Советские киностудии. Эпоха Единой Страны.
Интересно? Добро пожаловать!
Да... и добавляйте свои любимые киностудии СССР!
В годы первой мировой войны интерес к кинематографу был чрезвычайно велик, но по политическим причинам, а также из-за введённого эмбарго прокат иностранных фильмов в России резко сократился. Это дало толчок к развитию национального кинопроизводства. Только в Москве снимали фильмы 23 компании. Среди них было товарищество «Русь», основанное в 1915 году костромским купцом-старовером Михаилом Семеновичем Трофимовым. В 1916 году он поставил в Москве на Бутырской улице деревянный павильон и начал регулярное кинопроизводство. Главной тематикой стала экранизация русской классики. Режиссеры, художники и актеры пришли из Московского художественного театра. Выдающимся достижением ателье «Русь» в 1919 году стали две экранизации, получившие мировое признание: фильмы по повести Льва Толстого «Поликушка» и по роману Дмитрия Мережковского «Царевич Алексей».
В 1924 году на базе киноателье «Русь» и кинобюро Общества Международной рабочей помощи создается кинокомпания «Межрабпром-Русь». Студия стала образцом передовых технологических и творческих решений, как в России, так и в Европе. В 1924 году Яковом Протазановым был снят первый фантастический фильм «Аэлита».
В 1928 году на основе расформированного акционерного общества «Межрабпом-Русь» была создана советско-германская организация «Межрабпомфильм» — первое совместное международное предприятие. Среди прочих фильмов, в эти годы Яков Протазанов снял знаменитую «Бесприданницу» (1936) по одноименной пьесе Александра Островского.
В 1936 году на базе «Межрабпомфильм», после распада Коминтерна, был организован «Союздетфильм». В 1936 году на экраны страны выходят первые картины с маркой «Союздетфильма» — «Ай-Гуль» и «Трое с одной улицы».
После Великой отечественной войны был поднят вопрос о том, чтобы сделать Союздетфильм филиалом Мосфильма. За студию вступился режиссер Марк Донской. Он обратился к Ворошилову: «Эмблема «Союздетфильма» получила мировое признание благодаря моей трилогии о Горьком. Нигде в мире нет студии детского кино, а у нас есть. Неужели же вы её закроете?» Ворошилов решил уговорить Сталина не закрывать студию. Тот ответил: «Ну, раз там знаменитая трилогия была снята, то давайте присвоим студии имя Горького и оставим её в покое». В результате в 1948 году она была переименована в «Киностудию им. М. Горького».
За годы существования киностудии было создано более 1000 фильмов. Среди них фильмы — лидеры отечественного проката: «Тихий Дон» Сергея Герасимова — 47 млн. зрителей; «Офицеры» Владимира Рогового — 53,4 млн. зрителей; «А зори здесь тихие» С. Ростоцкого — 66 млн. зрителей; а также самый кассовый за всю историю советского, постсоветского и российского кинематографа фильм Бориса Дурова «Пираты ХХ века» — 98 млн. зрителей. На киностудии им. М. Горького был произведен самый популярный за всю историю отечественного телевизионного кино сериал — «Семнадцать мгновений весны», а также многие другие известные фильмы, такие как: «Три тополя на Плющихе», «Печки-лавочки» и т. д.
В разное время на студии работали такие прославленные режиссёры, как Яков Протазанов, Исидор Анненский, Александр Роу, Сергей Юткевич, Марк Донской, Лев Кулешов, Леонид Луков, Марлен Хуциев, Сергей Герасимов, Василий Шукшин, Станислав Ростоцкий, Ричард Викторов и другие.
Киностудия «Мосфильм»
В первые десятилетия ХХ века в России работало несколько киноателье, среди которых самыми известными были ателье Александра Ханжонкова и Иосифа Ермольева.
Ханжонков купил на Житной улице участок земли со старыми домишками. На этот участок он перенес ателье из Крылатского. Именно его ателье на Житной (площадью всего 400 кв. м) и стало впоследствии основой будущего Мосфильма.
После революции, правительство Советской России быстро оценило роль кино как мощного орудия пропаганды, и в 1919 году специальным указом национализировало все существовавшие киноателье. В 1923 году после национализации и капитального ремонта киноателье Ханжонкова превратилось в Первую фабрику Госкино. Другая, фабрика — Третья, разместилась в бывшем ателье Ермольева. Их объединение положило основу будущему «Мосфильму». В ноябре 1923 года работа на новом предприятии началась со съемок фильма режиссера Бориса Михина «На крыльях ввысь». На экраны фильм вышел в январе 1924 года. Именно эту дату и считают сегодня днем рождения студии.
В середине 20-х, наряду со знаменитым «Броненосцем «Потемкин» Сергея Эйзенштейна, впервые прозвучали имена режиссеров Фабрики Госкино, ставших вскоре широко известными, — Льва Кулешова, Абрама Роома, Всеволода Пудовкина.
Ателье на Житной улице было совсем маленьким. Многие работы по выпуску фильма производились в других местах. В итоге было принято решение о строительстве не просто новой студии, но принципиально нового киногорода, где будут собраны все этапы кинопроизводства, чтобы все необходимые работы производить без потери времени.
20 ноября 1927 года на Ленинских горах (близ хутора Потылиха) состоялась торжественная закладка новой кинофабрики. К концу января 1931 года в далеко еще не полностью отстроенное здание началось переселение Первой и Третьей кинофабрик «Союзкино». 9 февраля 1931 года состоялось торжественное открытие новой кинофабрики. Уже в марте она была объединена с Московской звуковой фабрикой на Лесной улице и получила название Московская объединенная фабрика «Союзкино» имени Десятилетия Октября.
Несмотря на то, что фабрика в это время представляла лишь на одну треть построенную и на две трети строящуюся громаду, в которой, казалось, не могло быть и речи о каких бы то ни было съемках, работа здесь началась сразу же.
Уже в первые десятилетия были сняты фильмы, которые мы с удовольствием смотрим и до сих пор. Вслед за «Веселыми ребятами» Григорий Александров выпустил такие замечательные комедии как «Цирк», «Волга-Волга», в которых блистала всенародно любимая актриса Любовь Орлова. В эти же годы Иван Пырьев снимал комедии «Трактористы» и «Свинарка и пастух», в которых главные роли исполняла другая звезда советского экрана 30-х годов — Марина Ладынина.
В это время на студии работали такие мастера как Александр Довженко, Иван Пырьев, Юлий Райзман, Сергей Юткевич, Борис Барнет, Лео Арнштам, Александр Птушко, Александр Зархи, Михаил Калатозов и другие. Несмотря на то, что в первое послевоенное десятилетие, как и в годы войны Мосфильм, как и весь советский кинематограф, не имел притока молодой режиссуры, ситуация резко изменилась в середине 50-х и начале 60-х, ставших эпохой открытия новых талантов. В эти годы Григорий Чухрай покорил зрителей фильмами «Сорок первый» и «Баллада о солдате», Сергей Бондарчук на первом Московском кинофестивале получил награду за фильм «Судьба человека», «Летят журавли» Михаила Калатозова были удостоены Золотой пальмовой ветви на XI Международном кинофестивале в Канне, Эльдар Рязанов стал популярен после фильмов «Карнавальная ночь» и «Берегись автомобиля», Георгий Данелия и Игорь Таланкин выпустили свою первую картину «Сережа».
В 60-е годы на «Мосфильме» было создано первое в стране телевизионное объединение, где появилось ставшее популярным многосерийное кино. Именно здесь в в 60−80 годы снимались многие известные телефильмы, такие как «Вызываем огонь на себя» и «Операция «Трест» режиссера Сергея Колосова, «Адъютант его превосходительства» Евгения Ташкова, «Маленькие трагедии» Михаила Швейцера, «Михайло Ломоносов» Александра Прошкина.
В 70-е годы Мосфильм был прославлен картинами «Ирония судьбы или С легким паром!» и «Служебный роман» Эльдара Рязанова, «Калина красная» Василия Шукшина, «Сто дней после детства» Сергея Соловьева, «Бег» Александра Алова и Владимира Наумова, «Свой среди чужих, чужой среди своих» Никиты Михалкова и др.
Каждое последующее десятилетие на студии появлялись новые замечательные картины. В сложное перестроечное время студия смогла пережить хаос и всеобщую разруху, здесь все так же продолжали снимать фильмы.
Киностудия «Ленфильм»
Кинематографический комитет был создан «для осуществления при посредстве кинематографа культурно-просветительных задач Комиссариата народного просвещения, для нравственного и художественно-эстетического воспитания широких масс, а также для обсуждения, разработки и согласованного проведения в жизнь мероприятий по вопросам урегулирования и развития кинематографической промышленности в районе Союза Северных Коммун».
Собственную производственную деятельность по созданию художественных картин (хроника снималась с начала основания кинокомитета) комитет начал 12 октября 1918 года съёмкой фильма «Уплотнение», в служебных помещениях комитета. Александр Пантелеев, Донат Пашковский, Анатолий Долинов при участии самого Анатолия Луначарского создали первый настоящий агитфильм. Сюжет ленты прост. Прошло около года после революции октября 1917. В семье старого, заслуженного профессора не все гладко. Сам он сочувствует новой власти, старший сын — в прошлом юнкер — враг революции, младший — на распутье. В просторную квартиру профессора в порядке уплотнения переселяют из сырого подвала рабочего и его дочь… С этого фильма и начиналась история одной из важнейших фабрик страны по производству кино. До 1922 года Петроградский кинокомитет снимал только агитфильмы.
Свои первые «шаги» в кинематографе знаменитый кинодуэт — Иосифа Хейфица и Александра Зархи — проделали здесь, на киностудии «Ленфильм» («Ленросфильм»). Их первый звуковой фильм — «Моя Родина» — был снят в 1933 году.
В 1934 году, поменяв несколько названий, студия получила название «Ленфильм» («Ленинградский фильм»).
1934 год стал переломным в истории всего отечественного кинематографа: кино становится звуковым. На «Ленфильме» выходят «Чапаев», «Юность Максима», «Гроза». Григорий Козинцев и Леонид Трауберг создали первый фильм историко-революционной трилогии «Юность Максима». Братья Васильевы — Сергей Дмитриевич и Георгий Николаевич. Они прославились фильмом «Чапаев», который теперь назвали бы «культовым», а тогда, в 1930-е годы, смотрели все от мало до велика десятки раз.
Один из самых известных фильмов 1930-х годов — «Депутат Балтики». Он принес подлинную славу не только своим режиссерам-постановщикам — Иосифу Хейфицу и Александру Зархи, но и исполнителю главной роли профессора Полежаева — Николаю Черкасову.
Именно здесь, в Ленинграде 1960-х годов, режиссером Владимиром Фетиным были представлены для широкой публики Людмила Чурсина и Евгений Леонов, после съемок в картинах: «Полосатый рейс», «Донская повесть» и «Виринея». Владимир Фетин был первым, кто разглядел незаурядность и масштаб дарования Людмилы Чурсиной, открыл в Евгении Леонове драматического актера. А первые фильмы, которые создали Виталий Мельников, Алексей Герман и Илья Авербах заслуживают отдельного внимания. Абсолютно разные по стилистике и по жанру картины «Начальник Чукотки», «Седьмой спутник», «Степень риска», объединяет зрелость и профессионализм дебютантов.
Хрущевская оттепель ознаменовалась и большим количеством фильмов для детей и юношества. Самыми удачными были: «Дикая собака Динго» Карасика и «Республика ШКИД» Полоки.
Эмблема киностудии «Медный всадник» была создана художником Мариной Бологовской и оператором Эдгаром Штырцкобером. Впервые она появилась в фильме «Рабочий поселок» Владимира Венгерова (1975 год).
За весь период существования на «Ленфильме» было снято около полутора тысяч фильмов, многие из которых вошли в историю мирового киноискусства.
Одесская киностудия
В 1914 году возникает другое ателье — «Мизрах», в котором был снят с актерами Еврейского Театра фильм «Жизнь и Смерть». Во время Первой мировой войны связь с зарубежными партнерами была нарушена, а в Одессе возникают мелкие кино предприятия, среди которых и «Мирограф», который выпустил за 1918 год 10 картин, и «Мизрах», который выпустил четыре фильма в 1917 — 1918 гг. «Мирограф» на дачном участке № 16 по Малофонтанской Дороге (в настоящий момент Французский Бульвар) построил небольшой стеклянный съемочный павильон. Кинофабрика К. Борисова также обзавелась своим павильоном. Один из крупнейших кинофабрикантов, харьковчанин Д. Харитонов построил самый большой в стране павильон на участке № 33 на Французском Бульваре для съемок фильмов. В годы гражданской войны здесь сосредоточилось все российское кинопроизводство и все его звезды во главе с Верой Холодной.
В апреле 1919 года, когда в Одессу вошли части Красной Армии, военные операторы сняли хроникальную ленту «Взятие Одессы». 23 мая 1919-го распоряжением отдела народного образования была национализирована кино- и фотоаппаратура всех частных студий. Эту дату приняли за день рождения первой в стране государственной киностудии. Сначала она числилась «Киносекцией политотдела 41-й дивизии Красной армии», а первым снятым здесь художественным фильмом была лента «Пауки и мухи».
В 1922 году «киносекцию» реорганизовали в Одесскую кинофабрику Всеукраинского фотокиноуправления (ВУФКУ). В 1929-ом — в Одесскую кинофабрику «Украинфильм», в ведение которой перешла Ялтинская фабрика и три Одесских фабрики. Следует подчеркнуть, что в Одессе начинал свою творческую деятельность выдающийся украинский кинорежиссер, писатель-публицист Александр Довженко. Его первыми фильмами были «Вася-реформатор» и «Ягодка любви», а последним, созданным на Одесской киностудии — «Арсенал» (в 1929 г.), который стал хрестоматийной лентой, и сегодня ее изучают все кино Вузы мира. В золотой фонд мирового кинематографа Одесса вошла фильмом Сергея Эйзенштейна «Броненосец «Потемкин», который тоже снимался в Одессе. Киносценаристами на киностудии работали Юрий Олеша, Исаак Бабель, Владимир Маяковский, Станислав Радзинский, Юрий Яновский, Мыкола Бажан.
С 1938 — 1941 киностудия получила официальное название: Одесская киностудия художественных фильмов. Именно на Одесской студии, находившейся на самом берегу Чёрного моря, впервые в отечественном кинематографе был освоен жанр маринистики.
После ВОВ, после освобождения Одессы на базе прежней киностудии организовали Черноморскую кинофабрику, обслуживающую съемочные группы, которые приезжали из Москвы, Ленинграда, Киева и других городов. Но начиная с 1954 г. киностудия снова снимает свои фильмы. Так на Одесской киностудии был снят знаменитый кинофильм «Жажда», рассказавший об одном из ярких и трагических эпизодов обороны Одессы. Своё возрождение Одесская киностудия начала фильмом, ставшим знаменательным не только для неё, но и для всей страны. На экраны выходит кинокартина «Весна на Заречной улице», снятая начинающим режиссёром Марленом Хуциевым по сценарию молодого кинодраматурга Феликса Миронера. После войны на киностудии работали Василий Шукшин, Петр Тодоровский, Станислав Говорухин, Кира Муратова, Георгий Юнгвальд-Хилькевич и другие. В Одессе сыграли первые большие роли в кино Евгений Евстигнеев и Олег Даль, Василий Шукшин и Владимир Высоцкий, Анатолий Папанов и Лариса Удовиченко. Когда на страну опять опустился «железный занавес», Одесская киностудия осуществляет прорыв. На мировой экран выходит кинолента «Верность», режиссерский дебют оператора «Весны на Заречной улице» Петра Тодоровского. Работа получает главную награду Венецианского фестиваля (1965 г.)
Среди известных картин производства Одесской киностудии можно вспомнить такие выдающиеся работы, как: «Весна на Заречной улице», «Белый пудель», «Верность», «Два Федора», «Вертикаль», «В поисках капитана Гранта», «Короткие встречи», «Городской романс», «Длинные проводы», «Капитан Немо», «Красные дипкурьеры», «Багряные берега», «Среди серых камней», «Военно-полевой роман», «Даниил, князь Галицкий», «Д'Артаньян и три мушкетера», «Зеленый фургон», «Каникулы Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные», «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна», «Место встречи изменить нельзя», «Секретный фарватер» и другие.
5 комментариев
9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена