Звездообразные крепости, колонны Исаакиевского собора, Александровская колонна и ядерная война в 19
Крепость Буртанж (Bourtange), Нидерланды (1593 год)
Современное псевдоисторическое сообщество активно обсуждает «проблему звездообразных крепостей». Кратко «проблема» звучит так: в XIX в. некая великая цивилизация подверглась вторжению необозначенных врагов (предположительно рептилоидов), их многочисленные города-звёзды были уничтожены ядерной бомбардировкой, население согнано в концлагеря и подвергнуто массовому стиранию сознания. Затем оставшиеся и наименее пострадавшие города были заселены, а коварные некто переписали всю историю и уничтожили все следы великой цивилизации, где города-звёзды были огромными электростанциями и крепостями, а все сооружения соединены в единую электросеть. Пирамиды, античные здания, стиль барокко, роккоко и вообще любой архитектурный стиль - признак этой уничтоженной цивилизации. Кроме того, как неоспоримый факт подаётся изгнание Наполеона из Москвы воздушным термоядерным взрывом, а затем в 1817 году ответный ядерный удар.
Постараюсь без излишней детализации показать общую картину возникновения бастионно-равелинной системы крепостей. Появление в Европе пушек привело к образованию осадной артиллерии большого калибра, это были пушки, подчинённые непосредственно королю, отправлявшиеся исключительно для пробивания стен укреплённых городов и взятия крепостей. Высокие стены, предназначенные, прежде всего для удержания штурма пехоты и в меньшей степени для противостояния камнемётам (требушет или пόрок на Руси, мечущий камень весом до 140 кг на расстояние до 200 м), перестали выдерживать ядра. При взятии Казани Иваном Грозным, его пищали (пушки) «Большого наряда» уже метали ядра весом до 200 кг на расстояние до 300 м, осада превращается во взаимную артиллерийскую дуэль, осаждаемым требуется удобство обстрела из крепости, осаждающим крупнокалиберная артиллерия, для разрушения укреплений. С конца XV века повсеместно уменьшается высота стен и увеличивается толщина, улучшается сектор обстрела, круглые башни имеющие «мёртвую зону» для огня обороняющихся, заменяются на бастионы, характерные «звездообразные» пятиконечные сооружения. Так исключаются мёртвые зоны обстрела, эффективность огня возрастает за счёт двойного перекрытия зон обстрела, появляется возможности с максимальной эффективностью сбивать осаждающих с куртины (стены) фланкирующим огнём. Создание таких крепостей восходит к Микеланджело, он обновил укрепления Флоренции и придал им форму правильной звезды в 1528-1529 годах, далее подобные сооружения возводил Антонио да Сангалло Младший, но истинный волшебник и мастер бастионных сооружений творил через столетие, его имя Себастьен Ле Претр, маркиз де Вобан.
Преимущество бастиона перед башней на примере схемы и Московского кремля
Маршал Вобан (1633-1707) провёл в войнах всю свою жизнь, иногда геройствуя со шпагой, но обычно воевал лопатой, предпочитая «сжечь побольше пороха и пролить поменьше крови». Построил 33 новых крепости, отремонтировал 300 старых, его секретами пытались завладеть все агенты 007 того времени, не стесняясь в средствах. Автор «постепенной атаки» он провёл 53 осады, практически заново создал минную войну (упорядочил подведение минных галерей для взрыва стен крепостей) и разработал систему приближающихся к крепости окопов, позволявших не попадать под обстрел из крепости. Можно долго воспевать этого талантливого военного и оппозиционера, однако именно ему принадлежит авторство четырёх фортификационных систем, по которым и строили крепости в следующие два века.
Парк в бывшей японской крепости Горёкаку, 1855 года (Goryōkaku или яп. 五稜郭) и Балтийск (Пиллау), Калининградская область, XVII век (ок. 1626 года)
Неудивительно, что, наибольшее число бастионных укреплений можно увидеть там, где ярко блистал гений маршала Вобана, а именно во Франции, а так же в Голландии и Италии, где ему довелось воевать и строить. В России крепости бастионного типа есть в большом количестве, они связаны в основном с деятельностью Алексея Михайловича, затем подхватившего у отца знамя европеизации России Петра I и последующими многочисленными войнами с Турцией. Во времена Людовика Солнце все старались подражать пышности его двора и учиться у французских инженеров, а так же у их противников голландцев - мощной силы в Европе, постоянно соперничавших с Британией. Бастионные крепости, давно освоенные голландцами быстро распространились на многочисленные колонии Голландии, находившиеся в Северной и Южной Америке (небезызвестный Нью-Йорк назывался Нью-Амстердам), а так же по Индии и Индонезии. Испанцы, португальцы и британцы так же не пренебрегали передовым опытом, поэтому их бастионы возвышаются от Японии до Калифорнии. Юг России пестрит бастионными крепостями построенными турками под руководством французских инженеров или российскими инженерами, часто под руководством тех же голландских, шведских, шотландских, французских и итальянских инженеров.
Крепость Святой Анны перестроена из существовавшего с 1721 года земляного укрепления в 1730 году, использовалась как плацдарм для взятия Азова, оставлена в связи с неудачностью расположения и движением границ на юг (является предметом постоянных спекуляций, хотя вся её история задокументирована). Николаевская крепость (Омская область) построена в 1752-1755 гг., перенесена в 1761 году на 4 версты ближе к источнику пресной воды – естественному озеру (так же никаких загадок, всё задокументировано и понятно).
Относительно круглое озеро рядом с Николаевской крепостью естественное образование (в Омской области они не редкость), воронки в других крепостях или рядом легко объяснимы. Сотни пудов огненного зелья хранили в пороховых погребах как вне крепости, так внутри неё при осаде, во все времена при небрежном обращении с боеприпасами можно увидеть объявление: снова требуется полный списочный состав персонала на склад боеприпасов. Никакой ядерной бомбардировки не требуется, чтобы получить взрыв пороха, оставляющий характерную воронку большого диаметра. Для ядерного взрыва круглые неглубокие озёра и одновременно целая крепость, постоянно показываемые на спутниковых снимках не характерны, поскольку при наземном взрыве остатков крепости не читалось бы вовсе, а при воздушном не было бы глубокой воронки. Так же не имеется никаких данных по повышенной радиоактивности почвы и оплавлении, хоть в каком-либо из указанных «звездообразных городов» в любой части мира. Почему вокруг таких крепостей нет деревьев старше 200 лет? Вокруг крепостей вообще не должны расти деревья минимум на пушечный выстрел, поэтому они безжалостно вырубались. В Европе дрова были страшно дорогими, лишь недавно Европа восстановила хоть какие-то леса, до этого замки Луары стояли в чистом поле, а на островах Индонезии, где есть бастионные крепости, с расположенными там банком и казначейством, леса на продажу вырубали подчистую несколько раз на всех островах.
Карта расположения бастионных крепостей в Европе
Закрывая вопрос ядерной бомбардировки «звёздных городов» укажу, что такой тип крепости ни в коем случае не является «идеальной защитой от воздушного ядерного взрыва», иначе мы строили бы такие сооружения и теперь. Если вспомнить современные бункеры, то мы увидим их глубоко под землёй, с многочисленными шлюзами и многотонными дверями, призванными предохранить укрывающихся в бункере. Кроме того, системе жизнеобеспечения бункера требуется для полной автономности следующее: запас воздуха в многокубовых ресиверах, тонны провизии на складах, тонны воды в резервуарах, энергия, система канализации и очистки стоков для повторного использования; при частичной автономности нужна система фильтрации воздуха. Всё это грандиозные сооружения, гораздо более затратные по времени и материалам, чем сама крепость, которая, намного проще в строительстве постоянно упоминаемых египетских пирамид. В «звёздных крепостях» нет никаких вспомогательных сооружений, кроме понятных пороховых погребов и подземных ходов, никаких остатков лафетов «космических орудий», «линий энергоснабжения», только кирпичи с клеймами соответствующими году постройки по документам, монеты, пуговицы и пули той эпохи. Всё более чем укладывается в известную историю, войны на юге были грандиозными, крепостей возводили сотнями, происходили стычки в Сибири, остроги и крепостцы перестраивались на старых основаниях, многократно реконструировались. Если поискать соответствующий исторический труд о крепости или лучше поехать в краеведческий музей, то вы обретёте в лице смотрителя вдохновенного рассказчика, обрадованного интересом к его любимой теме, уверяю, его повествование будет наполнено интересными подробностями и настоящими документами в витринах музея.
Реконструкция шведской крепости Ниеншанц, построенной в 1611 году на месте русского торгового поселения (р.Охта, С.-Петербург) и крепость Санкт-Петербургская (Петропавловская, о.Заячий), 1703 год.
Небольшое количество зданий в стиле неомодерн объясняют не тем, что колониальная администрация их немного и построила в XIX-XX веке, лишь высасывая из стран ресурсы и не заботясь о населении, а тем, что их все разрушили. Постоянно приводятся картинки неизвестного авторства якобы дворцов XVII-XVIII веков в Индии, построенных в «едином стиле», при том, что существующие дворцы в основном построены в XIX веке в неомодерне и экзотических стилях, как например индо-сарацинский. Не нужно быть историком архитектуры, чтобы определить какой дворец копировали и до сих пор копируют во всём мире – Версальский, на тот момент блистательнейший из блистательных. В каждой столице мира, не только в Европе есть свой подражательный Версаль, это был вопрос престижа владельца - все хотели «как у Короля-Солнца», но во множестве сохранились настоящие «местные» дворцы, в регионах меньше затронутых колониальной администрацией, они несут чёткий отпечаток местного колорита. Такие сооружения как Запретный город, индонезийские грандиозные храмы Прамбанан и Боробудур, Киотский и Токийский дворцы, гигантский храмовый комплекс Ангкор-Ват в Камбодже, деревянный дворец царя Алексея Михайловича (Коломенский) и широко известные города Теотиуакан и Мачу-Пикчу – вовсе не относятся к «повсеместному колониальному стилю». Колониальная архитектура немногочисленна, расположена в столицах бывших колоний, как правило, её строительство задокументировано и ничего сложного и фантастического в строительстве этих дворцов и домов нет вовсе.
Майсурский Дворец или дворец Амба Вилас, Майсур, юг Индии, 1897-1912 год и Дворец Лопес (исп. Palacio de los López), Асунсьен, Парагвай 1857—1867 годы.
Процесс формирования якобы «колониального стиля», а переходя на принятый наукой язык барокко, роккоко, модерна и неомодерна шёл постепенно, переходные формы, их поиск, широко описаны в литературе, эскизах и картинах, а главное доступны в дворцах-музеях. При этом нет какого-то «единого» стиля – в колониях Испании явственен испанский колониальный стиль, в колониях Британии совершенно отличный британский колониальный стиль (термин колониальный стиль используется в архитектуре и интерьерах применительно к конкретной стране-колонизатору). Они как по архитектуре, так по внутреннему убранству и устройству жизни в доме крайне отличаются, как отличаются описанные выше крепости, они хоть и «сделаны как по образцу», на самом деле в корне различаются по планировкам, методам строительства и ведения боя. Поэтому единого «колониального» стиля не существует, попытка доказать «одинаковость» архитектурного стиля по всему свету просто упирается в банальное незнание азов истории архитектуры. Большинство зданий, особенно в Новом Свете, были построены в конце XIX - начале XX века, причём в стиле неоклассицизма, если не брать в расчёт довод «не могли дикие потомки конкистадоров такое построить», то достаточно посмотреть на Панамский канал, дамбу Гувера и Днепрогэс, представляющие собой циклопические сооружения, несравнимые по сложности с пресловутыми пирамидами. Можно сравнить Королевский дворец в Мадриде и Эрмитаж – считается они самые похожие из дворцов, поскольку строились примерно в одно время, или Лувр и замок Тауэр, если исходить из означенных выше домыслов, все они должны были находиться внутри звездообразных крепостей и быть одинаковыми по архитектуре.
«Анализ» изготовления царской ванны артелью Самсона Суханова, Баболовский дворец, Царское Село, 1811-1818 год, дополировывалась до 1828 года (у полировки нет классов, шероховатость определяется в мкм и хотелось бы заметить, что токари не занимаются обработкой камня, диаметр патрона токарного станка должен бы составить 6-10 м, учитывая диаметр ванны 5.33 м и вес 48 т.)
Многочисленные инсинуации по вопросу невозможности литья пушек из чугуна и медных труб; обработки гранита и применению «геополимерного бетона»; перевозки подъёма блоков и колонн весом 400-600 т. возникают из-за полного незнания процессов металлообработки, работы каменщиков и такелажников, а так же фактов истории. Больше всего «пострадал» блистательный Санкт-Петербург, «найденный в готовом виде в лесу Петром I и кое-как приспособленный для нужд столицы», а не существовавший в составе Водской пятины Новгородского княжества со времён основания крепости Ландскруна в 1300 году и далее в составе шведского Нотебургского лена в виде богатого города Ниен. Пытаются обосновать «обретение» города «невозможностью изготовления такой точности и размера гранитных колонн» и типом крепости Санкт-Петербургская (более известной как Петропавловская), не зная о второй бастионной крепости шведской постройки Ниеншанц 1611 года. В связи с «трудностью обработки» гранита, Санкт-Петербургу отказано в возведении как Исаакиевского и Казанского соборов, так Медного всадника и вообще гранитных набережных, а особенно Александрийского столпа. Отрицается наличие чертежей соборов, литографий и картин, составного Гром-камня, карьеров по добыче, памятной медали, чертежей судов для доставки, механизмов подъёма и выгрузки, многочисленных публикаций. Александрийский столп тоже не устанавливали, а всего лишь ремонтировали, потому как «такую махину заворотить и сейчас нереально». Почему нужно смеяться от свидетельств, что колонну поставили вертикально всего за 40 минут остаётся загадкой, обычно приводят рисунок, где пара человек тянет хилые канаты, а я предлагаю ниже литографии руки самого Монферрана, там видно грандиозное сооружение, занимающее всю Дворцовую площадь, по которому колонну поднимали. Непонятно почему указанные в документах 600 солдат, использованные при перекосе судна со столпом и утоплением колонн Исаакиевского собора вызывают такой сарказм – это ровно шесть рот мирного времени. Если при подъёме столпа использовались 1700 солдат и 100 матросов, не считая унтер-офицеров и такелажников, то это так и указано в документах. Схема кабестанов (подъёмных воротов), организация перевозки колонн и столпа у инженеров вызывает лишь тихую зависть к продуманности мероприятия и разумности организации двухлетней работы тысяч людей. Впечатляет «анализ» износа гранитных плит набережных, видимо «исследователи» думают, что Петербург сразу имел гранитные набережные, а не представлял собой поначалу скопление мазанок в фахверковом голландском стиле на топком берегу. Набережные и дома многократно перестраивались, с использованием как Исаакиевский собор старых построек, современный облик Петербург приобрёл после войны, а до этого были наплавные мосты, трамвай ходил по Невскому проспекту и была масса нехарактерных для XXI века черт. Часто указывают на «древность» Санкт-Петербурга из-за того, что в частности в Меншиковском дворце нижний ряд окон утопает в грунте, дескать, это культурный слой, по которому Петербургу не менее 1000 лет (или ещё больше). Грунт проседает, многие дворцы и дома на слабом фундаменте уходят под землю, улицы мостят и покрывают асфальтом, большинство зданий многократно перестроены, Эрмитаж – третье здание от изначального, Исаакиевский собор четвёртый вариант, поэтому «двери на втором этаже» и т.п. курьёзы могут быть остатками ветхих балконов (характерно для Петербурга) и реконструкций.
Вырубка колонн в каменоломне Пютерлаксе (ныне Пютерлахти, Финляндия) и доставка на строительство Исаакиевского собора из альбома литографий Огюста де Монферрана, изданного в Париже в 1845 году.
Как бесспорные доказательства ядерной войны приводят дневник некоего наполеоновского лейтенанта Шарля Артуа (без названия части, упоминаний в других источниках не обнаружено) якобы найденный неизвестным где-то под Тулоном и проходящий в неуказанном месте «ряд экспертиз». Там сказано, что лейтенант в Москве наблюдал пятисекундное «невысокое солнце», после чего загорелись стены и крыши, быстро потушенные солдатами, а наблюдавшему «опалило лицо» (образцовый военный, успел достать часы и зафиксировал время, управляя ликвидацией пожара). Солдаты части страдали кровавым поносом и слабостью, неудержимой рвотой, через неделю были отмечены случаи облысения, гнойники и язвы. Полковые врачи поставили диагноз дизентерия и холера (что характерно для скученных армий того времени и зафиксировано во всех донесениях наполеоновской армии, потерявшей от болезней до половины списочного состава ещё до Бородина). Симптомы лучевой болезни не все, не указаны головная боль, покраснение кожи, кровоточивость дёсен, температура, упомянуты лишь слабость и рвота, а выпадение волос наступает раньше недели, через четыре-пять дней. Учитывая букет заболеваний войска, оккупировавшего Египет и всю Европу (от малярии и холеры до сифилиса и тифа), ужасающее качество провианта и воды во французской армии – удивительно как из России вышло хотя бы 30 000 оккупантов из декларированного полумиллиона. И совсем на поверхности лежит отсутствие ударной волны и слепоты от вспышки, чьему воздействию должны были подвергнуться расположенные рядом части, но не подверглись, благо нет недостатка в достоверных исторических документах французской и русской армии.
Вариант Казанского собора Д.Кваренги и принятый 14 декабря 1800 года проект А.Н.Воронихина
Другим «бесспорным» свидетельством являются воспоминания Байрона о жутких холодах и неурожаях, начавшихся с 1815 года, что должно указывать на ядерную зиму. Действительно, летом 1815 года в Новой Англии (Северная Америка) во многих штатах в июне выпадал снег, что несло серьёзный ущерб сельскому хозяйству, с 1816 по 1819 годы из-за похолодания на юго-востоке Европы начались эпидемии тифа, а во многих городах беспорядки, вызванные голодом, мором скота и неурожаем. Однако вызвано локальное похолодание было крупнейшим в истории человечества извержением вулкана Тамбора на о.Сумбава в Индонезии, унёсшего там жизни 70 000 человек, вызвавшего цунами высотой 4 метра, смывшего множество прибрежных поселков Малайского архипелага. Колонна пепла и дыма поднялась на высоту до 43 км, вызвав трёхдневную ночь на расстоянии до 650 км от вулкана, Тамбора сверкал и извергался в течение 3 месяцев. Причём в Индонезии подобные извержения бывают нередко, засыпая многометровым слоем пепла целые деревни, города и огромные храмовые комплексы.
Доставка Александрийского столпа (крен баржи при погрузке, устранён за двое суток непрерывной работы шестью ротами солдат) и конструкция для установки на Дворцовой площади
Изучение истории даёт понимание, что люди даже в начале ХХ века чувствовали и мыслили не так как сейчас, условия жизни были суровыми, доступ к информации минимальным, её качество сомнительным, поскольку она часто не проверялась. Вывод о существовании Великой Тартарии на основании карты, удалённой в последующем издании из Британской энциклопедии, нельзя назвать выводом «на кончике пера», только десятое издание получило распространение, грубые ошибки, намеренные фальсификации и опечатки находят сотнями даже в эталонном пятнадцатом издании. Например, статья с рекордными восемью ошибками в Encyclopaedia Britannica о Менделееве, поэтому любая энциклопедия или мемуары не Абсолют, какие-либо картины, миниатюры, гравюры, не подтверждённые другими источниками, не могут служить основанием для теорий. Например, тщательно с большими затратами времени и сил выполненный «анализ литографий Монферрана и картин других авторов», имеющий далеко идущие выводы, упирается в банальное непонимание того, как делают литографии и натурные зарисовки. Монферран не мог с фотографической точностью запечатлеть все детали, часть рисунка или рисунков делали ученики и помощники, в мастерской при нанесении на литографский камень рисунка могли пропасть или добавиться детали, понравившиеся или не понравившиеся мастеру-печатнику. Нормальным было убрать какую-то неприглядную часть конструкции, добавить или убавить число рабочих, приодеть их, приукрасить баржу, исказить для героизации размеры, пририсовать популярный узор для красоты. Поэтому на одних рисунках может появиться одиночная свастика для украшения, которой нет на других рисунках, или пропасть выступ камня, характерный при вырубке, а на других появиться. Часто рисовальщиками были просто офицеры, незнакомые со строительством, поэтому могли появиться просто несуразные и абсурдные элементы. Часть рисунков делалась в позднее время по памяти, добавляются элементы, кажущиеся обычными и которые «были всегда», как например, служившие в кавалерии на «исторических» картинах писали детали упряжи своего времени, отчего античные герои упираются в стремена, размахивая средневековыми стальными мечами (этим же пестрят современные «исторические» фильмы). В те времена не придерживались жанра соцреализма, нормально было добавить любое несуществующее лицо или сооружение, несущее понятный окружающим того времени символизм, литография или картина не фотография, понимать буквально не надо, делать только на их основании далеко идущие выводы не стоит. Нужно критически подходить ко всему массиву информации, а не отбрасывать сразу неудобные факты и выгораживать подходящие, не сомневаясь в их достоверности. Говоря о «невозможности построить», предлагаю посещать лично каменоломни, балтийские форты с полигональной кладкой, крепости, почитать об истории их создания и убедиться, что предки были великими строителями, учёными и военными.
Расколотый валун-осколок Гром-камня у пристани, Северное побережье Невской губы (видны следы сверлений) и работающая поныне финская пютерлахтская каменоломня (Pyterlahti quarry) по добыче гранита, так же со следами добычи на старых участках, расположенных в сотне метров от Финского залива
Таким образом, при строгом анализе указанного комплекса мифов, они не выдерживают никакой критики. Конечно сложно парировать довод о том, что ретрограды-рептилоиды и их верные приспешники историки подделали сотни и сотни тысяч документов, включая личные дневники, письма и воспоминания, причём всё это сделали на бумаге той эпохи, чернилами того времени и почерком, характерным для людей живших тогда. А так же перетащили с места на место миллионы тонн грунта, создали аутентичные раскопы, перестроили мегалитические сооружения, разбросали повсюду гигантские камни и курганы, спрятав заодно все следы мега-цивилизации. Однако, на мой взгляд, изучение истинной истории, в действительности гораздо более фантастической и интересной, чем самые отчаянные досужные выдумки, является намного более захватывающим и точно более полезным. И на вопрос «звёздные крепости, в чём их загадка», ответ простой: никакой загадки нет, есть только упорный труд талантливых фортификаторов и строителей, у них есть чему поучиться. В наше время так же создаются грандиозные сооружения, работают архитекторы, проектировщики, бетонщики и сварщики, чьими зданиями будут восхищаться в будущем.
Египетские пирамиды и постройки современности, в реальности которых лично убедиться не составляет труда, причём пирамиды имеют небольшие помещения внутри, а современное здание это сотни тысяч километров арматуры, десятки тысяч километров трубопроводов и кабелей. Их возводили не сотни тысяч рабов, а как пирамиды буднично с 9 утра до 18 часов вечера, с перерывами на обед и праздники, несколько тысяч профессиональных строителей.
Список литературы:
1. Вобан Себастьен Ле Претр де. Большая советская энциклопедия в 30 томах, гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969—1978.
2. Бастион. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
3. Чеканова О.А, Ротач А.Л. Огюст Монферран. – Л.: Стройиздат, 1990.
4. Никитин Н. П. Огюст Монферран, Проектирование и строительство Исаакиевского собора и Александровской колонны. — Ленинград, 1939.
5. Чертежи и подробности создания памятника в честь императора Александра. Париж, издательство братьев Тьерри, 1836.
6. Каганович А.Л. Медный всадник: История создания монумента. — Л., 1975.
7. Воронихин А.Н. Чертежи и рисунки. Л.-М:. Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1952.
8. Бестужев Н.А. Колонны Исаакиевского собора. Петербург в русском очерке XIX века. Л.: Издательство ленинградского университета, 1984.
9. Проф. Н. Н. Лукнацский (Ленинград), журнал "Строительная промышленность" №13 (сентябрь) 1936, стр.31-34.
10. Невероятное русское техническое достижение. Памятник воздвигнутый во славу Петра Великого или рапорт о проведённых работах и технических средствах которые были использованы для доставки в Петербург cкалы весом в две тысячи тонн, предназначенной для использования в качестве основания для cтатуи данного Императора на коне и пр. — Афины: Общество по изучению истории Греции, 2003 (Репринт. переиздание 1777 г.)
29 комментариев
7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
Тут фактическая ошибка. Саму большую пирамиду одновременно возводили не более 10 тысяч человек.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена