Летопись Москвы Наума Грановского. Часть II
Мы откроем летопись с альбома "Москва - за годом год", вышедшего в издательстве " Московский рабочий " в 1984 году, с соответствующей году топонимикой.
Грановский увлекся фотографией еще подростком. В 1923 году, когда Науму было 13 лет, отец подарил ему «Кодак». Семья жила в коммунальной квартире и роль фотолаборатории время от времени исполнял санузел. Понятно, что жильцы не были в восторге, обнаруживая, что туалет занят, а в ванне сохнут пластины. Будущему репортеру крепко доставалось.
В октябре 1926 года фотограф Соломон Тулес, работавший в Пресс-клише ТАСС, устроил своего 16-летнего шурина Наума у себя на службе лаборантом. В обязанности мальчика входило проявлять пластинки, печатать и сушить снимки, делать репродукции, держать в абсолютной чистоте помещение лаборатории, а также — ходить на оперативную съемку. Грановский оказался способным и дотошным учеником. Он обладал редким даром — желанием и умением впитывать знания. Характерно, например, что, в заметке про Петра Адольфовича Оцупа, с которым он познакомился в 1928 году, Грановский обращает внимание на то, что Оцуп «делился секретами фотосъемок, и не было случая, чтобы он не ответил исчерпывающе на наши бесконечные вопросы». В 1931 году, когда был создан трест «Союзфото» и при нем фабрика фотопечати, начальником цеха массовой печати был назначен именно Наум Грановский. А спустя три года его приглашают работать в Государственное издательство изобразительных искусств — «Изогиз».
Слава Грановского как «летописца московского» начинается именно в «Изогизе», привлекавшем в то время к сотрудничеству крупных мастеров (достаточно сказать, что для него работал Александр Родченко). И для издательства съемка архитектуры, строительства, показ растущей и цветущей страны и ее городов — были среди приоритетных задач. Наум Грановский начинает постоянно снимать меняющуюся столицу.
В 1920–1930-е годы архитектуру снимали многие мастера. В 1920-х активно работали пикториалисты. Москву 1930-х снимали конструктивисты, прежде всего Александр Родченко и Борис Игнатович. У Грановского можно найти решения в стиле Родченко. Так, знаменитая фотография Крымского моста в Москве (1938) напоминает о манере конструктивистов.
В 1948 году за 85 представленных снимков Казанского вокзала архитектор Щусев прислал Грановскому официальную благодарность. Но первой фотографией мастера, отмеченной наградой, стал «Вид на Манежную площадь». Эта работа получила вторую премию на конкурсе «Москва — столица СССР», организованном «Союзфото» и газетой «Рабочая Москва». В ней уже можно найти черты фирменной городской съемки Грановского: высокая точка съемки, перспектива уходящего вдаль проспекта, достаточно высокая линия горизонта, позволяющая дать панораму города. И — строго выстроенная композиция.
5 комментариев
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить Отмена