительное наступление, и уже утром следующего дня встретили передовые части немцев. Вступив местами с ними в бои. Так отряд наших войск, с боем прорвался в блокированный немцами Львов. С боем против немцев. Причём действия и наших и немецких войск прикрывались авиацией. Во Львове наши заставил сдаться польский гарнизон, причём поляки остались с оружием на позициях вокруг города, а наш отряд образовал резерв. И только потом с подходом главных сил РККА наши, заставили отойти немцев западнее Львова. Причём трофеями РККА стали даже несколько единиц немецкой техники.
Одинокий красноармеец конвоирует разоружённых польских солдат.
В результате этих, да и других инцидентов, нашим и немецким войскам было запрещено сближаться ближе 20 километров. А авиации запрещалось пересекать линию своих войск. Вот и получилась такая совпавшая по времени и месту операция, отнюдь не союзных войск. В результате которой СССР вернул захваченные Польшей территории. При этом РККА приближалась к обороняющейся Варшаве. И есть опасения именно из-за того что выйдя на Вислу наши части могли поддержать обороняющихся в Варшаве, гарнизон польской столицы получил приказ сдаться.
Изгнание немцев из Бреста в сентябре 1939 года. Обращаю внимание возле флагштока нет трибуны на которой стояли Гудериан и Кривошеин...
в момент ухода немецких войск из Бреста.
И тут крайне интересна реакция Англии и Франции на операцию наших войск, по освобождению занятых Польшей наших же, да кстати и литовских тоже, территорий. Кстати захват Польшей литовских территорий никогда Лигой Наций, читайте Англией и Францией, не признавался. Но только СССР вернул Литве её столицу. Так вот реакция на эту операцию была вполне благосклонной. СССР не был признан агрессором, ему, не смотря на операцию против союзника, в лице Польши, не объявили войну. И даже не разорвали дипломатические отношения. Так что бы сейчас не уверяли недоброжелатели, но в оценки роли и места СССР в событиях осени 1939 года, надо исходить из их оценки в то время. А не потакать их потугам, обелить истинных виновников развязывания войны.
Парад немцев в Варшаве в 1939 году.
Трофейные польские танки на немецком параде.
Тоже место. Возможно те же танки. Но на параде 1938 года по случаю участия Польши в разделе Чехословакии.
И вот тут очень интересно мнение Черчилля, правда по поводу присоединения к СССР Прибалтики. Не смотря на высказанный официальный протест, в приватных разговорах Черчилль высказал своё глубокое удовлетворение и огромную радость, что это был СССР, а не Германия.
И совершенно не стоит забывать, что операции в Польше. А потом и в Прибалтике, как это не парадоксально, спасли СССР в 1941 году. Расстояние от Бреста, до Смоленска, равно расстоянию от Минска, до Москвы. А от Гродно, до Пскова, равно от Пскова, до Ленинграда. И не будь этого продвижения границы СССР на запад, в 1939 году, то 10 июля 1941 года немцы, по аналогии, вполне могли стоять у стен Москвы и Ленинграда. И как бы тогда пошла дальше Вторая Мировая война не знаю. И загадывать не хочу. Благо истории не известно сослагательное наклонение.
240 комментариев
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить Отмена