Дуэль
Дуэль покрыта таким количеством мифов и штампов, как никакое другое событие в истории человечества. Мы «помним» уже поздние дуэли, опутанные многовековыми традициями, пятью сотнями лет дуэльных кодексов, тремя сотнями лет запрещающих эдиктов, сулящих от смертной казни до пожизненного заключения для обоих дуэлянтов. Мы «знаем» дуэли по «Трём мушкетёрам», «Графине де Монсоро» и школьному курсу литературы, где нас изо всех сил учили ненавидеть Дантеса и Мартынова. Однако история дуэлей была настолько разухабистой и богатой, что даже не знаю, как подступиться к такой глыбище, а впрочем, начну с самого начала.
Древние египтяне, шумерцы, индусы, китайцы, греки и римляне были по сути своей сутяжниками и бегали в суд с любой проблемой вроде отдавленной ноги или перепалки с соседом. Для них поединок или какое-то вооружённое выступление было немыслимым: статусы и ранги прописаны жёстко, общество строго регламентировано – посмотрел на погон (цвет и отделку тоги, форму шапочки, отметку касты) и проявил субординацию, уберегаясь от стресса. Конечно, всякое приключалось, но что-то я не слыхал про знаменитые дуэли александрийских философов или римский дуэльный кодекс, гладиаторы в известной степени были дуэлянтами, но, как правило, их к этому принуждали или они делали это за деньги и формально это цирковое представление, а не дуэль. Но с уходом развитой системы государственной централизованной власти, когда суда как такового не стало, а военная демократия напрямую решала все вопросы мечом – возникла необходимость хоть как-то решать споры между членами племени или рода. Появилась необходимость в поединках для отстаивания имущества, авторитета и самой жизни. Даже слово дуэль (фр. duel от лат. duellum — «поединок», «борьба двух») – говорит о противостоянии двух противников.
Судебный поединок, как способ разрешения споров предусматривался, прежде всего, Варварскими правдами и применялся в основном германскими народами и славянами Древней Руси, он получил название «поле». По сообщениям арабских писателей X века Амина Рази и Мукаддези: «когда царь решит спор между двумя тяжущимися, и они решением его останутся недовольны, тогда он говорит им: разбирайтесь мечами своими — чей острее, того и победа». Обычно использовался в случаях, когда установить истину путём допроса свидетелей было невозможно, но ни одна из сторон не признавала своей неправоты. По сути, судебный поединок представляет собой санкционированную правом дуэль.
Согласно верованиям древних славян и германцев, битва была спором, отданным на решение божества. «То уже Богови судити» — обыкновенная формула, какую произносили князья перед началом военных действий. Поэтому и в частных раздорах, если обиженный восставал с оружием на обидчика, божество должно было помогать правому и карать нарушителя священных законов. Первые упоминания поля в русских источниках относятся к XI—XII веку.
Псковская Судная грамота постановляет, что выходить на поле могли не только мужчины, но и женщины. По общему правилу бой должен был быть равный, и поэтому малолетние, престарелые, больные, священнослужители, инвалиды и женщины могли нанимать и ставить вместо себя наёмных бойцов. Если иск подавала женщина против женщины, то наймиты запрещались. Допускался также поединок между ответчиком и свидетелем, когда последний показывал против первого. Показания нескольких свидетелей сами по себе являлись доказательством и их наличие делало поединок ненужным. Бой происходил под наблюдением приставов. За «полем» наблюдал посадник (об этом упоминается в Новогородской Судной грамоте), кроме представителей власти, присутствовали ещё стряпчие и поручители со стороны тяжущихся. Во Пскове и Новгороде на «поле» выходили в доспехах со щитами (в шлемах и кольчугах или ламеллярах), в Новгороде оружием были ослопы (дубинки иногда окованные, массой до 12 кг, как правило 5-6 кг – оружие бедноты, но крайне эффективное из-за мощного ударно-дробящего действия) и палки. Побеждённый, разумеется признавался неправым, сложных правил поединка не было, некоторые условия оговорены в Судебнике Ивана IV. «Поле» допускалось и между свидетелями, показания которых противоречили друг другу. Стоглав (Стоглавый собор — церковный и земский собор), запрещает «поле» для монахов и священников по всем преступлениям, кроме убийства, церковь вообще была против судебных поединков. Обычай решать спорные дела «полем» продолжал существовать в течение всего XVI века и исчез в XVII веке, соборное уложение 1649 года ничего не упоминает о «поле», заменяя его присягой.
Судебный поединок имел место не только на Руси, а например, в Чехии и регламентировался «Рядом земского права». Согласно ему, суд об убийстве родственника кончался поединком. Противники перед битвою присягали, вооружение состояло из меча и щита. Состязание происходило в специальном месте, ограждённом перилами. Утомленный боец мог просить отдыха до трёх раз. На время отдыха между соперниками клали бревно, через которое они не имели права переступать. Победитель отрубал своему врагу голову. Люди низкого звания должны были биться палками. За малолетнего сироту выходил на поединок один из родственников. Если в суд за убийство мужа или родственника подавала вдова, и доходило до поединка, то ответчик должен был стать по пояс в яму и оттуда сражаться с ней. Той же льготой пользовались незамужние женщины, если они того желали, в противном случае им предоставлялось сиротское право.
У викингов существовал особый вид дуэли – хольмганг (др.-исл. hólmganga — «прогулка по острову»). Доподлинно о проведении хольмганга неизвестно, считается, что он мог проводиться на каком-то острове, отмели (которую скрывает прилив для ограничения времени), шкуре в три метра шириной, на лодке или лодках и т.д. Проигрыш логично назначался по смерти противника, его тяжёлом ранении или сходе с места боя, тогда могли потребовать уплаты штрафа (виры). Жёсткого «Дуэльного кодекса Дурасова в извлечении для викингов», разумеется, не было, поэтому правила могли варьироваться в зависимости от участников, условий или страны. О правилах договаривались, непосредственно перед боем (например, о том, сколько раз допускается менять пробитый щит, где стучаться, чем и вообще куда бежать и что делать, а кто виноват выяснят в процессе). Причинение смерти на хольмганге не считалось убийством, хольмганг нередко служил способом обогащения для берсерков, считавшихся заядлыми тогдашними дуэлянтами. В IX—X веках он фактически приобрёл форму узаконенного разбоя: опытному воину достаточно было заявить притязания на собственность либо женщину другого, чтобы обязать противника к вступлению в поединок. Отказ от поединка навлекал на уклонившегося наказание - объявление нидингом, что обычно было равнозначно статусу презираемого изгоя.
Но поскольку викинги всё более цивилизовывались (из-за общения с Русью, Византией и Франкским королевством), стала крепнуть центральная власть, а с ней судебная система. К окончанию эпохи викингов (рубеж X и XI веков) стали предприниматься попытки законодательного регулирования хольмганга, с тем чтобы избежать бессмысленной гибели – людей и так было мало, а ещё они между собой резались, а не с врагом королей. Вскоре хольмганг уже вёлся до первой крови и заканчивался уплатой трёх мер серебра победителю. Хольмганг фигурирует в сагах об Эгиле, о Йомсвикингах, о Гуннлауге, о Кормаке. Оружие на хольмганге было обычным: копья наверняка редко использовались, а вот дубины, топор, сакс, реже секира или молот, ещё реже меч – сколько угодно. Доспех могли надевать, могли не надевать, всё зависело от благосостояния, оружие так же – дуэльных наборов у викингов не было, топор против сакса, меч против секиры.
Рыцарские времена как таковых дуэлей не знают – отдушину там находили в рыцарских турнирах и непрестанных войнах, было чем заняться, народа было и так немного. Непосредственно более-менее похожая на современную дуэль появилась в Италии, около XIV века. Тогда вошли в моду стычки по глухим углам в среде молодёжи, живущей вполне вольготно и потому бесящихся с жира. Поединки носили ожесточённый характер и назывались «бой в кустах» (ит. «bataille àla mazza») или «схватка зверей» (ит. «bataille en bestes brutes»), естественно ни о каком регламенте речи идти не могло, бились чем угодно и как угодно. Тогда же в Италии появился «Flos Duellatorum in Armis of Fiore dei Liberi» (около 1410) — первый известный дуэльный кодекс. Как-то ни странно, но такой вид схваток стал для итальянского общества большим шагом вперёд – там до этого собирались в настоящие шайки и вырезали дом обидчика подчистую. Всё это хорошо описано в шекспировских пьесах, где постоянно кто-то кого-то режет, стреляет, травит, происходят настоящие сражения слуг, бои со стражей и прочие безобразия.
Франция влезла в Итальянские войны (1494—1559 годов) из-за Неаполитанского королевства и поквартировав по итальянским городишкам, многие французы, англичане и испанцы впитали тамошние нравы. Крошилово пошло неимоверное, бились как хотели, поскольку хоть какой-то регламент появился лишь в XVI веке: «Восемьдесят четыре правила» и Le Combat de Mutio Iustinopolitain (1583) это ранние французские дуэльные кодексы, сформированные на основе итальянских. Дуэль была опаснейшим и желанным для многих мероприятием, началась так называемая «дуэльная лихорадка». Во-первых, дуэль могли использовать, как повод выманить в уединённое место и там убить при помощи наёмников. Во-вторых, могли нанять профессионального бретёра и тот либо просто подменял нанимателя (могли драться и два наёмника вместо дуэлянтов) или тот провоцировал дуэль сам. Изначально бретёрство преследовало банальный грабёж, после дуэли снимали сапоги и забирали оружие, а если повезёт и лошадь. Позже этого уже не делали, но всё равно бретёры постоянно продавали свою шпагу, хотя были и идейные экземпляры. В третьих никогда нельзя быть уверенным, что пока вы там корячитесь со шпагой, кто-нибудь не выстрелит из винтовальной пищали в спину. В принципе для этого и нужны были секунданты, они часто не стояли со скучающими лицами, а сами принимали активное участие – либо в групповой дуэли и бились с секундантами противника, либо отстреливая и закалывая возможных убийц. Никто не осудил бы дуэлянта, выстрелившего в противника вооружённого шпагой; профессионального солдата, заколовшего юнца или старика; добившего раненого. Дуэльные наборы это уже дела 19 в., тогда могли в лучшем случае сравнить длину шпаги или калибр ствола (Виконт Тюренн и граф Гиш затеялись как-то стреляться из аркебуз, перестреляли лошадей и зрителя, а потом пошли вместе бухать). Как правило, на дуэлях до 19 в. убивали или калечили, оставлять противника в живых считалось дурным тоном, а отклонить вызов почитали признаком слабости и общество этого бы не одобрило. Впрочем, опять же, если дворянин достаточно знатен и уверен в себе, он мог бы просто избить оппонента или что ещё позорнее приказать это сделать слугам, такое тоже практиковалось. А так на дуэли победивший убивал противника или намеренно его калечил, отрубив кисть, ухо, нос или щёку, это считалось ещё более почётным, чем убить. Калечили для того, чтобы дуэль не могла повториться, короткие гранёные шпаги могли нанести небольшую рану, особенно в конечности, а после выздоровления снова мог состояться поединок, число вызовов ограничивалось только здоровьем дуэлянтов.
Классическим примером французской дуэли раннего периода можно считать дуэль молодого Ашона Мурона, племянника одного из маршалов Франции, с пожилым капитаном Матасом в 1559 году. Во время охоты Мурон с Матасом повздорили, Мурон потребовал немедленного поединка, в ходе которого Матас, гораздо более опытный во владении шпагой, легко обезоружил Мурона, чем счёл дело законченным, после чего прочитал молодому человеку мораль касательно того, что не следует бросаться со шпагой на человека, если не знаешь, насколько он может быть опасен. Закончив свою речь, капитан отвернулся от противника, чтобы сесть на лошадь; в этот момент Мурон поднял шпагу и нанёс Матасу удар в спину, убив того наповал. Благодаря родственным связям Мурона дело было замято. При этом в обществе его подлый удар не получил никакого порицания, напротив, большинство удивлялось, как опытный капитан мог допустить такую оплошность и упрекало его за неуместный гуманизм. Надеть доспехи под одежду было вполне обычным делом. В то же время распространены «мужицкие дуэли» - различные схватки на ножах в Испании и Италии, в частности со связыванием левой руки.
Постепенно складываются общепринятые далее правила дуэли: оскорблённый выбирает вид дуэли, оружие, детей и стариков не трогаем, вышестоящего по положению тоже. Вырабатывается институт секундантов, которые могут убить нарушившего правила дуэли, сами дуэли становятся всё более формализованным и подчинёнными правилам. Появляется понятие равных калибров оружия, равных типов и длины шпаг, пользование своим пристрелянным или чужим не пристрелянным оружием (для тогдашних штучных пистолей это важно). Уделяется внимание отсутствию доспехов, предпочитают уже драться в рубахах или голыми по пояс.
Первоначально власти относились к дуэлям спокойно, нередко короли даже присутствовали при дуэлях наиболее известных бретёров или своих приближённых. Этой практике положил конец король французский Генрих II, после того как на дуэли в его присутствии фаворит Франсуа де Вивонн, сеньор де Ла Шатеньерэ получил ранение и через несколько дней умер. Трентский собор (1545—1563 год) запретил государям устраивать судебные поединки под угрозой отлучения и объявил автоматически отлучаемыми от церкви всех участников, секундантов и даже зрителей дуэлей. Погибших на дуэли, как и самоубийц, предписывалось не хоронить на кладбище. Указ кардинала Ришельё от 1626 года установил в качестве наказания за дуэль смертную казнь либо ссылку с лишением всех прав и конфискацией всего имущества для всех участников дуэлей, включая даже зрителей. В царствование Людовика XIV было издано 11 эдиктов против дуэлей. Тем не менее, практика дуэлей продолжалась в тех странах, где она изначально прижилась и где дуэли были распространены, в основном — в Италии, Испании и Франции. В правление Генриха IV дуэли стали важным источником наполнения постоянно истощавшейся королевской казны: за 20 лет правления было выдано более 7 тысяч официальных королевских прощений выжившим участникам дуэлей, только на их нотариальном оформлении (за которое платил получатель) казна выручила около 3 миллионов ливров золотом. При этом за те же годы на дуэлях погибло, по разным подсчётам, от 7 до 12 тысяч дворян. Император Иосиф II законодательно приравнял дуэль к умышленному убийству, Фридрих Великий ввёл жестокие наказания за дуэли в армии. Со временем наказания за дуэли смягчались. В XIX веке по уголовному кодексу Австрии за дуэль полагалось тюремное заключение, а по уголовному кодексу Германии — заключение в крепости. Наказание смягчалось, но общество в Европе уже не хотело дуэлей, поэтому за редким исключением всплесков популярности, как например «журналистские дуэли» во Франции в 30х- годах 19 в., становились редким и осуждаемым явлением.
В Россию дуэль пришла в основном при Екатерине II, первая приключилась в 1666 году и то между шотландцем Патриком Гордоном и англичанином Монтгомери. До Петра I и в его времена, споры решались судебным порядком, в русском обществе это считалось общепринятым как для бояр, так для помещиков и простолюдинов. При Петре Великом была смертная казнь за дуэль, однако никого так и не повесили, при Екатерине дуэли карали жестоко, но если не было ран и смертей, брали штраф, а зачинщика ссылали. Оживление дуэлей и их популярность в России пришла довольно поздно при Александре I, когда уже везде, кроме Германии (там студенты использовали вычурные мечи и тяжёлые рапиры, вкупе с доспехами) они были практически изжиты. Граф Фёдор Иванович Толстой (Американец) самый известный наш дуэлянт, убил то ли 11, то ли 17 человек, лишь однажды посидел за это в крепости, разжалован в солдаты, но гонял Наполеона так рьяно, что выслужился в полковники. Он же в 1826 году мог досрочно убить на дуэли Пушкина, но пронесло, впрочем, с точки зрения шпаги дуэлей в России практически не было, в основном стрелялись. Павел I как-то вызвал на дуэль всех монархов Европы, но дальше брошенного картеля дело не пошло.
При во ном министре П. С. Ванновском (1881—1898), в целях укрепления боевого духа в армии, в 1894 году изданы правила об офицерских дуэлях: все дела об офицерских ссорах направляются командиром войсковой части в суд общества офицеров:
- суд мог либо признать возможным примирение офицеров, либо (ввиду тяжести оскорблений) постановить о необходимости поединка (решение суда о возможности примирения носило характер рекомендательный, решение о поединке — обязательный к исполнению);
- офицер, отказавшийся от дуэли, обязан был в двухнедельный срок представить прошение об увольнении в отставку — в противном случае он подлежал увольнению без прошения;
- если один из участников дуэли погибал или получал тяжёлое ранение, то его противник мог быть подвергнут заключению в крепости сроком до полугода, без лишения прав состояния;
- секундантов, которые не предприняли оговорённых дуэльным кодексом мер к примирению противников ожидало до 8 месяцев заключения, за подстрекательство к дуэли до 4 лет заключения;
- за нарушение правил дуэли участники могли быть осуждены на каторжные работы.
Согласно статистике, в период с 1894 по 1910 год в русской армии состоялось 322 дуэли, в том числе 256 — по постановлению суда общества офицеров, 19 — самочинно, остальные — с разрешения начальника. В 315 дуэлях из 322 применялось огнестрельное оружие, в 7 — холодное. Участвовало: генералов — 4, штаб-офицеров −14, капитанов и штабс-капитанов — 187, поручиков, подпоручиков и прапорщиков — 367, гражданских лиц — 72. Смертью или тяжёлым ранением завершилось 30 поединков, остальные были бескровными или закончились лёгкими ранениями одного или обоих участников. Ни одно дело о дуэли не дошло до судебного рассмотрения и не привело к осуждению кого бы то ни было из участников.
Почему-то дуэль считается сугубо мужским делом, но дамы не менее увлечённо дырявили друг друга. Самой легендарной женской дуэлью (впрочем, ничем не выдающейся, обычная дуэль) считается поединок между маркизой де Несль и графиней де Полиньяк осенью 1624 года. Не поделив герцога Ришельё, (будущего кардинала), дамы, вооружившись шпагами, фехтовали в Булонском лесу, дуэль закончилась победой графини, которая ранила свою соперницу в ухо, о событии мы знаем благодаря запискам Ришельё и воспоминаниям самих дуэлянток. Первые достоверные сведения о женских дуэлях относятся к XVI веку, пик моды на дамские дуэли пришёлся на середину XVII века. Во Франции, Италии, Англии и Германии женщины скрещивали шпаги или вскидывали пистолеты практически по любому поводу: одинаковые платья, любовники, косой взгляд, громкий пук. Интересно, что будущая Екатерина Великая дуэлировала на шпагах в июне 1744 года, тогда она была ещё принцесса Софья Фредерика Августа Ангальт-Цербстская, будущая императрица получила вызов от своей троюродной сестры, принцессы Анны Людвиги Ангальт (без тяжких последствий для обеих). Вслед за Екатериной русские придворные дамы дрались с упоением, только за 1765 год произошло 20 дуэлей, на 8 из них секунданткой была сама императрица. К слову сказать, несмотря на пропаганду вооружённых поединков между женщинами, Екатерина была жестокой противницей смертельных исходов. Её лозунгом были слова: "До первой крови!", а посему во время её правления было всего три случая гибели дуэлянток. Это же относится и к мужским дуэлям при Екатерине, бились, но громких дуэлей со смертельным исходом никто сейчас и не вспомнит, две, которые помнят, произошли с Пушкиным и Лермонтовым значительно позже и были действительно чем-то из ряда вон выходящими. Российские женщины полюбили дуэли: в салоне госпожи Востроуховой только в 1823 году состоялось 17 (!) дуэлей. В те годы во Франции вошли в моду дуэли, на которых женщины дрались в полуобнажённом виде, а впоследствии, и полностью обнажённые, поэтому они называли русские женские дуэли «варварскими» - у нас женщины дрались в одежде.
Однажды графиня де Рошфор предложила шевалье д’Эон поучаствовать в розыгрыше: нарядила его в женское платье и отправила на маскарад, Людовик XV весь вечер оказывал знаки внимания незнакомке, когда же интрига раскрылась, король в гневе выслал графиню Рошфор из Парижа, та же участь ожидала и д’Эона. Но тут в дело вмешалась фаворитка его величества маркиза де Помпадур: она посоветовала Людовику использовать талант перевоплощения и актёрские способности шевалье в государственных интересах. В 1755 г. в Россию были отправлены шотландский дворянин Маккензи и его «племянница» Луиза де Бомон. Д’Эон в женском образе добился статуса придворной чтицы императрицы Елизаветы Петровны и регулярно отправлял во Францию донесения о состоянии дел в России. Благодаря этому Людовику удалось наладить дипломатические отношения с Россией. По возвращении во Францию шевалье за заслуги перед отечеством произвели в капитанский чин и отправили на войну, затем в той же «роли» шпионил в Англии. На закате своих дней д’Эон зарабатывал тем, что через подставных лиц заключал пари о своей половой принадлежности и в женском обличье устраивал показательные поединки на шпагах с мужчинами. Он оставался в образе старушки до самой смерти в 1810 г.
Про дуэли женщин и мужчин известно: оскорблённая вдова Сан-Бельмонт, переодевшись мужчиной вызвала обидчика на дуэль и победив в поединке, унизила противника ещё больше, показав кто она. В 1827 году мадам Шатеру вступилась за мужа и вызвала обидчика на дуэль, серьёзно ранив его шпагой. Оперная певица Мопен вообще как-то имела три дуэли подряд и уложила всех противников, Людовик XIV, часто каравший дуэлянтов и помещавший их в Бастилию, но столь же часто их выпускавший (1000-1500 прощений в год), простил её.
7 комментариев
7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
--------------------
Это просто гениально! :). Лошадей только жалко.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена