“Северный сфинкс”
Мы говорим «петербургские сфинксы» — подразумеваем египетские изваяния у Благовещенского моста. Они на первом месте по старшинству, по художественной ценности и просто по красоте.
Они идеально вписались в ландшафт, и никому не кажется странным, что одной из эмблем северного русского города стало лицо фараона Аменхотепа III, умершего три с половиной тысячи лет назад. Сфинксы в двойных коронах Верхнего и Нижнего Египта стерегли его святилище в Фивах, постепенно погружаясь в песок, откуда их раскопал в начале XIX века греческий археолог Атанасис.
Британский консул перевез статуи в Александрию, где почти продал их французскому египтологу Шампольону, однако сделка не состоялась, и сфинксов перекупил для российской казны Андрей Николаевич Муравьев — офицер, дипломат и духовный писатель, «благочестивый юноша», совершавший паломничество по святым местам. Потом сфинксы, помещенные в специальные клетки, целый год плыли из Александрии в Петербург на корабле «Добрая надежда», потом еще два года стояли в саду Академии художеств. Наконец, в 1832-м, они заняли место, на котором и остаются неполных двести лет. Недолго, если учесть, что они пережили пророка Моисея. Большую часть своей русской жизни сфинксы охраняли вполне рабочий грузовой спуск к воде.
Неудивительно, что древние полузвери с бесстрастными лицами окружены множеством легенд и мистических спекуляций. Традиционный титул фараона «властелин обоих царств» из памятной надписи на пьедестале называют пророчеством о переезде в новую империю. Отбитые еще на родине фараоновы бородки объясняют и роковым падением при транспортировке, и вредительством обезумевших сторожей. Взгляду сфинкса вообще приписывают способность сводить людей с ума, в том числе на политической почве: в 1938 году комсомолец из Ленгорстройтреста гонял членов своей бригады по набережной пескоструем и ругал товарища Сталина, а в НКВД объяснил эту феерию внушением египетского идола.
Еще говорят, что сфинксы, издревле связанные с Нилом, смягчили характер Невы. Самая правдоподобная из легенд — о том, что рядом со сфинксами всплывают утопленники — скорей всего, имеет рациональное гидрологическое объяснение. Зловещие сказки развеивает неопровержимый факт: этот отрезок набережной — исключительно приятное и умиротворяющее место в любую погоду и любое время.
Белые ночи — время, когда вечерняя заря сходится с утренней и всю ночь длятся сумерки. Это время химер: в сумерки открывается щель между мирами. Сфинксы, сумеречные создания, — как раз для Петербурга, который теплеет и оживает в белые ночи.
Сфинксов решили установить на набережной Невы перед зданием Академии художеств. Для этого по проекту архитектора Тона начали сооружать специальную гранитную пристань, и пока шли строительные работы, скульптуры почти два года простояли во дворе Академии. В 1834 году пристань была готова, сфинксы заняли свои места на высоких гранитных постаментах по обе ее стороны. Набережная Невы у Академии художеств. 1835 г.
Андрей Николаевич Муравьёв. Изваяния, созданные скульпторами древности, произвели на него столь сильное впечатление, что он незамедлительно отправил российскому послу письмо, с вложенным изображением сфинксов, в котором предлагает приобрести их. Из посольства письмо путешественника отправилось в Петербург. Там его адресат, Николай I, перенаправил послание в Академию художеств. В конце концов, такую покупку сочли целесообразной, но к моменту разрешения бюрократических сложностей владелец-англичанин уже продал их во Францию. Спасла положение очередная французская революция. Если бы не она, то сегодня изображения загадочных мифологических существ украшали бы набережную Сены или одну из площадей Парижа. России удалось перекупить статуи за 64 тысячи рублей. (Портрет А.Н. Муравьева кисти П.З.Захарова-Чеченца, 1838 год).
Надпись на их пьедесталах, высеченная в 1843 году: «Сфинкс из древних Фив в Египте перевезен в град Святаго Петра в 1832 году».
Рельеф царя Аменхотепа III; известняк; новое Царство, 18-я династия; 1360 год до нашей эры. Египетский Музей, Берлин.
финксы на набережной Невы выполнены из очень прочного розового гранита, добытого в Асуанских каменоломнях на юге Египта. Первоначально глыбу камня отесывали, придавая ей прямоугольную форму. Затем по воде глыба доставлялась к нужному месту. Поверхность камня расчерчивали на мелкие клетки, рисовали фас и профиль сфинкса, его вид со спины , а затем рабы скалывали весь лишний материал. После того, как статуя была готова, ее шлифовали до зеркального блеска.
Головы сфинксов украшает корона царя Верхнего и Нижнего Египта. Лоб до половины закрыт головным платком ( клафтом), который считался обязательным атрибутом царской власти. Обычно на лбах статуй фараонов всегда помещали украшение в виде извивающегося урея (кобры), он считался защитником и покровителем фараонов, а так же священным животным. На сфинксах в Петербурге головы змей отбиты. Надписи на груди статуй подтверждают, что их головы имеют портретные черты фараона Аменхотепа III. На обеих статуях отбиты подбородки вместе с украшавшими их священными накладными бородами. Они были отколоты намеренно после смерти Аменхотепа III , еще в древности по повелению нового правителя Древнего Египта Аменхотепа IV ( Аменофис IV он же Эхнатон).
Плечи и часть передних лап покрывает полосатая ткань. В центре на груди выбит в виде медальона картуш, в который заключено имя фараона, титул царя Верхнего и Нижнего Египта. На обеих статуях большое количество иероглифов. Впервые перевод всех надписей был сделан в 1913 году египтологом, впоследствии академиком В.В.Струве. Надпись на груди и между лапами обоих сфинксов почти одинакова: «Царь Верхнего и Нижнего Египта, « Небмара». Сын Ра, «Аменхотеп, властитель Фив, любимец Амона Ра».
Пристань у Академии художеств. Литография Ф.-В. Перро. 1841 г.
Вид на Николаевский мост и часовню святого Николая. Фото Н.Г.Матвеева, 1900-е гг.
Поражает не только вес древних изваяний — двадцать три тонны , но и их возраст почти 3500 лет. Сфинксы в Петербурге уникальны, так как они единственные изваяния из Древнего Египта так хорошо сохранившиеся.
Удобнее всего дойти до сфинксов от метро «Василеостровская» по пешеходной 6-й линии. Если встать лицом к Неве, позади будет фасад Академии художеств, за ним уютный Румянцевский сад с «турецкой» оградой, дальше — парадная линия дворцов и музеев вплоть до Стрелки. Справа, за Благовещенским мостом — памятник Крузенштерну, корабли и выход к открытому пространству залива.
Единственное почти неизбежное огорчение — наедине со сфинксами побыть вряд ли удастся, хотя очень хочется. Спуск к воде обычно заполнен расположившимися на ступеньках людьми, которых не пугает даже высоко поднявшаяся вода. В последние годы прямо у скамейки с лже-грифонами (на самом деле это крылатые львы) ставят сувенирный лоток, без которого уж точно все бы обошлись.
Во время Великой Отечественной войны пристань сильно пострадала и была отреставрирована в 1959 году, в частности гранитные стенки и фигуры грифонов. В 2002 году впервые за всю историю этих памятников был осуществлен уникальный полноценный научный проект по их реставрации и консервации.
С самого начала древние сфинксы стали излюбленным сюжетом произведений поэтов, писателей и, конечно, художников Петербурга. Стали популярными персонажами темного мира мрачных городских легенд. Своей загадочностью их улыбка может поспорить и выиграть у улыбки Моны Лизы и Чеширского кота. В этом секрет их обаяния. В неразрешимой тайне тысячелетий.
3 комментария
9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
Я интернете так читал.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена