Быль и легенды о «Киевском торте»
Чтобы удовлетворить возрастающий спрос на продукт, фабрике им.Карла Маркса приходилось даже передавать рецепт киевским хлебзаводам, но никогда — в другие города. То, что киевский торт можно было купить только в Киеве, лишь подогревало к нему интерес гостей столицы, ведь это лишь усиливало «эксклюзивность марки»…
Легенда гласит, что Киевский торт был изобретен по ошибке. Яичный белок для совершенно другого рецепта забыли и не поставили в холодильник. В результате из того, во что превратилась яичная пена, соорудили торт.
С момента появления в продаже «Киевского торта» он стал самым желанным сувениром из столицы Украины, а поезд Киев – Москва остроумцы окрестили «тортовозом».
В советские времена в свободной продаже желанный тортик появлялся крайне редко. Обычно его доставали всеми праведными, а чаще – неправедными путями, давая взятки в магазинах либо отстаивая огромные очереди. Ведь с помощью подарка в виде «Киевского торта» в столице Советского Союза тогда можно было решить множество проблем.
Сладкая валюта
Руководитель популярнейшего ансамбля «Кобза» Евгений Коваленко вспоминает:
«Мы в рейтинговых новогодних программах на Центральном телевидении всегда были желанными гостями, как лучшие исполнители щедривок и колядок. Что касается других передач, то “Кобза” часто выступала в “Шире круг” и “Споемте, друзья!”.
На то время, чтобы отсняться в популярной программе, было достаточно приехать в Москву с “Киевским тортом” и горилкой. Иными словами, отделаться легким испугом. Более того, нам еще любезно дорогу домой оплачивали».
Федор Баландин, ресторатор, владелец кнайп-клуба «Купидон» в Киеве, рассказывает:
«В серости советских будней вас могли заметить по ручной клади – круглой белой коробке с зелененьким орнаментом, перетянутой бумажной веревочкой в десять колец. Трофей! Тетя Маша из “Хлеба”, Шурочка из ЦГ (Центральный гастроном. – Прим. авт.) или Галина Петровна из “Украинских сладостей” держали под прилавком товары повышенного спроса для участкового, ОБХСС, стоматолога, парикмахера и просто на всякий случай. И почетнейшее место среди них занимал “Киевский торт”. Хлебокомбинатовский – попроще и “карламарловский” – штучный раритет с личным клеймом мастера, как с медалью “За взятие Берлина”.
И ведь брал наш торт города! Открывал любые кабинеты по всему СССР! Замороженный и завернутый в верблюжье одеяло пересекал границы и был в центре внимания за любым столом. “Родственники” (смежники, подрядчики, коллеги, сослуживцы и т.д.) передали из Киева! В 7 утра встречали на вокзале! Проводник отдавать не хотел! Угощайтесь! Кусочек с желейкой “самый вкусный…”
Я впервые попробовал “Киевский” по счастливой случайности. Мама достала два по величайшему блату. Один “уходил” за мою путевку в пионерлагерь, а второй вечером собирался на вокзал для родственников в Москву. Но не добрался: из-за моего неловкого движения торт выпал из холодильника и застыл на боку.
Детская удача! Крем прилип к крышке – вида нет! Я, семилетний, и моя семидесятилетняя бабуля ели его впервые. Мама от мародерства отказалась. Торт запомнился обилием масла и приятным безе с орехами в коржах».
В интервью журналисту Дмитрию Гордону ректор Киевского национального университета культуры и искусств Михаил Поплавский рассказывал о своем продуктовом бизнесе, и, конечно, последовал вопрос о «Киевском торте»:
«Ходоков с таким набором (имеются в виду украинская колбаса, украинская водка с перцем и «Киевский торт». – Прим. авт.) в самых высоких кабинетах как родных принимали, и, естественно, все вопросы решались…»
Завмаг киевского универсама №114 Лидия Сущенко в объяснительной записке в правоохранительные органы, датированной 20 ноября 1991 года, признавалась:
«…Представившись доверенным лицом министра внутренних дел, Ляшко попросил продать ему три килограмма сырокопченой колбасы, пояснив, что Василишин якобы завтра возвращается из командировки и дал ему поручение приобрести к его приезду колбасу, три килограмма сливочного масла и четыре “Киевских торта”…»
Подарок из Киева
«Киевский торт» регулярно доставляли в Кремль специально для Генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева и министра иностранных дел СССР Андрея Громыко, обожавших этот продукт. Кондитер фабрики имени Карла Маркса, та самая Надежда Черногор, в 1976 году, к 70-летию Леонида Ильича, по заказу ЦК Украины испекла трехъярусный торт по рецептуре «Киевского», который состоял из 70 разных кусков и весил больше 5 килограммов.
Троюродная тетя Владимира Высоцкого – Людмила Леоновна Высоцкая – жаловалась:
«Как-то Семен (отец Владимира) позвонил, мол, внук Никита (сын Высоцкого) в Киеве, завтра будет в Москве, назвал номер поезда и вагона. Я купила “Киевский торт”, поехала на вокзал. Вручила ему. Хоть бы спасибо сказал, слово произнес. Ничего!»
Директор запорожского цирка Станислав Краве вспоминает:
«Когда у Натальи (популярнейшей актрисы Варлей. – Прим. авт.) был концерт в Киеве, я приехал к ней. Помню, подарил Наталье “Киевский торт”, шматок сала и говорю: “Мамочка, еще бутылочку водки сама прикупишь, и можно спокойно ехать домой в Москву”».
Илья Лагутенко, лидер группы «Мумий Тролль», рассказывает:
«С Киевом связаны стереотипы, что оттуда привозить. Мальчики у нас сало везут. Они считают, что в других городах оно плохое. Раньше еще торт по-киевски возили. Я уже давно торты не вожу. Но у меня есть друзья, родственники, которые просят привезти им “Киевский торт”».
Юморист Сергей Дроботенко делится воспоминаниями:
«В Киеве я однажды уже выступал, это было в октябре 2004-го. Концерт был, кажется, в Доме офицеров, и мне после концерта подарили знаменитый “Киевский торт”. Я говорю: “Помнится, раньше, в советские времена, это был страшный дефицит, его было не достать, а сейчас?” На что мне сказали: “Та сейчас их – хоть *** ешь!” И что вы думаете – в поезде я нечаянно сел на коробку с тортом!.. Так что люди были правы…»
Торт, да не тот…
Коренные киевляне уверены: нынешний «Киевский торт» сохранил только название, но утратил вкусовые качества. Ведь изначально в его рецептуру входили настоящие орехи кешью. В середине 50-х годов крепла дружба СССР и Индии, и эти орехи закупались для нашей страны в больших количествах.
Со временем льготные индийские поставки прекратились, и кешью стали обходиться слишком дорого. Вот тогда-то их в «Киевском торте» заменили фундуком. Но и он, в свою очередь, тоже оказался хлебобулочным комбинатам не по карману, и они стали использовать более дешевый арахис.
Руководство кондитерской фабрики имени Карла Маркса долго держало марку: там не использовали арахис и, несмотря на кризисы, производили торт только с лесным орехом.
Яичный крем, по требованию санитарной службы, заменили на более тяжелый сливочно-масляный. Но и его в тяжелые перестроечные годы стали разбавлять дешевыми растительными жирами. А вместо традиционных цукатов поверхность торта стали украшать желе.
Под лозунгом «Экономика должна быть экономной» в 1970-1980-е годы какао-порошок заменили тертой какаовеллой (шелухой какао-бобов). Кондитеры попытались экспериментировать с курагой, но после жалоб потребителей от нее быстро отказались.
Изменения коснулись и дизайна упаковки: вместо знаковой для старшего поколения эмблемы города – пешеходного моста, ведущего с Подола на Труханов остров, – появились листья каштанов.
Сегодня под брендом «Киевский торт» работает множество хлебокомбинатов столицы Украины, и купить его можно практически в каждом супермаркете.
Наталья Воронцова-Юрьева в статье «Советский гастроном» совершенно справедливо пишет:
«В 1960-х торт “Киевский” стоил 3 руб. 30 коп. С нынешней отравой не сравнить. За “Киевским” выстраивались очереди, а наслаждение он дарил поистине неземное. По великолепию вкуса его можно сравнить разве что с тортом “Птичье молоко”, который появился в 1970-х и продавался в Москве в кулинарии ресторана “Прага” на Арбате».
Источник:
42 комментария
10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить Отмена