Жизнь и смерть Пабло Эскобара
Эскобар вошёл в историю как один из самых дерзких и жестоких преступников XX века не только Колумбии, но и всего мира. Убивая судей, прокуроров, журналистов, уничтожая гражданские самолёты, полицейские участки и лично казня своих жертв, он вместе с тем стал для многих колумбийцев Робин Гудом и воплощением латиноамериканской мечты. Этот человек был больше, чем жизнь, признаются воевавшие с ним американцы.
Пабло Эмилио Эскобар Гавирия родился 1 декабря 1949 года в городе Рионегро (Колумбия), он был третьим ребёнком в семье фермера Хесуса Дари Эскобара и школьной учительницы Хемильды Гавирии.
Большую часть своего времени молодой Пабло проводил в бедных кварталах Медельина, который был настоящим рассадником преступности. Эскобар стал красть надгробия с местного кладбища и, стирая надписи, продавать их панамским перекупщикам. Затем он продавал сигареты и марихуану, подделывал лотерейные билеты. Вскоре он создал небольшую банду и стал промышлять угоном дорогих автомобилей для продажи на запчасти.
21 году от рода у него уже было много соратников. А преступления банды Эскобара становились всё более изощрёнными и жестокими. От угонов автомобилей и рэкета Пабло приступил к киднэппингу, похищению людей.
В 1971 году люди Пабло похитили богатого колумбийского промышленника Диего Эчеварио, который после длительных пыток был убит.
Эскобар открыто заявил о своей причастности к его убийству. Бедняки Медельина праздновали смерть Диего Эчеварио и, в знак признательности Эскобару, стали уважительно называть его «Эль-Доктор». Грабя богатых, Пабло строил беднякам дешёвое жильё и его популярность в Медельине росла изо дня в день.
Спустя год 22-летний Эскобар был самым известным преступным авторитетом Медельина. Его банда продолжала расти, и Пабло решил начать новый криминальный бизнес, с которым будет связана вся его последующая жизнь - кокаин.
Поначалу он скупал кокаин у производителей и перепродавал его контрабандистам, которые переправляли его в США. Маниакальная готовность Пабло пытать и убивать, поставила его вне конкуренции. Если до патрона доходили слухи о каком-нибудь прибыльном преступном деле, он, без лишних церемоний, просто-напросто захватывал его силой. Любой, кто становился на его пути или хоть как-то угрожал его делу, бесследно исчезал. Вскоре Эскобар заправлял почти всей кокаиновой индустрией страны.
Наркобизнес Пабло Эскобара стремительно разрастался по всей Южной Америке. Он сам начал заниматься контрабандой кокаина в США. Для этого один из приближённых Эскобара, некто Карлос Лейдер, ответственный за переправку кокаина, организовал на Багамах настоящий перевалочный пункт наркотрафика.
Ни один наркоделец не мог без разрешения Пабло Эскобара вывозить кокаин за пределы Колумбии. Эскобар снимал так называемый 35-процентный налог с каждой партии наркотиков и обеспечивал её доставку. В джунглях Колумбии он открывал химические лаборатории по выработке кокаина.
В марте 1976 года, в возрасте 27 лет Пабло Эскобар женился на своей подружке Марии Виктории Энео Виехо. Через месяц у них родился сын Хуан Пабло, а через три с половиной года - дочь Мануэлла. Семья стала серьёзной помехой ведению дел патрона, потому что как и все семейные люди, преступник стал уязвимым.
Летом 1977 года Эскобар и ещё трое крупных наркоторговцев, объединившись, создали организацию, которая стала называться Медельинским кокаиновым картелем. У него была самая мощная финансово-кокаиновая империя, которой не было ни у одной наркомафии мира. Для доставки кокаина у картеля была и сеть распространения, и самолёты, и даже подводные лодки. Картель действовал на протяжении 17 лет в Колумбии, Боливии, Перу, Гондурасе, США, Канаде и Европе.
На фото: во главе картеля стояли братья Очоа Васкес Хорхе Луис (справа в кепке), Хуан Давид и Фабио вместе с Пабло Эскобаром (слева).
Пабло Эскобар стал абсолютным лидером и непререкаемым авторитетом всего кокаинового мира. Он покупал полицейских, судей, политиков. Если подкуп не действовал, случалось, что в ход пускался шантаж. Но главным правилом картеля был принцип: “Плати или умри”. Спустя пару лет Медельинский картель уже контролировал более 80% кокаинового рынка США.
В 1989 году журнал Forbes оценил состояние Эскобара в $47 млрд!
Чтобы заручиться поддержкой населения, Эскобар развернул в Медельине широкое строительство. Он прокладывал дороги, строил стадионы и возводил бесплатные дома для бедных, которые в народе называли «кварталы Пабло Эскобара». Сам он объяснял свою благотворительность тем, что ему было больно видеть, как бедные страдают. Эскобар пытался представить себя колумбийским Робином Гудом.
У Эскобара было 34 поместья, 500 тысяч гектаров земли, более 40 редких раритетных автомобилей.
На фото: один из домов Эскобара.
В главном поместье Эскобара было вырыто 20 искусственных озёр, шесть бассейнов и даже построен небольшой аэропорт со взлетно-посадочной полосой. Казалось, что кокаиновый наркобарон просто не знает, что делать с деньгами.
В пределах Медельинского поместья Пабло Эскобар приказал построить зоопарк-сафари, в который со всех частей света свозились экзотические животные. В зоопарке обитали 120 антилоп и 30 буйволов, 6 бегемотов, 3 слона и 2 носорога.
На фото: сегодня за 20 тысяч песо любой желающий может походить и посмотреть те места в которых когда-то был рай на земле.
В скрытой от посторонних глаз части поместья патрон любил устраивать дикие сексуальные оргии, для которых собирались юные колумбийские девчонки.
Девушки жили в гареме не хуже восточных гурий. Каждая имела множество золотых украшений и шикарный гардероб. Для фавориток крестный отец заказывал косметологов, массажистов и парикмахеров из Парижа и Милана.
В преступном мире Эскобар достиг вершины власти. Позже он стал искать способ сделать свой бизнес легальным. В 1982 году Пабло Эскобар выдвинул свою кандидатуру на выборах и в свои 32 года стал замещающим конгрессмена Конгресса Колумбии.
Проникнув в Конгресс, Эскобар мечтал стать президентом Колумбии.
Но министр юстиции Родриго Лара Бония развернул широкую кампанию против вложения «грязных» кокаиновых денег в предвыборную гонку. В итоге Пабло Эскобар в январе 1984 года был исключен из колумбийского Конгресса и его политическая карьера закатилась раз и навсегда. Эскобар этого не забыл.
30 апреля 1984 года министерский «Мерседес» Бонии растрелян мотоциклистами в упор из автомата. Сам министр погиб на месте. Впервые бандиты убили в Колумбии чиновника такого высокого ранга.
В середине 80-х годов над экс-парламентарием Эскобаром нависла новая серьёзная угроза. Администрация президента Рейгана объявила войну наркотикам не только в Соединённых Штатах, но и по всему миру. Между США и Колумбией было достигнуто соглашение, согласно которому колумбийское правительство обязалось выдавать американскому правосудию кокаиновых баронов, занимавшихся наркотрафиком в Соединённые Штаты.
В ответ на кампанию властей против него Пабло Эскобар создал террористическую группу, носившую название «Лос Экстрадитаблес», участники которой убивали чиновников и полицейских.
В 1985 году Эскобар и другие наркодельцы наняли большую группу партизан, вооруженных пулеметами, гранатами и переносными ракетными установками. Боевики захватили Дворец Правосудия, когда внутри здания находилось по меньшей мере несколько сот человек, и уничтожили все документы, касавшиеся экстрадиции преступников.
В столицу страны, Боготу, были введены крупные силы армии и полиции. Осада длилась 27 часов. Лишь штурмовые батальоны при поддержке танков и боевых вертолётов отвоевали Дворец Правосудия. Погибло 97 человек, включая 11 из 24 судей.
Вскоре Верховный суд отменил соглашение об экстрадиции наркоторговцев в США. Однако президент Колумбии Версилио Барко наложил вето на решение Верховного суда и возобновил действие соглашения.
В 1987 году в США был экстрадирован ближайший помощник Эскобара Карлос Лейдер (на фото).
В 1989 году Пабло Эскобар вновь попытался заключить сделку с правосудием. Он согласился сдаться полиции, если правительство выступит гарантом того, что его не выдадут Соединённым Штатам. Власти ответили отказом.
16 августа 1989 года от рук киллеров Эскобара погиб судья Верховного суда Карлос Валенсия. На следующий день был убит полковник полиции Вальдемар Франклин Контеро. 18 августа 1989 года на предвыборном митинге был застрелен известный колумбийский политик Луис Карлос Галан (на фото), который обещал в случае избрания его президентом страны начать непримиримую войну с торговцами кокаином, очистить Колумбию от наркобаронов, экстрадировав их в США.
Перед выборами президента Колумбии киллеры только в Боготе совершили в течение двух недель 7 взрывов, в результате которых погибло 37 и получили тяжкие увечья около 400 человек.
27 ноября 1989 года в небе в окрестностях Боготы по приказу Эскобара спустя три минуты после взлета был взорван пассажирский Boeing 727 колумбийской авиакомпании Avianca, на борту которого находились 101 пассажир и 6 членов экипажа. Предполагалось, что на борту самолета должен был лететь будущий президент Колумбии Сесар Гавирия Трухильо, но, по неизвестным причинам, он отменил свой вылет. Погибли 110 человек.
По стране прокатились массовые рейды, при которых подвергались уничтожению химические лаборатории и плантации коки. Десятки участников наркокартелей оказались за решёткой. В ответ на это Пабло Эскобар дважды предпринял покушения на шефа колумбийской секретной полиции генерала Мигеля Масу Маркеса. При втором покушении, 6 декабря 1989 года, от взрыва бомбы погибло 62 человека и около 100 получили ранения различной степени тяжести.
К началу 90-х годов Пабло Эскобар возглавлял список самых разыскиваемых наркоторговцев США.
Правительство Колумбии создало «Особую Поисковую Группу», целью которой был сам Пабло Эскобар. В группу вошли лучшие полицейские из отборных частей, а также люди из армии, спецслужб и прокуратуры.
Благодаря деятельности группы, во главе с полковником Мартинесoм, несколько человек из ближайшего окружения Пабло Эскобара оказались захвачены.
В конце 1989 года полицейские окружили ранчо, на котором находились лидеры картеля Хильберто Рендон и Хосе Гонсало Родригес Гача. Рендон и сын Родригеса Фреди были убиты в перестрелке, а сам Родригес Гача (на фото) покончил с собой.
Тогда люди Эскобара похитили несколько богатейших людей Колумбии. Пабло Эскобар рассчитывал, что влиятельные родственники заложников окажут давление на правительство с тем, чтобы отменить соглашение об экстрадиции преступников. И в конечном итоге план Эскобара удался. Правительство отменило экстрадицию Эскобара.
19 июня 1991 года, после того как Пабло Эскобару уже не угрожала экстрадиция в США, он сдался властям. Эскобар согласился признать за собой вину в нескольких незначительных преступлениях, взамен ему простили все его прошлые. Пабло Эскобар находился в тюрьме «Ла Катедраль», которую сам же для себя и построил.
Во время своего «заключения» Пабло Эскобар продолжал руководить многомиллиардным кокаиновым бизнесом. Однажды он узнал о том, что его компаньоны по кокаиновому картелю, воспользовавшись его отсутствием, обокрали его. Он тут же приказал своим людям доставить их в «Ла Катедраль». Он лично подвергал их жестоким пыткам, просверливая своим жертвам колени и вырывая ногти, а потом приказал своим людям убить их и вывезти трупы за пределы тюрьмы. Известно, что одно из двух убийств Эскобар совершил собственноручно.
На этот раз Эскобар зашёл слишком далеко. 22 июля 1992 года президент Сесар Гавирия отдал приказ перевести Пабло Эскобара в настоящую тюрьму. Но Эскобар узнал о решении президента и сбежал.
На фото: тюрьма «Ла Катедраль».
Теперь он был свободен, но у него повсюду были враги. Оставалось всё меньше мест, в которых он мог найти себе надёжное убежище. Правительства США и Колумбии на этот раз были полны решимости покончить с Эскобаром и его Медельинским кокаиновым картелем. Было принято решение преследовать его и по возможности во время ареста ликвидировать.
С Медельинским картелем вела борьбу организация «Лос Пепес» - акроним из испанской фразы «Perseguidos por Pablo Escobar» — «Преследуемые Пабло Эскобаром». В неё вошли колумбийские граждане, чьи родственники погибли по вине Эскобара.
За относительно короткое время организация «Лос Пепес» нанесла существенный ущерб кокаиновой империи Эскобара. Её члены убили множество его людей, преследовали его семью, сожгли его имения.
Сын наркобарона Себастьян Маррокамн в октябре 2009 года заявил, что как-то, в очередной раз скрываясь от преследования, Эскобар вместе с сыном и дочерью оказался в высокогорном укрытии. Ночь выдалась крайне холодной, и пытаясь обогреть дочь и приготовить еду, Эскобар сжёг около 2 млн долларов наличными.
На фото: Эскобар с дочерью Мануэллой.
Осенью 1993 года Медельинский кокаиновый картель начал распадаться, но наркобарона больше беспокоила его семья. Эскобар уже больше года не видел ни жену, ни детей.
1 декабря 1993 года Пабло Эскобару исполнилось 44 года. Он знал, что за ним ведётся постоянная слежка, поэтому старался говорить по телефону предельно коротко, чтобы его не «засекли» агенты полиции и спецслужб.
На фото: Эскобар с женой и сыном.
На следующий день после своего дня рождения, 2 декабря 1993 года, Эскобар позвонил своей семье. Этого звонка охотившиеся за ним агенты ждали много часов. На этот раз, разговаривая со своим сыном Хуаном, Эскобар оставался на линии около 5 минут. После этого Эскобара засекли в медельинском квартале Лос Олибос. Уже в скором времени дом, в котором укрывался Пабло Эскобар, был со всех сторон окружён специальными агентами.
Спецназовцы выбили дверь и ворвались внутрь. В этот момент телохранитель Эскобара Эль Лимон открыл огонь по полицейским, пытавшимся штурмом взять дом. Эль Лимон был ранен и упал на землю. Сразу после этого, с пистолетом в руках, в это же окно высунулся сам Пабло Эскобар.
Отстреливаясь, Эскобар вылез в окно, попытавшись уйти от преследования по крышам. Но пуля снайпера попала ему в голову. Наркокороль умер мгновенно.
На крышу сразу же поднялись остальные, чтобы сфотографироваться с дорогим «трофеем», позже это фото облетело весь мир.
Так закончил свой путь колумбийский Робин Гуд, которого фактически казнил тот самый народ, о котором он столь наигранно пекся всю свою жизнь.
3 декабря 1993 года тысячи колумбийцев заполнили улицы Медельина, одни пришли оплакать его, другие – порадоваться. На похоронах Эскобара, присутствовали более 20 тысяч колумбийцев.
Когда гроб с наркобароном понесли по улицам Медельина, началась настоящая колумбийская Ходынка – несущие гроб соратники были сметены толпой, крышка гроба была сброшена, и тысячи рук тянулись к уже окоченевшему лицу Пабло с единственной целью – прикоснуться к еще недавно живой легенде в последний раз.
С виллой Эскобара злую шутку сыграла людская молва, утверждавшая, что наркобарон-миллиардер имел привычку прятать деньги и драгоценности в стенах своего дома. После смерти крестного отца, в 1993 году, колумбийские крестьяне в поисках тайников разобрали виллу по кирпичику.
Ныне тюрьма Эскобара разграблена, его поместья заросли травой, автомобили ржавеют в гараже. Вдова и дети Эскобара живут в Аргентине, брат почти полностью ослеп после того, как ему в камеру прислали письмо-бомбу.
Но если сегодня в трущобах Медельина задать вопрос о том, кем был Пабло Эскобар, ни один из опрашиваемых людей не произнесёт об Эль-Патроно дурного слова.
Его портреты продаются рядом с портретами Че Гевары. В некоторых местах еще почитают как святого, а на его могилу до сих пор совершают паломничества. Легенда «Кокаинового короля» является одной из основных причин туристического успеха Медельина, а его музей ежегодно посещают десятки тысяч туристов.
31 комментарий
9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена