25 лет назад в Тушино прошел легендарный фестиваль "Монстры Рока"
Накануне
Публика начала подтягиваться на Тушинский аэродром с вечера 27 сентября. Настроение у ребят было хорошее, в рюкзаках весело позванивали бутылки. По некоторым оценкам, в ночное вышло около полутора тысяч человек. Жгли костры, подкреплялись, слушали музыку, сами пели.
Ночевали меломаны прямо на земле - благо, ночь выдалась довольно теплая. И все же с утра ребятам захотелось согреться. Вместо зарядки перевернули машину с продуктами. После чего, видимо, подустали и решили еще немного отдохнуть. К началу концерта кое-кто опять спал богатырским сном.
Вид сверху
С борта вертолета концерт смотрелся очень эффектно: огромная сцена, масса народу. Вдруг в публике возникает какое-то оживление, люди устремляются в сторону... Вот маршируют колонны военнослужащих и милиции... Да и за сценой, похоже, народу почти столько же, сколько и перед сценой. Красотища!
Вид сбоку
Сверху, конечно, виднее. Но с земли понятнее. Суета в публике - это на самом деле попытка укрыться от града бутылок, впервые обрушившегося на головы слушателей примерно в 15 час. 15 мин.
Передвижения "военной силы" действительно имели место: то и дело формировались колонны, которые маршировали в разных направлениях, в том числе и в туалеты, чем создавали впечатление полновесных маневров. И веселое оживление за сценой - тоже правда. Здесь, похоже, собрались все, кто имеет хоть какое-то отношение к советскому шоу-бизнесу: музыканты, менеджеры, продюсеры, видеорежиссеры, а также жены и подруги всех вышеперечисленных категорий трудящихся. Но если их присутствие на таком мероприятии вполне оправдано, то появление здесь шефа внешнеэкономической ассоциации "Интерагро" И. Кивелиди сначала показалось неожиданным: несколькими днями назад он неплохо смотрелся в телерепортаже о встрече советских предпринимателей с М. С. Горбачевым, и вдруг... Оказалось, ассоциация, вкладывающая деньги в различные музыкальные фестивали (например, "Голос Азии"), решила поддержать и "Монстров Рока".
Кто есть кто
Сам термин "Монстры Рока" - типичное для хэви-метала преувеличение. Музыканты, игравшие в субботу на Тушинском аэродроме, - никакие не монстры, нормальные люди. Настоящие монстры - это те, кто кидал в сторону сцены пустые бутылки. И те, кто без разбору молотил публику резиновыми дубинками.
Мы не будем сейчас разбираться в том, кто кого провоцировал: публика милицию или наоборот. И тех, и других примеров мы увидели предостаточно. Но факт остается фактом: надежды на то, что концерт пройдет мирно, не оправдались. А светлые идеи, вроде "Рок Против Террора", быстро забываются.
Спаси и сохрани
Берт Кляйнман из американской фирмы "Уэствуд-1" так прокомментировал увиденное: "В общем, все то же самое, что и в Штатах. Только у нас на концерты публика приходит не такая пьяная. И потом, на Западе охраной подобных мероприятий занимаются специализированные фирмы, а тут и милиция, и армия... Как они согласовывают свои действия?"
Ответ: плохо. Генерал-майор милиции, на которого, судя по всему, была возложена охрана порядка, возмущался: "Как я могу за все отвечать, когда к летному полю движется колонна армейских грузовиков, а я не знаю, кто их сюда послал и зачем?"
Согласно нашим наблюдениям, порядок в тот день обеспечивали: милиционеры (пешие и конные), спецназ, курсанты школы милиции, военнослужащие в погонах СА и ВВ, курсанты военных училищ, американская служба безопасности, венгерская служба безопасности, наши люди в полувоенной униформе (похоже, агентство "Алекс") и совсем уж непонятные люди в штатском (впрочем, не отличающиеся ни выправкой, ни профессионализмом). Были еще и "Ночные волки", которые, впрочем, охранных функций не выполняли. (Извините, если кого не назвали).
А теперь скажите: можно ли достичь согласованности действий между таким количеством служб? Поэтому то и дело возникали проблемы: в какую зону можно проходить, в какую нельзя. Правила менялись каждые 2-3 часа и под конец окончательно запутались. Милицию на некоторых постах инструктировали просто: не пускать никого. "Но вот же мой пропуск", - пытался доказывать кто-то. "Ничего не знаю", - следовал лаконичный и, главное, очень точный ответ.
Pantera
Началось «тушинское попоище» по принципу «с места в карьер» – концерт открыли безжалостные американцы Pantera. Решение поставить самую агрессивную из всех участников «Монстров Рока» группу на разогрев удивляет до сих пор. Часть запечатленного выступления Пантеры вошла в релиз «3 Vulgar Videos From Hell», вышедший в 1999 году на DVD-носителе. Название видео прекрасно отразило всю суть концерта в Тушино в 1991-м – наверное, и самому большому фанату чада и кутежа Пауку в тот день было предостаточно «ада и вульгара».
The Black Crowes и E.S.T.
Продолжила концерт американская группа The Black Crowes, чей традиционный блюз-рок был бы куда уместней в качестве разогрева. Черные Вороны отыграли всего 2 песни и быстренько уступили сцену советским рокерам E.S.T., еще во главе с легендарным Жаном Сагадеевым.
Последний факт, кстати, широко используют фанаты Жана, периодические устраивающие с поклонниками бессмертного Валерия Кипелова эпические срачи и холивары на тему "Кто круче и метальнее, Ария или ЭСТ?" Кстати, сами E.S.Т. тоже не преминули воспользоваться неожиданной удачей и нехило попиарились на концерте зарубежных гостей, наснимав концертных клипов и живых записей.
Metallica
Затем тысячи советских последователей рок культа наконец-то узрели живьем настоящих «монстров» – легендарных американцев Metallica. Каждую песню группы фанаты встречали с неподдельным восторгом, многократно усиленным алкоголем и еще бог весть чем. Особенно сильно народ колбасился под каверы Last Caress культовых The Misfits, а также Am I Evil? пионеров NWOBHM Diamond Head.
Спустя годы Metallica включили оба трэка в сборник кавер-версий, изветсный как "Garage Inc" и вышедший в 1998 году. Милиция в очередной раз пыталась безуспешно укротить бесноватую публику, но в стражей порядка полетели бутылки и прочая дрянь. Зарубежные гости вообще не понимали, что происходит, а успокоить публику помогло лишь обращение организаторов: «Ради безопасности музыкантов мы прекращаем концерт, слушайте Ласковый Май!» Кстати, во время выступления барабанщик Металлики Ларс Ульрих повредил указательный палец, что, к счастью, на выступлении группы это никак не отразилось.
AC/DC
Кульминацией тушинского попоища стал ураганный сет-лист австралийских рок-н-ролльщиков AC/DC. Раздетый до трусов Ангус Янг, пьяные фанаты, мочившиеся не отходя от сцены... Да уж, такого Советский Союз точно раньше не видывал. Закончился концерт пальбой из пушек и фейерверком под признанный рок-гимн всех времен и народов For Those About To Rock (We Salute You).
Конечно, раньше никто и представить не мог, что в рамках одного фестиваля в Москве выступят сразу столько звезд мировой рок-сцены. Ознаменовав собой наступление долгожданной свободы в Советском Союзе, «Монстр Рока» в Тушино и по сей день активно обсуждаются в Интернете, став притчей во языцех уже для нескольких поколений рокеров России и стран СНГ.
Теперь о том, чего же не видели зрители, а именно, что же происходило за кулисами.
Во-первых, совершенно не работали никакие аккредитации, и бравые парни в черном из секьюрити (охрана) фирмы Ласло Хогедюша "Мультимедия" их как бы и не замечали. И вели себя весьма странно. Если из палатки (где были артистические раздевалки) выходили музыканты погулять или, простите, пописать, то их никто не сопровождал, и если кто-то из журналистов узнавал Ларса Ульриха или Криса Слэйда, то, проследовав с ним пару шагов, он мог спокойно с ним пообщаться. Чем и воспользовались телевизионщики и ряд журналистов, когда вокалист АС/ДС Брайан Джонсон вышел из палатки покурить.
Когда же приходило время выходить на сцену, то уже за полчаса секьюрити полностью расчищали большую площадь перед палатками, думая, видимо, что какой-нибудь советский журналист, не дай бог, поговорит с самим Энгусом Янгом или совершит на него покушение.
Кстати, самыми общительными оказались очень разговорчивые ребята из ПАНТЕРЫ и барабанщик МЕТАЛЛИКИ Ларс Ульрих, направо и налево раздававший автографы.
Как и ожидалось, аккредитации достались далеко не всем, большинству столичных рокеров они даже и не снились. А им так хотелось пройти туда, где тусовались все, кто имел или имеет хоть малейшее отношение к шоу-бизнесу: менеджеры, рок-критики, продюсеры, видеоинженеры, операторы. Милиция никак не хотела пускать за кулисы ни Валеру Кипелова из АРИИ, ни Криса Кельми, ни знаменитого Паука из КОРРОЗИИ МЕТАЛЛА. Они, конечно, прошли куда надо, но что им это стоило...
Пейзаж после битвы
76 человек обратились за мощью в медпункты.
51 - госпитализированы (из них 16 человек - сотрудники милиции), около сотни - отправлены в медвытрезвители.
49 человек - задержаны за хулиганство.
Изъяты ножи, один пистолет и марихуана.
На следующее утро размокшее от ночного дождя летное поле являло собой жалкое зрелище. Весь аэродром был покрыт бумажным мусором и битым стеклом. По мере приближения к сцене количество хлама возрастало. То и дело попадались металлические контейнеры для мусора - абсолютно пустые, чаще - перевернутые.
"Это вы поздно пришли, - заметил милиционер в плащ-палатке. - Тут пару часов назад можно было неплохо приодеться: куртки валялись, кроссовки, штаны. А сколько ножей на земле нашли..."
По полю деловито бродили сборщики стеклотары, один из них прошел мимо с полным мешком трофеев. "А что, и целые бутылки попадаются?" - полюбопытствовали мы. "Полно", - радостно ответил мужчина в средней степени отрезвления.
Впрочем, чему удивляться? Это только в кино бутылки с легкостью разбиваются об голову. В жизни обычно наоборот: страдает голова. А бутылка - целехонька, можно сдавать.
Заключение
Оценка Брайаном Джонсоном (бывший вокалист группы Geordie и нынешний участник австралийской рок-группы AC/DC):
- Нам абсолютно безразлично, с кем играть и где играть. Только что мы выступали в Париже, сегодня - в Москве. Это наша работа, за которую нам платят неплохие деньги. Зрителей мы не замечаем и не смотрим на их реакцию. Городов, где бываем, совсем не видим, Нам это неинтересно. Повторяю, мы работаем и получаем деньги. В окнах между гастролями отдыхаем и тратим заработанное. Такова жизнь...
Честно говоря, ничего другого мы и не ожидали услышать. Жаль только, что зрители и слушатели не понимают, за кого их держат в этой большой игре под названием "шоу-бизнес".
Часть текста взята с сайта rockcult.ru
Часть текста взята с сайта nneformat.ru
80 комментариев
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена