10 кораблей, которые потрясли мир. Часть вторая.
Унифицированное семейство боевых кораблей, оснащенных боевой информационной системой "Иджис". Всего 62 эскадренных эсминца в составе ВМС США, шесть в составе ВМС самообороны Японии ("Атаго" и "Конго"), три в составе ВМС Южной Кореи ("Кинг Сёджен"), пять в составе ВМС
Испании ("Альваро де Басан"), пять в составе ВМС Норвегии ("Фритьоф Нансен"), в ближайшей перспективе — еще три эсминца в составе ВМС Австралии (тип "Хобарт"). Даже без учета многочисленных копий и аналогов американских эсминцев, в обозримой перспективе ни одно из государств мира не сможет побить рекорд крупносерийного строительства "Берков".
Ситуация с Иджис-эсминцами грозит выйти из-под контроля. Несмотря на запредельное количество построенных кораблей, их строительство все еще продолжается. В ноябре 2013 г. был заложен "Джон Финн" — 63-й по счету эсминец для ВМС США. Впереди заказ на девять таких кораблей. С начала 2020 гг., когда первые из построенных Иджис-эсминцев уже покинут состав флота, в серию пойдут Flight III — эсминцы третьей подсерии, чье строительство продолжится до 2031 года. Планируется, что эскадры этих кораблей будут бороздить океан как минимум до 2070 года.
Успех такого долголетия определен рядом причин:
— БИУС "Иджис" ("Эгида"), объединившая в единую сеть все системы вооружений, средства обнаружения, навигации и борьбы за живучесть корабля — вплоть до автоматического закрытия дверей в аварийном помещении с целью предотвращения дальнейшего распространения огня (воды). Автоматизированный корабль-робот, способный одновременно вести бой с десятками надводных, подводных и воздушных противников. Самостоятельно принимающий решения и обменивающийся информацией с себе подобными;
— могучий радиолокатор AN/SPY-1 с пиковой мощностью излучения 6 мегаватт. В результате маленький эсминец оказался способен контролировать космические высоты;
— универсальная пусковая установка Mk.41 — 90 шахт для хранения и запуска любых ракет из арсенала ВМС США (за исключением флотских МБР).
Имеются и недостатки. Как и любой современный корабль, суперэсминец полностью выводится из строя взрывом мешка с тротилом (подрыв USS Cole), демонстрируя живучесть на уровне консервной банки. Вся надежда лишь на активные системы обороны, которые также не блещут совершенством. "Берк" ловко швыряет "Томагавки" по целям в иракской пустыне и поражает объекты на низкой околоземной орбите, но в силу своих конструктивных недостатков не способен эффективно защитить себя атак от современных ПКР. Силовая установка прошлого века, архаичные средства управления зенитным огнем… Несмотря на непрерывную эволюцию, "Беркам" все сложнее находиться в авангарде прогресса, конкурируя с современным эсминцам других государств.
Так или иначе, эсминцы типа "Берк" являются примером предельно стандартизированной конструкции и образцом крупносерийного строительства. Самый многочисленный в истории тип боевого корабля водоизмещением свыше 5000 тонн!
5 место - "убийца авианосцев" Проект 1144 "Орлан".
Доктрина строительства советского ВМФ с конца 60-х годов неразрывно связана с именем его главнокомандующего – адмирала Сергея Горшкова. Автор программной книги «Морская мощь государства», внимательно изучавшейся в академиях ВМС всех крупных держав мира, оценив невеселые перспективы гонки военно-морских вооружений со всем «агрессивным блоком НАТО» и Китаем в придачу, принял и пробил на самом верху решение об «асимметричном ответе» – построении флота вокруг противоавианосной компоненты.
Одним из «асимметричных ответов» были тяжелые атомные ракетные крейсера (ТАРКр) проекта 1144 «Орлан». Крупный корабль – носитель тяжелых противокорабельных ракет П-700 «Гранит» должен был стать одним из стержневых элементов противоавианосных сил ВМФ СССР наряду с подводными лодками проекта 949/949А, использовавшими те же ракеты, и морской ракетоносной авиацией (бомбардировщиками Ту-22М с комплексом Х-22 «Буря»). Советский Союз в 70-х годах считал, что мог себе позволить создание дорогого узкоспециального инструмента, «заточенного» под борьбу со злейшими морскими врагами континентальной империи – авианосными ударными группами ВМС США.
В качестве итогового варианта проекта получился тяжелый корабль водоизмещением 25 тысяч тонн с двумя ядерными реакторами и развитой системой ракетного вооружения. 20 противокорабельных ракет П-700 «Гранит», 24 пусковые для зенитных ракет дальнего действия С-300Ф «Форт», ракетные и артиллерийские комплексы ПВО ближней и средней зоны (сейчас это ЗРК «Кинжал» и ЗРАК «Кортик»). Внушительным был и комплекс ПЛО: в дополнение к ракетам «Водопад» и реактивным бомбометам РБУ-1000 «Смерч-3» на корабле установили ракетный комплекс противоторпедной защиты «Удав-1М».
Фактически корабль нес на себе эшелонированную систему самообороны для одного-единственного наступательного боевого средства – тяжелых ПКР. Тем не менее специалисты ВМФ в один голос говорили: успешное тактическое применение крейсеров возможно только в составе корабельных ударных групп «при обеспечении должной боевой устойчивости», что прямо указывало на недостаточную живучесть этих кораблей в условиях современной морской войны.
В итоге проект 1144 стал чем-то напоминать линейные крейсера начала ХХ века: тяжеловооруженные, но сравнительно уязвимые. И это несмотря на специально предусмотренное размещение локальных элементов надводной конструктивной защиты. Защита ключевых объемов корабля появилась на отечественном флоте впервые после периода отказа от всяческой брони, начавшегося с конца 50-х годов после бравурных рапортов об «абсолютной» силе ПКР, сделанных на основе обстрела ракетами типа КСЩ бронированных отсеков недостроенного тяжелого крейсера проекта 82 «Сталинград».
Важной особенностью главной энергоустановки крейсеров типа «Киров» стало то, что наряду с атомной имелась и резервная энергоустановка – на базе двух паровых котлов. Участники тех событий утверждают, что на одном из совещаний по вопросам разработки крейсера проекта 1144 тогдашний Главнокомандующий ВМФ Сергей Горшков спросил собравшихся: «А вы представляете, что будет, если в каком-нибудь Южно-Китайском море «полетят» сразу оба ядерных реактора? Какой это будет удар по престижу советского флота?» Результатом совещания и стало решение установить на крейсер резервную неядерную энергоустановку, способную обеспечить ему ход 17 узлов.
Также считается, что «Киров» и его систер-шипы должны были использоваться в качестве ядра для формирования корабельных поисково-ударных групп либо же создавать костяк сил охранения авианосных групп, формируемых на базе атомных авианосцев типа «Ульяновск». В состав этих групп также мог бы входить и атомный разведывательный корабль типа «Урал» с системой «Коралл».
Впрочем, до распада Советского Союза удалось построить только три «Орлана» – четвертый вошел в боевой состав флота лишь в 1998 году. Атомный БРЗК «Урал» давно уже ржавеет на Дальнем Востоке – в сентябре с.г. объявлен тендер на его утилизацию стоимостью около 1,2 млрд руб. Что же касается атомного авианосца «Ульяновск», то его в 1992 году, «в младенческом возрасте» убили охочие до легких денег украинские судостроители (обещанных заказов они, кстати, тогда так и не получили).
Во время визитов в Северную столицу боевых кораблей зарубежных флотов от ВВМУ им. М.В. Фрунзе назначались офицеры связи. Один из таких офицеров, находившийся в октябре 1994 года на борту эсминца УРО «Глазго», ветерана боев за Фолкленды, сопровождавшего королевскую яхту «Британия» во время ее захода в Санкт-Петербург (яхта и эсминец обеспечивали государственный визит в Россию королевы Елизаветы II), рассказал о следующем примечательном эпизоде.
Во время прохода эсминца мимо стоявшего у достроечной набережной завода «Петра Великого» один из британских офицеров обратился к российскому коллеге:
– Вы же говорите, что в российском флоте нет линкоров…
– Да. Сейчас нет, – не совсем понимая суть вопроса, ответил наш офицер.
– А это что тогда такое? – с некоторой долей сарказма парировал британец, указывая на проплывающий мимо гигантский корабль.
– Это? Это ракетный крейсер.
– Крейсер?! – настала очередь удивляться офицеру флота ее величества. – Каким же тогда у вас был бы линкор?..
Создание крейсеров проекта 1144 явилось не только и не столько ответом на вызов, брошенный США, как это было в случае с другими советскими военными программами, сколько объективной необходимостью. Как тогда казалось, отечественному ВМФ остро требовался корабль, способный неограниченное время – в пределах, конечно, своей автономности – осуществлять поиск, обнаружение и слежение за вражескими ПЛАРБ в любых районах Мирового океана, а также обладающий достаточным боевым потенциалом для уничтожения крупных отрядов боевых кораблей и авианосных групп потенциального противника.
Причем в конечном счете «Орлан» из узкоспециализированного корабля трансформировался в многоцелевой, став, по существу, первым отечественным кораблем, способным одинаково эффективно решать задачи борьбы с подлодками, надводными кораблями и средствами воздушного нападения противника. Государственной премии за проект 1144 были удостоены сразу пять конструкторов Северного ПКБ, не обошли высокие награды и первого командира корабля, и многих принимавших участие в его испытаниях моряков, и представителей промышленности.
4 место — атомные авианосцы " Энтерпрайз" и тип "Нимиц".
Самые большие, дорогие и самые бестолковые участники сегодняшнего обзора. Реликтовый класс кораблей, утративший боевую ценность с развитием реактивной авиации. Их техническая сложность запредельна. Эффективность (затраты/результат) чрезвычайно низка.
"Энтерпрайз"
Более полувека назад, в 1960 году, на воду был спущено судно CVN-65 Enterprise, которое до сих пор остается самым длинным военным кораблем всех времен - 342 метра! Также "Большой Э" стал первым в мире атомным авианосцем, а экипаж у этого здоровяка составлял немногим меньше 5000 человек. Всего планировалось создать 6 таких кораблей, но и выпуск первого "Энтерпрайза", который обошелся в 451 миллион долларов, пошатнул экономику США, поэтому от остальных кораблей в проекте отказались.
Авианосец всегда позиционировался как вершина военно-морского развития страны и принимал участие во всех конфликтах и войнах "звездно-полосатых". От Карибского кризиса до Вьетнамской войны, от противоборства Северной и Южной Кореи до Югославии и Ирака. Не обходили стороной его и неприятные происшествия, 14 января 1969 года из-за небрежности экипажа самопроизвольно взорвалась ракета на одном из самолетов "Фантом". Последующий пожар уничтожил еще 15 истребителей, погибло 27 человек, 349 были ранены. Всего же за 52 года на авианосце прошли службу более 100 000 человек.
Корабль был списан в 2012 году, а к 2015 году его закончат разбирать на металлолом, несмотря на многочисленные протесты бывших моряков, которые уговаривали правительство сделать из легендарного судна плавучий музей.
"Нимиц"
Этот американский Гулливер назван в честь Честера У. Нимица, главнокомандующего тихоокеанским флотом США во время Второй мировой войны. Авианосец "Нимиц" был заложен еще в далеком 1968 году и стал одним из первых кораблей такого типа с ядерной силовой установкой. Участвовал в печально известной провальной спецоперации "Орлиный коготь" в 1980 году. В мае 1981 года на борту произошел инцидент: садящийся истребитель "Проулер" разбился, погибло 14 человек, а около 50 было ранено.
Авианосец обладает гигантскими размерами - 332 метра в длину и водоизмещением почти в 100 000 тонн. Но эти цифры не принесли ему успеха в 2008 году, когда два российских Ту-95МС в рамках тренировочного полета подразнили "плавучую крепость". Один из них пролетел на высоте всего лишь в 600 метров над "Нимицом" и даже поднятые вверх по тревоге истребители F/A-18 не смутили наших летчиков.
Ни один из 10 "Нимицев" не имеет сколько-нибудь достойной боевой истории. И это при том, что за всё время их существования Пентагон "вляпался" во множество военных конфликтов, где активно применялся американский флот. "Нимицы" малополезны в локальных войнах за нефть, где всё решают полноценные ВВС. И стоит заметить, что ни сейчас, ни в годы холодной войны, ни в обозримом будущем не возникнет ситуации, когда бы появилась хоть какая-то возможность применить этих гигантов по прямому назначению — в отрыве от авиации наземного базирования. Высадка пришельцев на острове Пасхи — второсортный сюжет для Голливуда (а-ля "Бэттлшип"), но никак не повод для написания доктрины современных ВМС.
Впрочем, повод все же есть — промышленное и военное лобби, рабочие места, приверженность традициям, а также запредельная крутизна таких "плавучих аэродромов". С военной точки зрения, "Нимицы" не отрабатывают и 1% вложенных в них средств. Но с точки зрения СМИ — это настоящие медийные бомбы, заставляющие трепетать весь мир. "100 тысяч тонн дипломатии", "главные агрессоры" — и прочие забавные картинки, переполняющие экраны телевизоров по всему миру. Ведь мало кто из обывателей догадывается, что даже у 10 "Нимицев" не хватило бы сил для нападения хотя бы на такую страну, как Ирак.
В итоге мы имеем красивые, но совершенно бесполезные и неэффективные корабли. Победа техники над здравым смыслом. Тем не менее, 10 левиафанов, по 100 тыс. тонн каждый, внушают тревогу и уважение к их создателем. У тех, что смогли построить ТАКУЮ эскадру, есть и другие, гораздо более страшные и смертоносные средства для ведения войны на море.
5 комментариев
10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена