ГРУЗ 200 ( одиннадцатый фильм режиссёра Алексея Балабанова)
Действие фильма основано на реальных событиях.
Премьера 14 июня 2007
Сюжет:
Действие происходит летом-осенью 1984-го в двух вымышленных провинциальных городках СССР — Нижнем Волоке и Ленинске. Страной руководит старый и тяжелобольной К. У. Черненко, в разгаре война в Афганистане. До перестройки осталось менее года. Ленинградский профессор научного атеизма Артём по дороге к матери заезжает к своему брату — военкому Михаилу, которому жалуется на нигилизм своего сына и любовь того к тусовкам. Здесь же он знакомится с женихом своей племянницы Лизы — фарцовщиком Валерием.
Валера уговаривает Лизу пойти с ним на дискотеку, но, не имея успеха, отправляется туда один. На дискотеке Валера встречает подругу Лизы, дочь секретаря райкома КПСС Анжелику. Тем временем по дороге в Ленинск «Запорожец» Артёма ломается. В поисках помощи он оказывается на хуторе у самогонщика, бывшего преступника, Алексея. Дорогу к хутору указывает странный молчаливый человек — как впоследствии окажется, капитан милиции Журов. Отрядив наёмного вьетнамца Суньку чинить машину, Алексей принимает гостя, приглашая его выпить водки. У них завязывается спор о Боге и благополучии, в котором Алексей высказывает идею о постройке на своей земле «Города Солнца». Когда автомобиль исправляют, Артём уже с трудом стоит на ногах и вынужден вернуться к брату.
Затем на хутор прибывают Валера с Анжеликой, у которых закончился алкоголь. Парень оставляет спутницу в машине, обещая вскоре вернуться. Одинокую девушку примечает тот же молчащий человек, который пристально разглядывает её сквозь стекло и пропадает в темноте. Напуганная Анжелика спешит за дружком и застаёт его с хозяином сильно выпившими. На её глазах фарцовщик падает на пол без чувств. Разгорячённый Алексей желает заполучить девушку, его супруга Антонина прячет Анжелику за печкой, потом в хлеву и, наконец, запирает в бане.
Суть происходящего понимает Журов и, улучив момент, велит Суньке отпереть баню. Анжелика встречает непрошеных гостей с ружьём в руках, но Журов без сопротивления отнимает оружие. Из него он убивает Суньку, который, увидев домогательства, вступается за девушку. Журов насилует Анжелику горлышком водочной бутылки, лишая ее девственности. Очнувшийся утром Валера видит, как Анжелику забирает Журов, и, дождавшись их отъезда, тут же уезжает сам. По дороге домой Журов из телефонного автомата сообщает, что на хуторе есть труп. Анжелика пытается напугать насильника, то отцом — партийным боссом, то женихом, который служит в Афганистане в составе десантной группы, но тут же срывается и обещает ничего не говорить, если он её отпустит. Журов игнорирует все эти реплики и оставляет Анжелику, прикованную наручниками к изголовью кровати, под надзором матери-алкоголички.
Мать капитана Журова оказывается выжившей из ума, и совершенно не понимает происходящего. Целыми днями она проводит перед телевизором, где вперемешку показывают эстрадных певцов и заседания ЦК КПСС, создавая ощущение счастливой жизни советских граждан. Анжелику она считает невесткой, заботливо предлагает ей пирожки и выпивку. Старушке, которая удивлена неприветливостью «жены», сын объясняет, что девушка не может разлюбить предыдущего жениха-десантника. Мать же предполагает, что дело в импотенции Журова: «Любой бабе нужен мужик!»
Тем временем в город приходит известие о «грузе 200» — из Афганистана прибывают шесть цинковых гробов с телами военнослужащих, среди которых оказывается и жених Анжелики Коля Горбунов. Военком Михаил возмущён отношением к людям, которые отдали жизнь за родину: тела даже некому похоронить из-за сезона отпусков. Он требует подключить к делу милиционеров.
Для захоронения сержанта Горбунова связываются с Журовым, который даёт согласие. Вместе со своими сослуживцами он едет на аэродром, где из грузового самолёта сначала выгружают гробы и сразу же после на него вбегают новые солдаты, готовые к отправке в Афганистан. Гроб с телом жениха Анжелики отвозят на квартиру капитана, где тот вскрывает его вместе с помощником. Со словами «Жених приехал!» он бросает труп на спящую Анжелику. Поняв, что произошло, Анжелика в ужасе отскакивает и заливается на полу слезами.
После этого во главе отряда милиции Журов совершает рейд на квартиру алкоголиков, где пускает в ход табельное оружие против мужчины, пытавшегося с ним спорить. Собутыльнице сообщают, что если она хочет видеть дружка живым, то должна молчать. Раненого алкоголика милиционеры забирают и жестоко избивают в камере. После чего на задержанного оформляют побег из камеры и перевозят его в квартиру капитана. В одной постели с трупом Горбунова алкаш насилует плачущую Анжелику. Затем наблюдавший за этой сценой со стула милиционер убивает его. Матери он с грустью сообщает, что Анжелика, несмотря на все старания, любит десантника.
По делу об убийстве вьетнамца задерживают Алексея. Напоминая ему о некоем старом долге, Журов заставляет Алексея оговорить себя. Артём, увидевший арест на обратном пути, не может остаться в стороне и встречает Антонину у дверей прокураторы. Однако свидетелем он быть отказывается, поскольку это испортит профессорскую репутацию. Заступиться за Алексея некому, и его приговаривают к смертной казни с конфискацией. Впоследствии осуждённого выводят якобы на встречу и в коридоре убивают выстрелом в затылок.
Якобы для поиска Валеры, Журов забирает у родителей Анжелики письма её жениха из Афганистана. Сидя перед кроватью, капитан неспешно зачитывает жертве послания любимого. С голой Анжеликой лежат два мёртвых тела, причём «Груз 200» уже заметно разложился, кругом летает множество мух. Девушка стонет и корчится в страданиях, но маньяк невозмутим.
Жена Алексея выкапывает припрятанное ружьё и отправляется в Ленинск к капитану. Мать Журова невозмутимо встречает её фразой: «Мухи у нас!». Антонина убивает милиционера, Анжелика истерически умоляет отпустить её, но женщина разворачивается и захлопывает дверь. Последние кадры с Анжеликой — сползшая на пол девушка рыдает в окружении трёх трупов.
После случившегося Артём не может успокоиться, пропускает занятия и, наконец, приходит в храм, где изъявляет желание креститься. Валера же на концерте Виктора Цоя знакомится с сыном Артёма, предлагая стать его напарником, и говорит, что наступает время больших заработков. По ленинградской улице они вдвоём уходят вдаль.
В ролях:
Агния Кузнецова
Алексей Полуян
Леонид Громов
Алексей Серебряков
Леонид Бичевин
Наталья Акимова
Юрий Степанов
Михаил Скрябин
Сергей Александров
Валентина Андрюков
Факты о фильме:
Главные роли писались специально под Евгения Миронова и Сергея Маковецкого. Оба актера отказались после прочтения сценария. Сергей Маковецкий посоветовал режиссеру картины Алексею Балабанову вообще отказаться от съемок этого фильма.
В конце фильма и в титрах звучит песня «Время есть, а денег нет» группы «Кино». Причём, в кадре группа (изображаемая актёрами) показана выступающей на сцене, но за кадром звучит студийная версия песни 1982 года.
Съёмки картины проходили в Ленинградской области - в окрестностях Выборга и в Череповце. Кроме того, часть материала пришлось отснять в студийных павильонах Санкт-Петербурга.
Двумя основными песнями, несколько раз звучащими в фильме, являются Ариэль (ВИА) — В краю магнолий и Юрий Лоза — Плот
Награды
Кинонаграды «MTV-Россия», 2008 год
Номинации (2):
Лучший злодей (Алексей Полуян)
Самая зрелищная сцена — «Сцена в спальне капитана Журова: на кровати лежат несколько покойников и рыдающая пленница»
Ника, 2008 год
Номинации (4):
Лучший фильм
Лучшая мужская роль второго плана (Алексей Серебряков)
Лучший режиссер (Алексей Балабанов)
Лучший звук
Кинотавр, 2007 год
Победитель (1):
Приз Гильдии киноведов и кинокритиков
Номинации (1):
Главный приз
Источник:
26 комментариев
10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена